Джованни Боккаччо «Декамерон»



Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.)

В основе инфа лекции + анализ и краткие пояснения сюжета

 Боккаччо преклонялся перед Петраркой, однако он опередил его в литературных достижениях и создаёт новый жанр в прозе – авторский сборник новел «Декамерон».

Весь первый этап творчества Боккаччо проходит под знаком любви к Мария Даквина, литературное имя которой было Фьямметта.

После 1340 г. начинается период рассвета его творчества. Основные шедевры этого периода – «Фьямметта», поэма «Фьезоланские мифы» (1346 г.), «Декамерон» (1353/54 гг.). Потом у Боккаччо наступает душевный кризис, и он пишет совсем другие произведения.

«Декамерон»

Ссылочка на ознакомление с кратким содержанием - https://briefly.ru/bokkachcho/dekameron/

Заглавие книги:
 «Начинается книга, называемая ДЕКАМЕРОН, прозванная Principe Galeotto, в которой содержится сто новелл, рассказанных в течение десяти дней семью дамами и тремя молодыми людьми». Такое заглавие отсылает нас к средневековой письменной традиции. И так Боккаччо определяет характер своего произведение: это произведение, фиксированное автором на бумаге, а не устное. Стоит обратить внимание на имя «Декамерон», именно оно отсылает человека к мифу о сотворение Богом мира, так как слово «Декамерон» схоже со словом «Гептамерон». И задача Боккаччо поистине грандиозна, если он сравнивает себя с самим Богом. В названии же определена и композиционная организация «Декамерона»: «сто новелл, рассказанных в течение 10 дней». Интересно, что в название книги Боккаччо включает и прозвище(Принц Галеотто), посредством этого прозвища он ставит перед собой задачу смешать жанры, показать неоднозначность персонажей, характеров, сцен. И так Боккаччо создаёт принципиально новый литературный жанр.

Сами сюжеты абсолютно не новы. Новеллы написаны в прозе, а не в поэзии, как писались они раньше.
У Бокаччо появляется прямой авторский голос, появляется личная мотивировка в создании книги. Появляется во «Вступлении» и образ читателя, так как Боккаччо прямо обращается к читателю. Он говорит о том, что обращается именно к женщинам, так как они натуры чувствительные и могу воспринимать текст более остро. И вот этот диалог читателя и автора составляет и первую раму «Декамерона».

Далее - описание реальности и того, что происходило во Флоренции – чумы.
Флоренция = весь мир
Чума = болезнь в целом, болезнь всего мира
Боккаччо представляет нам все события (жанр хроники), что происходят, он начинает описывать натуралистические подробности того, как проходила чума. Описывается и реакция людей на эти события, и выясняется, что если сначала люди помогают друг другу, то потом каждый думает только о себе. Мир переворачивается с ног на голову: животные кормятся сами и возвращаются в дома, а люди даже прокормить себя не могут, готовясь к какому-то концу света, тут чума превращается уже в духовную болезнь человека.

Завязка сюжета – разговор семи дам в церкви, которые приходят к выводу о том, что самое правильное сейчас – уехать из города и жить «в свое удовольствие». Дамы считают благоразумным взять с собой и молодых людей – для безопасности, соблюдения приличий и развлечения.

Приехав на место, общество решает, что каждый день они будут развлекать друг друга рассказыванием новелл, и каждый день будет избираться «королева», которая может назначать тему обсуждения

Первый день:
Он не имеет объявленной темы, хотя и посвящен рассказам о том, как слово меняет судьбу человека, спасает ему жизнь, иногда заставляет поменять веру (как еврей Авраам, который видит развращение папского двора).

День шестой – 51 новелла - этот день очень важен для Боккаччо.
Апогей силы слова.
 В этой новелле рассказывается о Мадонне Аретте и о том, как рыцарь рассказывает ей «прекраснейшую» новеллу. Однако рассказывает он плохо. И это ключ к «Декамерону», ведь сюжеты, рассказанные здесь, известны всем, но рассказывает Боккаччо эти сюжеты по-новому. И тут выявляется третий уровень, третья рама «Декамерона», который составляют персонажи, живущие в художественном мире произведения.

Боккаччо не выносит из своих рассказов никакой морали сам, эту работу он отдаёт читателю. И о том, как воспринимать эти новеллы, Боккаччо говорит в финале «Декамерона»: он убеждён, что каждый будет воспринимать эти новеллы по-своему;

Важной является и первая новелла «Декамерона», которая задаёт вектор восприятия того, что будет затем рассказываться. Это новелла о сэре Чаппеллетто, отъявленном негодяе, лгуне, интригане. Однажды этот сэр Чаппеллетто приезжает к купцам, селится у них. И вдруг, герой заболевает и решит при смерти, купцы, боясь за свою репутацию, приглашают священника, дабы тот исповедовал сэра Чаппеллетто. Хитрец умирающий рассказывает священнику о своих «великих грехах» (один раз плевал в церкви и т.п. – то есть мелочи, которые делают его в глазах священника святым человеком). После же смерти Чаппеллетто священник приходит в церковь и рассказывает о смерти героя, героя делают святым. (опять же, тема слова и как оно меняет жизнь)
И вот то, как воспринимать сие событие, новеллу говорит рассказчик в конце самой новеллы: есть божественный промысел, который человеку постигнуть невозможно, понимать надо то, что здесь, на Земле, и рассказчик будет рассказывать только о земном.
 «Декамерон» - это рассказ о том, какой мир может сотворить человек; это может быть и мир новелл, а можно и сотворить новый мир, который является уходящим и приходящим, несовершенным. Отсюда и такая огромная роль человека, ведь он творец мира.

