Фольклорная основа Древнеримского театра. Истоки театральной культуры.



История цивилизации Древнего Рима, а, следовательно, и история культуры – явление, во многом отличное от истории Древней Греции в связи с внутриполитическими, социально-экономическими, идеологическимиособенностями. Также, по хронологическим характеристикам римская культура является наиболее поздней. В V в. до н. э. Рим ведет борьбу за непосредственно соприкасающиеся с ним земли, в IV в. он покоряет Среднюю Италию, в 60-х годах III в. завладевает Южной Италией, и уже с начала III в. до н. э. отмечается интенсивное влияние на Рим греческой культуры. Более того, еще до греческого влияния Рим испытал на себе влияние культуры этрусков. Объясняется это тем, что по своему общественному и культурному развитию римляне стояли ниже этрусков и греков, и по сравнению с ними были на первых порах отсталым народом, занимающимся земледелием и скотоводством.Культурные заимствования этрусков и эллиновбыли преобразованы через призму идеологической, социальной, исторической спецификии получили свою уникальный характер.

Еще с тех времен, когда Рим был немногочисленной общиной Лациума, в деревнях среди народа справлялись праздники в честь окончания жатвы. Так, в народной культуре возник особый фольклор, заложивший основу для появления в Риме театрального искусства. Однако, многие обычаи были также заимствованы Римом у соседних племен.

Как в Греции, театральная культура Рима уходит корнями в многочисленные народные праздники, посвященные сбору урожая, которые жители деревень проводили регулярно. Фольклорный период в Риме наделен теми же чертами, что и у иных культур. Можно выделить обычные жанры устного народного творчества. Среди них несомненно – трудовая песня, связанная со собором винограда, ткацким делом или лодочной греблей, бытовые песни, которые сопровождали свадьбы, похороны, а также религиозные гимны (гимн Арваэльских братьев, особого рода жрецов бога войны Марса).

Римский календарь насчитывал внушительное число праздников - в среднем на каждый месяц приходилось от 5 до 8 праздников. Среди них различались праздники, посвященные отдельным божествам (праздник Дианы, Юноны, торжества в честь Аполлона, Сатурналии, Флоралии), сельские, городские, официальные и семейные.

Со временем программа праздников менялась, но на ранних этапах была во многом схожа с организацией праздников в Греции: обязательными были церемония жертвоприношения, торжественные шествия. Однако, отличительной чертой стало дополнение к праздникам зрелищных, развлекательных мероприятий - гонки на колесницах, бои гладиаторов, или театральные представления.Шумные, неистовые развлечения - типичная форма отдыха для римлян. Начиная со II в. до н.э. в Италию попадает поток греческих философов, грамматиков, что в культуре римлян побудило интерес к публичным выступлениям, дискуссиям и речам, ставшим отличительной характеристикой древних римлян.

В большинстве своем, народная культура была представлена песнями и сценками незамысловатого содержания, на бытовые темы, часто содержащие грубую и непристойную лексику.Можно выделить несколько типов фольклорных песен, исполнение которых стало первоосновой театральных представлений.

Аттелана - термин, произошедший от оскского города Ателла в Италии. Исследователи полагают, что ателланы были заимствованы римлянами от племени осков из Кампании к началу III в. до н. э., то есть в то время, когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. У самих же осков, вероятно, традиция аттеланы появилась из дорического фарса, заимствованного у греков. Обозначают аттеланыимпровизационную пьесу, которая позднее значительноповлияла на становление римской комедии. Система образов аттеланы отчасти нашла отражение в творчестве Плавта. Содержание аттеланы составляли незамысловатые сюжеты и эпизоды из повседневного быта. Отличительной чертой было наличие четырех постоянных комедийных характеров (масок): обжорливого дурака, неудачливого волокиты Макка, хватсуна и льстеца Буккона, скупого и глупого старика Паппа и злого горбуна Доссена. Комический эффект усиливался грубыми шутками, а также выпадами против отдельных лиц и общественных порядков. Когда в аттелане начали появляться выпады против императоров, в I в. до н.э. она была запрещена. Традиционно текст аттелан не фиксировался, поэтому их исполнение чаще всего имело импровизационный характер. Войдя в римскую культуру, аттеланы вскоре соединились с сатурами и исполнялись как заключение спектаклей, нередко - трагических. В римских театрах актерами были рабы и волноотпущенники, но аттеланы составляли исключение - в них играли молодые римляне, которым не возбранялось подниматься на подмостки, но они были обязаны скрывать лица под масками, даже когда маски еще были неизвестны римскому театру.

Следующий вид фольклорного творчества - сатуры – импровизированные сценки.Этимология данного термина указывает, что само слово "сатура" исконно римское, и определение с опорой на антикварный словарь ВеррияФлакка, ему дает Павел Диакон, ученый времен Карла Велико: "Сатурой называется род кушанья, изготовленного из разных вещей, закон, составленный из многих других законов, и род стихотворения, в котором идет речь о многих вещах" (Saturaetcibigenusdiciturexvariisrebusconditum, etlexmultisaliisconfertalegibus, etgenuscarminis, ubidemultisrebusdisputatur.) Таким образом, исходя из того, что понятие «сатура» определяется как смесь, можно прийти к выводу, что ранние формы римской литературы не имели четкого сатирического содержания, а стояли как бы за пределами литературного жанра, были направлены на множество тем и форм одновременно. Слово «saturae» встречается также в текстах Тита Ливия, вновь обозначает произведение, неопределенного содержания, некую смесь[17]. Очевидно, сатуры включали с себя и музыку, и пение, и диалог, и жесты.

Широко были распространены фесценнины – песни шуточного, пародийного, нередко и непристойного характера, которыми пользовались во время отдыха, пиров или шествий. Им приписывалось магическое действие в борьбе против злых сил. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями. Возможно, в фесценнинах находились зачатки местной, италийской драмы.

Таким образом, сельские празднества с исполнявшимися на них фесценнинами стали зародышем драматических представлений в Древнем Риме. Но нельзя считать их непосредственным источником художественной драмы, так как уже с начала III в. до н. э. отмечается интенсивное влияние на Рим греческой культуры. И возможно, римское театральное искусство не получило бы такого развития, которое состоялось, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма. 

В народной культуре древних италийцев существовало большое количество народных праздников, которые помимо фольклора составили основу для зарождения театра. Все они, как и в Греции, были связаны с земледелием.

Сатурналии - народный праздник, справлявшийся ежегодно в декабре, с окончанием жатвы, и названный в честь бога Сатурна.Особенностью праздника было временное уничтожение разницы между сословиями: господа становились рабами, а рабы - господами: «пусть господствует для всех равенство - и для рабов и свободных, и для бедняков и богачей» - Лукиан, древнегреческий писатель.Многие исследователи указывают на родство сатурналий с декабрьскими празднествами в Европе, приуроченными к Рождеству. [18]

С 173 г. в конце апреля — начале мая справлялись Флоралии. Это был праздник в честь Флоры, богини цветов и весны. Во времяФлоралий двери домов украшались венками из цветов и все предавались веселью: женщины наряжались в пестрые платья, что в другое время строго запрещалось.

Хотя и многочисленные праздники в Риме имели все признаки культа, они не находились в такой тесной связи с религией, как то было в Греции, поэтому в Риме никогда не было явления мистерий, подобно Греции.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры и культы, что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народного театра не пошло. Это можно объяснить консервативным укладом римской жизни и идеологическими различиями, которые напрямую сказывались на характере римского народа и его предрасположенности к театральной культуре. К тому же, в Риме не было столько развитой и самостоятельной мифологии, которая в Греции составила прочную основу для возникновения на ней театрального искусства.

Быстро набирающая силу Римская империя в III в. до н.э. завоевывает греческие города на юге Аппенинского полуострова и сталкиваются с греческой культурой, значительно более развитой по сравнению с римской. Одним из наиболее значимых культурных открытий стал греческий театр. На тот момент в Риме театральное действие находилось на стадии уличных сценок, плясок под звуки флейты с распеванием незамысловатых стихотворных сочинений. Будучи наследницей Греческой традиции, находясь с ней в тесном симбиозе, римская культура, однако, обладала своей особой самобытностью. Она складывалась из римского характера, условий жизни, хода истории. Вероятно, римский драматический театр не получил бы того развития, которое состоялось, если бы не импульс греческой культуры. Событие, положившее начало римской драматургии – организация первого театрального представления греком ЛивиемАндроником, который в 240 г. до н.э. ставит на римской стене комедию и трагедию, созданные по греческим образцам, а возможно и попросту переведенные на греческий язык.

 

После Второй Пунической войны дальнейшее знакомство римлян с богатой греческой культурой еще более усилили процесс формирования театра. Важно отметить, что несмотря на преемственность греческой культуры, высокие достижения которой переняли римляне, римский театр представляет собой вполне самобытное явление. Римский театр, взятый из греческой культуры, был приспособлен под интересы, ценности, идеологические и политические аспекты римского населения, и обрел там свое независимое существование. Римская империя в I-II в. до н.э. – мировая держава, подчинившая своей воле многие народы. Поэтому отличительной особенностью мировоззрения римлян было имперское мышление, и оно напрямую выражалось в искусстве.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!