Сравнительный анализ двух типов театральных культур: Древнего Рима и Древней Греции



Об отличии культуры Рима и Греции историк античного искусства Г.И. Соколов пишет: «Греки видел мир как бы сквозь все объединяющую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания».

На различия театральной культуры Древней Греции и Рима влияло множество факторов. Театр, имеющий своей функцией художественное отражение социальных проблем и состояния общества, напрямую зависел от господствующей идеологии и мировоззрения. В понимании греков человек со своей глубокой и тонкой душевной организацией имел высокую общественную ценность. Греки пытались разгадать таинственную и трудную природу человеческой души, показывали всю противоречивость и сложность характеров. Римская культура в своем понимании человека была отлична от греческой. Для римлян был характерен практицизм, рациональность, холодность, и вопросы душевных переживаний не были им близки. Отдельный человек в Риме не получил столь большой ценности, какой наделялся в Греции. Две эти цивилизации были также отличны в своей первостепенной идее - для Греции ценностью выступал полис, и соответственно, демократия, гражданин, его права и свободы. Для Рима такой сверх ценностью стало само римское государство, империя. Театральная культура Древнего Рима отличается от греческой, и в основе отличия лежат идеологические характеристики. Демократия в Древней Греции была представлена в более классической, широкой форме. В Риме, в результате многочисленных завоеваний, республиканская форма вскоре трансформировалась в военно-монархическую, императорскую.

Римская империя - государство колоссальных масштабов - объединило ко II в до н.э. под своей властью народы Средиземноморья, и соответственно, результатом этой экспансии стали частые случаи культурных заимствований. Таким образом, Римская культура была разнородной по своему характеру, что существенно ее отличало от греческой. При этом, в результате обмена римская культура не только обогащалась сама, но и во многом привносила новшества в культуру провинций (в основном это выражалось в градостроительстве, возведении дорог, правовой культуре). Завоевание Греции позволило Риму непосредственно соприкоснуться с высокой греческой культурой, в результате чего произошел процесс эллинизации Рима, в результате которого греки приносили в строгую страну завоевателей плоды своей вековой развитой культуры.

Театральная культура Рима во многом выросла на традициях греческой, но имела некоторые специфические черты. Отличительная черта древнеримской цивилизации - это пристрастие к зрелищам. Как в Греции, так и в Риме театр был связан с государственными праздниками. Однако, в своей первооснове театр Рима отличается от греческого в первую очередь тем, что не имел столь же тесной связи с религией. Природа театрального действия была иной. С самого момента своего появления в римской культуре, театр существовал как чисто светское учреждение. Театральные постановки организовывались как по случаю государственных праздников, в честь отдельных знатных граждан, а также во время Римских игр - общественных празднеств, в которые наряду с театральными постановками входили состязания атлетов, гонки колесниц конкурсы музыкантов- исполнителей. Об этом увлечении зрелищами Теренций в прологе к пьесе «Свекровь» пишет:

«Народ, канатным плясуном увлекшийся,
Был занят только им»

Римские зрители вели себя в театре столь же живо и непосредственно, как и греки, бурно реагируя и на игру актеров, и - подчас еще больше - на все, что случалось в самом зрительном зале. Они громко приветствовали знакомых или же людей знаменитых, пользовавшихся в городе известностью и популярностью. Театр в Риме, особенно в последние годы республики, был не только важным средоточием культурной жизни, развлечением, пространством, позволяющим наблюдать политические настроения, а так же проводить политическую борьбу. Например, в начале 50-х годов I в. до н.э. в Риме была поставлена трагедия Луция Акция «Эврисак», когда  Цицеронбыл отправлен в изгнание. Герой в сюжетеобвиняет своих согражданам в том, что они допустили его изгнание. Публика увидела в этих словах отсылку к политическим событиям и громко выразила свою симпатию к государственному деятелю.

Римские актеры набирались из иных социальных слоев, чем в греческих полисах. Свободнорожденный гражданин в Риме не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, ведь всякий наемный труд истинный римлянин рассматривал как унизительный для себя, как удел пришлого люда. В то же время сдать в наем театральному предпринимателю своего раба и получить за это денежное вознаграждение отнюдь не считалось чем-то недостойным. Исключение составляли молодые люди, которые исполняли роли в ателланах; этим молодым людям не возбранялось подниматься на подмостки, но они должны были скрывать свои лица под масками, даже в ту эпоху, когда римская сцена масок еще не знала.

