Камоэнс «Сонеты», «О несправедливом устройстве мира»
Луис де Камоэнс (около 1524/25 – 10 июня 1580) - величайший поэт Португалии (для Португалии и для всех португалоязычных народов значит то же, что для нас - Пушкин). Сведения о жизни Камоэнса чрезвычайно скудны. Не только год, но и место его рождения нельзя установить с достоверностью (и родился, и умер предположительно в Лиссабоне).
Имя Камоэнса давно стало достоянием русского культурного сознания: первым о нем во всеуслышание заговорил М. В. Ломоносов – в «Кратком руководстве к красноречию» (1748), а сорок лет спустя появился, сделанный А. И. Дмитриевым, полный прозаический пересказ «Лузиад» - поэмы, в которой Камоэнс воспел плавание своего предка Васко да Гамы в Индию. Камоэнс был и оставался долгое время известным только как один из самых прославленных создателей стихотворного эпоса Нового времени – в одном ряду с Данте, Тассо, Мильтоном… Герои «Лузиад» - люди, совершившие большее, нежели позволят человеческие силы, дерзнувшие нарушить «заповедные пределы». Они – «полубоги», участвующие в действе поэмы наряду с богами, титаны. Среди персонажей есть подлинный гигант – Адамастор, существо ужасающего вида, обращенное в наказание за любовь к морской нимфе Фетиде в прибрежную гору – мыс Бурь (мыс Доброй Надежды). Трагическая участь Адамастора – свидетельство того, что в поэзии Камоэнса с понятиями «безграничность», «величие», «безмерность» соединены не только «деяния», «слава», «империя», «бессмертие», «гордость», но и «страдание», «боль», «одиночество», «тоска». Причина мук, на которые обречен Адамастор, - он сам, его «безобразная величина» (телесно воплощенное «величие»), его чрезмерные, превосходящие пределы осуществимого желания, ибо нет такой нимфы, которая могла бы насытить страсть гиганта. Великое страдание, безмерная боль, неутолимая любовь, безграничная тоска – все это постоянные мотивы лирической поэзии Камоэнса. «Португальский Гомер» был также и превосходным лириком: в его нежных и грациозных canzoes, одах, элегиях и эклогах отражается вся его несчастная жизнь.
|
|
По возвращении из Сеуты в Лиссабон Камоэнс ведет двойную жизнь: поэта-дворянина и обитателя городскогодна.16 июня 1552 года во время вооруженного ночного нападения он ранит королевского стремянного и попадает в тюрьму. Стремянной простил Камоэнса, и Король дает ему свободу. Потом странствует по Азии. Пишет канцоны «Вблизи сухих, бесплодных, диких гор…», «С необычайной силой…» - в них размышляет на свою неизменную тему– о том, что ему нет места на земле. За недостатком средств возвращение поэта на родину растянулось на два года. В 1570 г. прибывает в Лиссабон. В 1572 г. поэма «Луизиады» вышла из печати.
|
|
В стихах Камоэнса многократно, навязчиво, заклинающе звучат имена его преследователей: Судьба, Случай, Рок, Звезды…В одном ряду с ними нередко появляется Фортуна– образ-символ, вбирающий в себя камоэнсовскую трагическую концепцию действительности: именно она, а не благое Провидение, управляет ходом событий в мире, который в своих внешних, доступных человеческому опыту и разуму проявлениях, предстает как всеобщий разлад, распад, хаос, как торжество бессмыслицы и несправедливости. «Октавы о несправедливом устройстве мира, посвященные дону Антонио де Норонья» - наиболее законченное выражение философских и общественно-этических взглядов поэта-гуманиста эпохи трагического Возрождения, современника – в пределах эпохи – Микеланджело и Торквато, Тассо, Ронсара и Монтеня, Шекспира и Сервантеса.
Эта эпоха еще очень близка к Ренессансу, неразрывно-кровно с ним связана. От Ренессанса в творчестве Камоэнса:
· титанизм усилий, направленных на противоборство с Судьбой;
· неоплатоническое «вероисповедание»;
· сопряженная с неоплатонизмом поэтическая традиция – «петраркизм»;
· восхищение богатством и многообразием земного бытия;
· языческая чувственность;
|
|
· сама система поэтических жанров – сонет, канцона, ода, эпопея, эклога
Но часто ренессансные образы и формы лирики Камоэнса несут на себе печать сверхъестественной напряженности или маньеристской опустошенности (достаточно представить рядом хохочущих великанов Рабле и трагического титана Адамастора, чтобы представить расстояние, отделяющее век Камоэнса от «золотого века» гуманизма).
ВОСХИЩЕНИЕ ЗЕМНЫМ МИРОМ
В своей поэзии Камоэнс стремится восстановить распадающуюся цельность мироздания, обнаружить в кажущемся хаотическом и абсурдном бытии некий порядок, согласовать, гармонизировать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ, вечное и мимолетное, действительность и воображение. В поисках душевной гармонии Камоэнс не раз вспоминает о горацианском идеале блаженной сельской местности. Заключительные строфы «Октав о несправедливом устройстве мира…» сводятся к восхвалению простого, непритязательного, но полного интеллектуальных утех существования на лоне природы. Такого рода настроения были вообще весьма распространены в среде поздних гуманистов (рождается жанр пасторального романа). Пасторальный идеал – мир, выпавший из времени (позднее мир, в котором время движется по природному, замкнутому кругу и не несет с собой никаких качественных перемен). Но пасторальная идиллия предстает перед взором Камоэнса как утопия, как недостижимый мираж, рядом с которым более реальным кажется другой исход – безумие: «Итак, сеньор, хоть нам порой страданья Фортуна шлет, все чтут её закон, Свободен тот, кто чужд и чувств, и знанья, Тот кто способности желать лишен…».
|
|
Перемены, связанные со всё ухудшающим временем, драматичны, но подлинная трагедия начинается тогда, когда ничего уже нельзя изменить: «…И страшно то, что час пробьет, быть может, Когда не станет в мире перемен». («Меняются и время, и мечты…»). Страшно, когда обнаруживается, что мире есть вещи, неподвластные времени: «каменное сердце» дамы (сонет «Хоть время день за днем, за часом час…»), любовь, завладевшая всем существом поэта, память, следующая за ним по пятам. Камоэнс часто предстает в стихах человеком, прошедшим к «последней грани», дошедшим до пределов страдания. Ему уже нечего терять, и он жаждет лишь покоя и забвения.
И все же, воспоминания, которые так настойчиво гонит от себя поэт, - это единственная опора на его многотрудном пути. Лирика Камоэнса – лирика воспоминания, тоски по утраченному блаженству, утопия «потерянного рая», созданная задолго до эпоса Мильтона и предвосхищающая многие ситуации субъективно-созерцательной лирики романтиков. Поэт-изгнанник живет одним – иллюзией присутствия утраченного в его воображении, идеалом, запечатленным в его сознании: «Ведь образ, благо светлое несущий, Что у меня отобрано разлукой, Дарит мне радость хоть в воображенье, А потому я упиваюсь мукой, Являющей мне каждое мгновенье Вдали от вас ваш образ вездесущий.»
«О несправедливом устройстве мира»
Видел в мире я одно:
Добрым — муки да терзанья,
Злым же все разрешено,
Все доступно, все дано,
И не видно наказанья.
Горький жребий свой кляня,
Стал я злым, чтоб жить счастливо,
Был наказан, всем на диво.
Видно, только для меня
Мир устроен справедливо.
Томас Мор «Утопия»
Ø Название
«Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
Ø Дата публикации- 1516 год
Ø Слово «Утопия» (от греч. у-топос) значит «земля, которой нет нигде», фантастическая страна. Но в те времена плаваний Колумба и Магеллана и других изумительных географических открытий многие полагали, что Утопия представляет описание действительного быта на каком-нибудь новооткрытом острове.
«Утопия» написана в форме разговора между Мором, его другом Эгидием и путешественником Гитлодеем. Гитлодей повидал весь свет и внимательно наблюдал жизнь. Участвуя в путешествии Америго Веспуччи, он был по его просьбе оставлен с несколькими товарищами «у пределов последнего путешествия». После странствий по морям и пустыням Гитлодей попадает на остров Утопия, где обнаруживает государство, живущее по справедливым законам, некогда установленным мудрым законодателем Утопом.
Ø Все основные идеи «Утопии» так или иначе относится к двум темам: критике современного автору европейского общества и описанию идеального государства на острове Утопия. Это в основном соответствует разделению всего сочинения на две книги.
Ø В первом направлении центральной идеей Томаса Мора является то, что современные европейские государства – это орудия корыстных интересов богачей. Истинная же причина такого положения – это частная собственность и деньги.
Ø Мрачной картине жизни европейских государств противопоставляется описание идеального государства на острове Утопия.
Устройство Утопии:
· «На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые. Расположение их всех также одинаково, насколько это допускает местность»
· Утопия является республикой, управляемой выборными должностными лицами, которых подданные называют «отцами». Вся жизнь в этой стране регулируется государством. Нет никакой частной собственности и денег.
· Основой хозяйства является всеобщая трудовая повинность. И прежде всего для всех обязательно отработать определенный срок в сельском хозяйстве: достигшие определенного возраста граждане направляются на работу в деревню, а после того, как они отработают там 2 года, переселяются в города. Кроме того, каждый обучается какому-либо ремеслу, которым занимается остальное время.
· Все продукты потребления получаются с общественных складов, причем каждый может брать сколько ему нужно. Однако питание вообще в значительной мере централизовано. Совместные трапезы типичны для общей тенденции: жизнь обитателя Утопии должна проходить на глазах у всех.
· Желающий погулять за городом должен взять на это разрешение у отца, жена — у мужа, муж — у жены. Отправляющийся в другой город обязан получить разрешение у должностных лиц.
· В Утопии существовал индивидуальный моногамный брак, однако в рассказе не говорится, заключается ли он по желанию жениха и невесты, или вопрос решается родителями или чиновниками. Но государство строго следит за соблюдением целомудрия до брака и за взаимной верностью супругов. Виновные караются продажей в рабство.
· Утопийцы не обременены тяжелой работой — они трудятся только 6 часов в день, остальное время посвящая наукам, искусствам и «благопристойному отдыху».
Мировоззрение утопийцев:
· Основывается на признании удовольствий высшей целью жизни. Отказ от них «может быть лишь в том случае, когда кто-нибудь пренебрегает этими своими преимуществами ради пламенной заботы о других и об обществе, ожидая взамен этого страдания большего удовольствия от Бога»).
· В Утопии господствует полная свобода совести, ограниченная лишь тем, что Утоп «с неумолимой строгостью запретил всякому ронять так низко достоинство человеческой породы, чтобы доходить до признания, что души гибнут вместе с телом и что весь мир несется зря, без всякого участия Провидения. Поэтому, по их верованиям, после настоящей жизни за пороки назначены наказания, и за добродетель — награды»
· Некоторые утопийцы считают богом Солнце, другие — Луну, третьи — кого-либо из древних героев. Но все они признают «некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом».
Такому абстрактному теизму сродни и богослужение утопийцев. В храмах нет изображений богов. Богослужение заключается в том, что молящиеся вместе со священником под музыку поют хвалу богу.
· В последнее время, как сообщает рассказчик, в Утопии стало известно христианство, которое нашло там много последователей.
Нарушение равенства в Утопии:
· От трудовой повинности освобождаются чиновники и те, кому постановление чиновников «дарует навсегда это освобождение для основательного прохождения наук».
· Рабами выполняются все грязные и тяжелые работы. Но рабство, по-видимому, несет не только экономическую функцию. Источник рабов таков:«…они обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление», (их покупают или получают даром).
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 946; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!