Глава 1. Театр как вид искусства.



Министерство образования и науки Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)

Институт Искусств и культуры

Кафедра культурологии, теории и истории культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

Овчинникова Екатерина Михайловна

Руководитель канд. филос. наук,
Доцент каф. культурологии, теории
и истории культуры
_________ Е.П. Тихонова

«____» _____ 2018 г.

Студентка группы №1671

______Е.М. Овчинникова

Томск - 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Театр как вид искусства. 6

1.1. Специфика театрального действия. 6

1.2 Значимость театра в общественной жизни. 9

ГЛАВА 2. ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 10

2.1.Культовая основа Древнегреческого театра. Истоки театральной культуры. 10

2.2 Специфика театральной культуры Древней Греции. 14

2.3 Общественная значимость театра в Древней Греции. 18

ГЛАВА 3. ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА.. 20

3.1. Фольклорная основа Древнеримского театра. Истоки театральной культуры. 20

3.2. Специфика театра в Древнем Риме. 24

3.3. Сравнительный анализ двух типов театральных культур: Древнего Рима и Древней Греции. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 30

 


ВВЕДЕНИЕ

Культурная жизнь общества состоит из множества форм социально-художественных отношений. В эпоху высокотехнологичного информационного общества, ориентированного на массовое потребление, культура перешла на новый этап. Массовая, легко доступная большей части общества культура, не требующая особой внутренней работы от зрителя, довлеет над элитарной, высокой культурой – той частью духовного, что часто требует от нас понимания, осознанности, глубины мысли. Все значительней в противоречие вступают понятия «искусство», «произведение искусства», и «инсталляция», «продукт». Современное общество всё чаще отстраняется от высокого искусства, утопает в многообразии форм современной массовой культуры, растиражированной, не несущей за собой духовной ценности.

Одна из форм искусства - театр - в современном обществе также получает новое понимание. Проблемы изучения контакта произведения искусства и зрителя в современности, способы приобщения к нему и его постижения, назначение в современном обществе и причина его востребованности - все эти вопросы актуальны. Изучение истоков формирования театрального искусства может помочь по-новому оценить взаимосвязь между произведением искусства и публикой, между театром и зрителем. Изучение истоков театрального искусства поможет понять основную причину его важности в обществе и обосновать его сегодняшнюю значимость и востребованность.

Объектом данного исследования является эволюция театрального искусства в Западной Европе в период Античных цивилизаций.

Предмет, на который направленно данное исследование - это театральная культура Древней Греции и Древнего Рима.

Целью данной работы является исследование принципов формирования театральной культуры Античности и первоначальных ее форм, характерные черты и последующее ее влияние на театральную культуру Западной Европы.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи исследования:

1)    изучить историю основания и развития двух типов театральной культуры: Древнегреческой и Древнеримской;

2)    произвести сравнительный анализ двух типов театральной культуры;

3) выявить истоки и закономерности развития, специфику, черты, отличающие эти виды театральных культур друг от друга, а также показать сущность влияния древнегреческой театральной культуры на древнеримскую.

4) описать трансформацию театральных культур в пределах двух рассматриваемых цивилизаций: Древней Греции и Древнего Рима.

 

Проблематика данного исследования заключается в следующих вопросах:

1)    проблема определения художественной и культурной специфики античного театра - Древнегреческого и Древнеримского

2)    проблема выявления истоков европейского театрального искусства, первопричины его зарождения ;

3)    проблема определения стилевой и идейной специфики Древнегреческого и Древнеримского театров;

4)    проблема определения основ трансформации античного театра

 

Исследование проводится на базе научных работ, статей и монографий российских, советских антиковедов, а также с опорой на труды античных философов. В вопросе о степени исследованности проблемы происхождения и развития античного театра, можно констатировать, что среди культурологических исследований театр представлен недостаточно широко. Исследование древнего театра весьма затруднительно, потому как до нашего времени дошло малое количество артефактов и достоверных источников информации: почти нет сведений об актерах театра, кроме их имен; о музыкальных композициях и танцевальных постановках также известно мало; даже сама театральная архитектура подвергалась перестройкам, разрушению и едва ли сохранилась до нас в первозданном виде. Тем не менее, вопрос исследования театральной культуры по сей день остается актуальным.

Научной базой большинства отечественных театроведческих исследований служат работы, созданные в период 1920-х-1980-х г.г. Культурологические исследования в области театрального искусства в России стали развиваться после революции 1917 года. В 20-ые годы исследования театра стали регулярными, и большая роль в этом отводится В. Мейерхольду и в Театре юного зрителя в Ленинграде. Наиболее известные исследователи в этой области: Ф. Зелинский, В.И. Иванов, П.А. Флоренский, В.В. Кандинский, А.Ф. Лосев, А.А. Гвоздев, А.И. Пиотровский, В.Н. Ярхо, Д.П. Каллистов; также известны многочисленные издания Санкт-Петербургского института истории искусств. В наибольшей степени театр изучался в период 1970-х годов. К концу 70-х - началу 80-х годов стал постепенно расширяться масштаб исследовательской деятельности и область проблематики. Функционирование искусства теперь стояло в контексте социальных процессов, и исследователи обращались к таким темам, как искусство и образ жизни, социальная эффективность искусства и т.п. После 1960-х-1980-хг.г. весомый вклад в исследования в области античного театра внес В.В. Головня. Очевидно, что по количеству театроведческих исследований отечественная наука несколько отстает в развитии, т.к. издания немногочисленны. Значимое исследование современного театроведения - работа Д.В. Трубочкина, вышедшая в конце 2016 г. «Древнегреческий театр». Работа представляет собой объемную монографию с использованием статей современных исследований, большим количеством иллюстраций и раскрывает историю возникновения театра в мельчайших подробностях, начиная с земледельческих ритуальных праздников до отражения античной театральной культуры в жизни современного драматического театра. Включает исследование творчества авторов греческих трагедий, описывает природу трагедии, подробно рассказывает историю греческой маски и устройство театра. Таким образом, данный источник составляет прочную основу для театроведческих исследований современности.

 

Методы, используемые при исследовании поставленной проблемы:

- компаративный (сравнительный анализ двух отдельных культур для выявления их сущности);

- типологический сравнение культур с целью обобщения их характеристик.

- культурно - исторический (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития театрального искусства;)


Глава 1. Театр как вид искусства.

1.1. Специфика театрального действия.

Театр –это сложный синтетический вид искусства, направленный на воспроизведение драматических произведений актером перед зрителем. Само слово «театр» имеет греческое происхождение и дословно означает «зрелище».

Зародившись еще в период древних цивилизаций в V-VI в до н.э. на территории Древней Греции, данный вид искусства по-прежнему не утратил своей актуальности, и продолжает развивать новые направления и течения. На пути становления театр прошел множество стадий развития, претерпел существенные преобразования, значительно трансформировался. Однако, и по сей день сохранился ряд типичных особенностей, ярко отличающих театр от иных видов искусства.

Первая его черта заключается в том, что «театральное представление имеет протяженность во времени, изображая некое развивающееся событие, движение которого дается в последовательности временных фаз»[1]. Причем, зритель и актеры находятся в этом общем действии одновременно. «Параллельность времени сцены и времени зала — отличительная особенность театра»[2]. Это единственный вид искусства, который можно наблюдать только здесь и сейчас, и особая ценность его заключается в том, что момент его совершения невозможно зафиксировать, сохранить как материальный продукт культуры, подобно живописному полотну или изделию ремесла: каждый конкретный спектакль можно наблюдать лишь единожды, пережить его вместе с героями в реальном времени. Произведение театрального искусства рождается и существует только в момент исполнения. С уходом зрителей со сцены жизнь театрального представления прекращается.

 Театральную постановку в конкретном, идентичном виде невозможно воссоздать дважды – каждое представление уникально. В этом отличие театра от прочих видов искусства - от живописи, скульптуры, от кино или фотографии. Такие культурные тексты сохраняют постоянство, к ним можно обратиться по прошествии любого промежутка времени, разумеется, в пределах возможности их существования. Театральное же действие можно наблюдать лишь однажды. Эта ценность была особо подчёркнута в древнегреческой культуре, когда театральные постановки во время Дионисий проходили лишь единожды и больше никогда не повторялись. Именно поэтому как можно больше людей стремились попасть на преставление, несмотря на то, что оно продолжалось от нескольких часов до целого дня.

Театр, будучи формой художественного отражения жизни, всегда находился и в тесной взаимосвязи с политической, социальной сферами общества. Поэтому темы, на которые автор пьесы и постановщик спектакля стремились обратить внимание, были продиктованы во многом именно этими сторонами жизни. Часто театр выступал транслятором идей, витавших в обществе, служил своего рода средством массовой информации, в пространстве которого читались все настроения и тенденции социума. Поэтому любая постановка, как правило, не может рассматриваться вне исторического, политического и социального контекстов. По утверждению исследователя В.Н. Дмитриевского, театральные постановки, «выключенные из социального контекста»[3] времени, исторических событий теряют свою актуальность и не могут быть прочитаны зрителем так, как беспроигрышно разгадывались во время создания. Конечно, современный зритель по-прежнему посещает постановки классических произведений, созданныхкак в прошлом веке, так и несколько столетий назад, но в таком случае зрителю необходимо сопоставлять исторический контекст времени, в которое было создана постановка с тем, что он наблюдает. В противном случае, едва ли возможно будет прочестьв данном культурном тексте тот смысл, который хотел вложить в него автор. Однако, посредством новых интерпретаций, театральные постановки могут органично входить и в современный социально-политический контекст, что активно внедряется в современную театральную культуру. Театр - это в определенной мере пространство творчества как для актера, так и для постановщика, потому как от их прочтения зависит оттенок образа героев и самого произведения. Игра актера это то, как он прочувствовал, как понял характер и образ героя, и возможность индивидуальной интерпретации дает большую ценность театральному представлению. Всё это - ожившие образы, сошедшие со страниц пьесы, описанные диалоги, действия и поступки, перенесенные в пространство, живущие здесь и сейчас.

Интересна в театре фигура актера. Когда актеры погружаются в атмосферу игры, перевоплощаются, надевая маски, то на время представления как бы переживают другую жизнь. Необходимо полностью отстраниться от своих собственных переживаний, ощущений, эмоций, от своего опыта, и на время войти в образ совершенно другого человека, проникнуться его чувствами, перенять на себя его опыт, что составляет трудную душевную работу.

Это и социально-психологический феномен массового общения. Эстетическая цель театрального представления достигается лишь в контакте со зрителем. Рассуждая о месте зрителя в театре, В.Н.Дмитриевский в своей работе «Театр и зрители» пишет: «Для зрителя театр - это выход из одностороннего монологического общения с реальностью к общению диалогическому, <…> это вхождение в социальную игру путем «включенного наблюдения» - в свободное социальное пространство, позволяющее познать себя в «предлагаемых обстоятельствах» внешнего мира»[4]. Театр - это место, заставляющее зрителя сопереживать, т.е. переживать события вместе с героем, разделять его чувства, и непременно выражать свое отношение к происходящему. Как для зрителя, так и для актера это способ на время отойти от реальности, перенестись в другое пространство - в пространство образов, идей и смыслов. И от такого погружения в реалии другой жизни, где зритель сталкивается с обличением пороков или с трансляцией идеалов, наблюдает трагедию, повороты судьбы героев, или же смеется, то он непременно возвращается в реальность преображённым. В этом суть явления катарсиса - очищения. Важно, что в древнегреческом театре комедия имела особое значение – смех символизировал победу жизни над смертью, он был неотъемлемой чертой всех Дионисийскихшествий, и греки верили, что смех действительно исцеляет.

Драматический театр - это пространство, в котором реакция зрителя на происходящее очень важна. Едва ли не определяющую роль играет в театре зритель. Театральное представление - единственный вид искусства, в котором действие существеннозависит от реакции зрителя.Актер в процессе игры прислушивается к залу, он следит за ним, и от этого может менять характер подачи, нередко отвечать ему репликами, добавлять больше пауз в свою речь, или менять темп подачи. От энергетики, обратной реакции зала во многом зависит атмосфера спектакля, его успех. К тому же театр объединяет зрителей. Собираясь в зале театра, люди чувствуют единство от общего созерцания действия, от коллективного сопереживания, осмысления, и находят этот момент уникальным, потому как внутри их жизней в данный момент совершается еще одна.Возможно, она найдет отражение в их собственных переживаниях, или же какие-то идеи окажутся новыми для зрителя, нов любом случае наблюдаемое действие оставит след в душе зрителя. Контакт зрителя и актера представляет собой особый тип коммуникации. Как в своей работе пишет В.Н.Дмитриевский, зритель, сидящий в театре, прекрасно понимает, что всё, происходящее вокруг, в сущности – обман, игра. И контакт актера и зрителя происходит тогда, когда зритель позволяет себе быть обманутым, введенным в это пространство образов, аллегорий, идей и смыслов. В этом цель театрального представления и в этом его ценность.

«Как инструмент социальной системы театр собирает, хранит, обобщает и распространяет познавательную, эстетическую, эмоциональную, идеологическую и прочую информацию».[5] Это значит, что театр, как социальный институт, может выступать проводником эстетических идеалов и ценностей, может вселять в нас переживания, рождать эмоции, и даже выступать рупором политических идей. Театр часто становился проводником политических идей, и зависел от политики, как раз потому, что является способом влияния. Посредством игры персонажей, декораций и костюмов театр создает вымышленное пространство и предлагает зрителю погрузиться в него. Благодаря сочетанию различных форм искусства рождается неповторимые язык театрального действия - в этом сущность театра как формы синтеза разных форм искусства.

 Театр как форма искусства - это возможность людей выразить свое мнение относительно социальных проблем, призвать зрителя к сопереживанию, обратить его внимание на что-то, о чем-то предупредить, спроецировать окружающую его реальность в уменьшенной модели. Это пространство, в котором как в зеркале, отражается проблематика социума, и люди могут наблюдать эти социальные противоречия.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 951; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!