 Жанровые особенности произведения: (по Андрееву)

- «Декамерон» - книга новелл;

- Все сюжеты приводятся к общему знаменателю, единству (житийная тематика снижается, рыцарский сюжет наполняется изображение чувственной любви, а сюжет очищается от эротизма и комизма), в связи с этим важен и парадоксальный поворот сюжета (он представляет в новом свете любую ситуацию);

- Драматизация и зарождающийся психологизм конфликта (В «Декамероне» поступки указывают на чувства персонажей);

- Рассказ новеллы освобождается от морали, дидактизма (У Боккаччо, конечно, есть некоторые утверждения, но они достигаются лишь художественными средствами);

 

- Новый статус новелл (до Боккаччо новелла занимала низкую позицию (это была городская, комическая литература, у Боккаччо жанр новеллы возвышается, так как деление на «серьёзные» и «смешные» жанры размывается; статус новелл повышается за счет стиля и рассказчиков)

Тематика новелл

В то время как в обрамляющих новеллах Боккаччо показывает идеальное культурное общество, в рассказах проявляется реальная жизнь с многообразием характеров и житейских обстоятельств. Персонажи новелл принадлежат к различным социальным слоям. Характерная черта прозы — подчеркивание возвышающей нравственной стороны любви. Кроме того, очевидно высмеивание ханжества и сластолюбия духовенства.
Основные темы:

1. Образцовые герои(в особенности, новеллы VI и X дней): обладающие интеллектом, остроумием, цивилизованностью, а также щедростью и любезностью.

2. Религиозная тематика с редкими, но весьма ядовитыми антиклерикальными замечаниями

3. Любовные истории— самая обширная. Новеллы от забавных и неприличных до воистину трагических

4. Возраст— автор осмеивает расчетливость и лицемерие стариков, восхваляя неподдельность чувств юных

5. Женщины— в том числе матери

6. Насмешки и ирония(в особенности, новеллы VII и VIII дней):

Герои «Декамерона»

Десять рассказчиков «Декамерона» — описаны как реальные люди с вымышленными именами, выведенными из их характеров. Рассказчиками являются некоторые герои прежних поэм. Почти все женские образы с такими именами встречались в ранних произведениях писателя и были персонажами любовных историй, в то время как в трех юношах Боккаччо дает читателю три различных образа самого себя — так как он уже выводил себя под этими псевдонимами в предыдущих сочинениях.

Дамы(возраст от 18 до 28 лет):

- Пампинея (итал. Pampinea, «цветущая») — родственница одного из юношей

- Фьяметта (итал. Fiammetta, «огонек») — возлюбленная автора, как считается, настоящее имя Мария д’Аквино

- Филомена (греч. Filomena, «любительница пения») — псевдоним дамы, в которую Боккаччо был влюблен до Фьямметты.

- Емилия (лат. Emilia, «ласковая»). Это имя использовалось Боккаччо в нескольких произведениях, особо отмечается её красота.

- Лауретта (итал. Lauretta) отсылает к образу Лауры— возлюбленной Петрарки. Особо хороша в танце и пении.

- Неифила (Нейфила)(греч. Neifile, «новая для любви») — любима одним из юношей, скорее всего Памфило. Отличается кротостью нрава.

-Елиза (Элисса)(итал.Elissa, второе имя Дидоны Вергилия). Отличается насмешливостью.

Юноши(возраст от 25 лет):

 

- Панфило (греч. Panfilo, «весь любовь; полностью влюбленный») — характер серьёзный, рассудительный. Имя неверного любовника, встречающееся в эклогах Боккаччо и в его «Фьямметте».

- Филострато (греч. Filostrato, «раздавленный любовью») — характер чувствительный, меланхоличный. Предположительно влюблен в Филомену.

- Дионео (итал.Dioneo, «сладострастный», «преданный Венере»), обладает чувственно-веселым характером, оговаривает себе привилегию рассказывать историю последним и уклоняться от темы дня.

Слуги: Пармено (слуга Дионео), Сирис (слуга Панфило), Тиндаро, Мизия (служанка Пампинеи), Личиска (прислужница Филомены), Кимера и Стратилия (горничные Лауретты и Фьямметты). Все их имена греческого происхождения и происходят из античных комедий.

Единственными сквозными персонажами собственно новелл являются три реально существовавших художника — Каландрино, Бруно и Буффальмакко, где рассказывается не об их искусстве, а о веселых проделках: Бруно и Буффальмакко постоянно обманывают и дурачат недалёкого Каландрино.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!