Подобно фигуре хорега в Греции, в Риме была представлена особая должность руководителя театральных представлений и развлечений - курульные эдилы. Костюмы, бутафорию и все прочее доставляли специальные подрядчики, которым эдилы сдавали подряд на поставку костюмов. Римский хораг имел с греческим хорегом сходство постольку, поскольку в ведении того и другого был театральный реквизит. Но хорег в Греции исполнял почетную гражданскую должность, хораг в Риме был простым подрядчиком. С целью расположить к себе зрителей или удивить их роскошью и великолепием устроители игр в позднейшее время простирали свои заботы о публике до того, что усыпали театр цветами, кропили в нём ароматными жидкостями, украшали богато золотом.

Так как в Риме театральные представления имели значение забавы и зрелища, а не священного ритуала в честь божества, то поэты получали плату за пьесы, что в глазах общества ставило деятелей литературного творчества в положение ремесленников. Согласно с этим низко ценилось и ремесло актёра, ниже, в сравнении со званием наездника и гладиатора. Актерами в Риме были рабы или вольноотпущенники. В этом одно из явных отличий древнеримского театра от древнегреческого: актеры не получили в римском театре такого почета и высокого положения, каким те наделялись в греческом полисе. «В противоположность Греции актеры занимали в Риме чрезвычайно низкое общественное положение. За плохое исполнение пьесы актера-раба подвергали порке. Только позже (не ранее I в. до н. э.) отдельным актерам удавалось добиться почетного положения в обществе.»

Вообще театр в Риме не имел того высокого серьёзного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. Заимствованные из Греции сценические игры мало-помалу уступили место таким представлениям, которые не имеют ничего общего ни с трагедией, ни с комедией: миму, пантомиму, балету. Государство относилось к такого рода развлечениям несочувственно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполненной работы была достигнута поставленная цель, а именно: произведен  сравнительный анализ двух типов театральной культуры – Древнегреческой и Древнеримской, выявлены истоки и специфические черты развития, а также отражена сущность влияния греческой театральной культуры на римскую.

Компаративный метод исследования позволил выявить наличие основной особенности в истоках и развитии театра античных цивилизаций: культура определялась мифологическим мировоззрением, была связана с земледелием, почитанием плодоносящих сил природы, поэтому истоками театральной культуры являются многочисленные земледельческие песни и небольшие импровизационные сценки, содержащие основную направленность - воспевание плодородия. Люди времен архаики верили в тесную зависимость происходящих явлений от поведения и расположения богов, оживляли все природные стихии, придавая им антропоморфное воплощение, поэтому всячески стремились умилостивить богов, установить с ними контакт. Таким образом, театр Греции явился своего рода ритуалом, данью богам, и всё свое строение затем сохранил как отражение религиозного культа. Татр стал величайшим творением греческой цивилизации. Позже, из Греции, театр попадает в Рим, где становится уже более атрибутом, необходимым для колоссальной по масштабам и статусу империи,нежели культом и данью богам. К тому же, попав в новую среду, перенятый из Греции театр быстро ассимилируется в римской культуре, обретает свои собственные черты и скоро становится самобытным и автономным видом римского искусства. Отсюда можно сделать вывод о том, что один и тот же вид искусства, попадая на различную «почву», проявляет себя совершенно по-разному, преломляется через призму идеологии, исторического прошлого, политических особенностей и менталитета носителей данной культуры. Таким образом, имея общую природу - ритуальные земледельческие фольклорные песни и праздники, шествия - два типа театральных культур впоследствии встали на различные пути развития и проявили себя с совершенно разных граней.

И хотя истоки этих культур схожи в наличии культовой основы, на самом деле жаде в ней можно усмотреть отличия. Самое главное из них - отсутствие в римской культуре тесной связи с религией, в отличии от культуры Греции.

Из анализа театра в Риме и Греции виден так и же и характер этих двух культур. Римляне были неспособны к сочувствию, гораздо больший интерес для них представляли зрелища, в то время как греки ставили в приоритет содержание своих постановок: эти различия видны в фигуре актеров, в техническом оснащении театра, в его конструкции, в содержании пьес. В Риме театр был институтом чисто светским, а в Греции – данью богам,ритуалом, служением.

То, что можно наблюдать на примере Древней Греции и Древнего Рима - акт «культурного диалога», встреча двух культур, произошедшая в результате военной экспансии, в результате которой одна сторона переняла более высокие достижения другой, ассимилировала их в своей среде, приспособила под собственные ценности, идеалы. Таким образом, один и тот же вид искусства, попадая в разную среду, наделяется особыми характерными признаками, трансформируется.

«Афинская демократия, сохранив старые ритуалы, добавила к ним новые, чисто гражданские церемонии, которые служили средством унификации полисного коллектива, утверждения господствующей демократической идеологии, прославления полиса. Включение в рамки традиционного праздника давало им религиозную санкцию, соединяя в единый комплекс чувства гражданские и религиозные. Не менее важную роль сыграло добавление к традиционному празднику театральных представлений. Афинский демократический режим жестко и целенаправленно внедрял в общество свою идеологию, но делал это не путем "голого" назидания, а посредством трагедии, когда самые сложные проблемы в жизни общества обсуждались через посредство художественных образов. Цель состояла в том, чтобы ценности демократической идеологии не механически заучивались, но демонстрировались и становились результатом сознательного выбора, к тому же окрашенного эмоционально. Не менее важную роль играла и комедия как определенный способ выражения народного мнения - и о явлениях политической и культурной жизни, и об отдельных личностях, прежде всего лидерах, выступая подчас как своего рода эквивалент остракизма.» ЧГ

«Наконец, следует иметь в виду еще одно обстоятельство: практически всеобщую включенность гражданства в праздник. В религиозной процессии и связанных с ней действиях, в последующем веселье принимали участие, в общем, все граждане полиса. Но даже в дни театральных представлений, когда казалось бы достаточно четко различались их участники и зрители, эта граница выглядела более чем условно. По подсчетам исследователей, в театральных представлениях участвовало более одной тысячи хоревтов, от 30 до 50 актеров, неизвестное нам, но не меньшее количество музыкантов, к которым нужно добавить хорегов, судей, жрецов, рабочих сцены. Учитывая, сколь значительный процент граждан оказывался вовлеченным в театральное представление, а также эмоциональную связь и свободу выражения своего отношения к тому, что происходило на сцене, можно полагать, что дух всенародного участия в празднике сохранялся и в те дни, когда шли трагедии и комедии. Праздник Великих Дионисий действительно следует рассматривать как одну из форм функционирования гражданского коллектива и включенности каждого индивида в общее дело.»

«Вступив в тесное соприкосновение с несравненно более высокой культурой, римляне испытали на себесильнейшее ее воздействие, буквально преобразовавшеечуть ли не все стороны их собственной культурной жизни» - Ярхо. Знакомство с греческой мифологией породило у римлян стремление связать с ней собственное легендарное прошлое: сын троянского царя Приама Эней, бежавший из охваченной пламенем Трои на Запад, становится родоначальником латинских царей. Подверглись изменениям материальная культура и быт. Особенно быт высших, правящих кругов римскогобщества. Пленным грекам в богатых римских домах поручается воспитание и обучение детей. Совершенное знание греческого языка и знакомство с греческой литературой для римской республиканской знати становятся правилом хорошего тона.

Вообще следует сказать, что заимствованный у греков вид искусства не пустил на римской почве глубоких корней. По-видимому, он импонировал вкусам лишь избранных зрителей, всецело находившихся под обаянием эллинской культуры. Для более широких римских кругов это искусство оставалось чужим. Очевидно, именно этим следует объяснять начавшиеся поиски новых жанров, более близких римским зрителям. «Комедия плаща» сменяется «комедией тоги» — так называемой тогатой. Комедии этого жанра были посвящены местным италийским сюжетам, и герои их выходили на сцену в римских национальных одеяниях. К сожалению, мы весьма плохо осведомлены о конкретных особенностях тогаты, так как ни одна из них не дошла до нашего времени. Существуют основания думать, что авторы этих произведений не смогли полностью освободиться от влияния греческой драматургии и продолжали подражать приемам художественного изображения, выработанным греками. Для того чтобы больше заинтересовать театром римских зрителей после трагедий или комедий, созданных по греческим образцам, на той же сцене стали ставить ателланы.

И все же в последний век римской республики театр не выдержал конкуренции с цирком и был оттеснен на задний план. Сначала трагедии, а потом и комедии постепенно сходят с римской сцены.

 

Организация римского театра имела свою специфику. В отличие от греческих, драматические зрелища у римлян не были связаны с культом определенного божества, а приурочивались к различным праздникам вместе с цирковыми представлениями и гладиаторскими боями. Театральные представления давались также по особым поводам: в связи с триумфами, погребениями крупных государственных деятелей, освящением храмов или зданий общественного назначения и т. д.

 

 


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бояджиев Г. Н., Головня В.В «История зарубежного театра Ч. 1. Театр Западной Европы от античности до Просвещения», М. : Просвещение , 1981. - 336 с

2. Булеков В.М. «Античное и средневековое искусство: Учеб. пособие по курсу «Мировая худож. культура», Самара: Самар. университет, 1993. - 111с.

3. Буркерт В. «Греческая религия. Архаика и классика», СПб., 2004.

4. Бушуева С.В «Взаимосвязи. Театр в контексте культуры. Сб. науч. Трудов», Л., 1991. - 154 с.

5. Вераксич И.Ю. «Античная литература». Курс лекций.

6. Головня В.В. «История античного театра.» - М., 1972.

7. Дмитриевский В.Н. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века». - СПб.: «Дмитрий Булинин», 2007. - 327 с.

8. Иванов В.И. «Дионис и прадионисийство». - СПб, 2000.

9. Иванов В.И., «Эллинская религия страдающего бога», // Символ. Журнал христианской культуры. № 64, 2014.

10. Каллистов Д.П. «Античный театр.» - Л.: Искусство, 1970.

11. Кузищин В.И., Гвоздева И.А. «История Древнего Рима», М.: «Высш. Шк.», 2000. -  383 с.

12. Кузищин В.И., Гвоздева Т.Б. «История Древней Греции»М.: «Академия», 2011.

13. Кулишова О. В. «Античный театр: Учебно-методическое пособие.» — Санкт-

14. Лециус И.А.«О значении слова satura в истории римской литературы» («Филологическое обозрение», т. II, кн. 1, 1892.

15. Лосев, А.Ф. «Античная литература: учеб. для студ. пед. ин-тов»; под ред. А.А Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1986.

16. Маринович Л.П. «Человек и общество в античном мире» – Москва, «Наука», 1998.

17. Мокульский С. «Хрестоматия по истории западноевропейского театра», Т. 1. - М., 1953.Петербург, 2013. — 32 с.

18. Трубочкин Д.В. «Античная литература и драматургия.» - М., 2010.

19. Трубочкин Д.В. «Древнегреческий театр.» М.: Памятники исторической мысли, 2016. – 448 с

20. Трубочкин Д.В. «Театр Древней Греции» // История зарубежного театра / Отв. Ред. Гительман Л.И. - СПб, 2005.

21. Фрейденберг О.М. «Миф и литература древности», М.: «Восточная литература» РАН, 1998. - 799 с.

22. Хренов Н.А., «Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. » М.: Наука, 1981.

23. Чистякова, Н.А. «История античной литературы»; М.: Высш. школа, 1971.

24. Штаерман Е. М. // Мифы народов мира :Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2

25. Эмихен Г. «Греческий и римский театр», пер. на рус. яз. И.И. Семенова. - Изд. 2-е. - М.:Либроком, 2012. - 308 с.

26. Ярхо В. Н. «Семь дней в афинском театре Диониса», Москва, «Лабиринт», 2004. - 360 с.

27. Ярхо В.Н «Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник», М.: «Высш. шк.».1995. – 383 с.

28. Ярхо В.Н. «Греческая и греко-римская комедия» / Древнегреческая литература: Собрание трудов. - М., 2001.

29. Ярхо В.Н. «Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии», Москва, «Художественная литература», 1978. - 301 с.

30. Ярхо В.Н. «Обретенные страницы. История древнегреческой литературы в новых папирусных открытиях / Древнегреческая литература: Собрание трудов.» - М., 2001.


[1] «Взаимосвязи. Театр в контексте культуры: Сб. науч. Трудов / Отв. Ред. С.В. Бушуева. Л., 1991;

[2] В.Н. Дмитриевский. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века.» - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. - 327 стр., илл., пер.

ISBN 5-86007-516-2.

[3] В.Н. Дмитриевский. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века.» - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. - 327 стр., илл., пер.

ISBN 5-86007-516-2.

[4] В.Н. Дмитриевский. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века.» - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. - 327 стр., илл., пер.

ISBN 5-86007-516-2.

[5] -

[6] В.В. Головня, «История Античного театра»

[7] В.В. Головня, «История Античного тетра».

[8] В. Иванов «Дионис и прадионисийство».

[9]Иванов В.И., «Эллинская религия страдающего бога», // Символ. Журнал христианской культуры. № 64, 2014.

 

 

[10]Каллистов Д.П., «Античный театр», Л.: Искусство, 1970.

[11]Иванов В.И., «Эллинская религия страдающего бога», // Символ. Журнал христианской культуры. № 64, 2014.

[12] «Античная культура». Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. - М.: Высш. Шк., 1995 - 383 с.

[13]Маринович Л.П, «Человек и общество в античном мире». – М.:наука, 1998.

[14]Маринович Л.П., «Человек и общество в античном мире». -М.:наука, 1998.

[15]Маринович Л.П, «Человек и общество в античном мире». – М.:наука, 1998.

[16]Маринович Л.П, «Человек и общество в античном мире». – М.:наука, 1998.

[17] «О значении слова satura в истории римской литературы» ,«Филологическое обозрение», т. II, кн. 1, стр. 1–10.

[18] Сатурн / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира :Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 901.

[19]Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих, «История античной литературы»М.: Высш. школа, 1971.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 6716; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!