Специфика театра в Древнем Риме



 

Культура, как особое направление общественной деятельности, развивалась под влиянием факторов государственной жизни. С момента становления Римской империи развитие культуры стало важным направлением в политике государства. Важно отметить, что в Риме власть в достаточной мере опасалась театра, потому как он был способен оказать весомое влияния на умы и помыслы жителей города. Долгое время возведение театральных сооружений было запрещено - строились лишь временные площадки.Расположение римского театра было иным – на ровной местности. Внутреннее убранство театра отличалось невиданной у греков роскошью: росписи, рельефы, скульптура. Крытый верх надежно защищал публику и от прямых лучей солнца, и от дождей. Хор, танцоры, музыканты выступали вместе с актерами на общих подмостках. Новинкой римского театра был занавес, который опускался, скрываясь в специальной щели, а также фонтан, навевавший прохладу на зрителей.

Внешний вид римского театра несколько отличался от греческого. Зрительный зал представлял собой форму полукруга, вписанного в четырехугольник всего театрального сооружения. Орхестра в древнеримском театре служила площадью для расположения добавочных зрительных мест. