Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм(любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству;
гражданственность(правовое государство,гражданское общество,долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок,
межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность(принятие и уважение многообразия культур и народов мира,
равенство и независимость народов и государств мира, международное
сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода(личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья(любовь и верность,здоровье,достаток,почитание родителей,забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь(к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки
собственным интересам);
дружба;
здоровье(физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное,
близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество(творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука(познание,истина,научная картина мира,экологическое сознание);искусство и литература(красота,гармония,духовный мир человека,нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа(жизнь,родная земля,заповедная природа,планета Земля);
|
|
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания:
1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;
2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);
80
3. Принцип следования нравственному примеру.
4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;
5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.
|
|
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
|
|
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Содержаниедуховно-нравственного развития и воспитания учащихсяотбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Направление 1.
81
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 747; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!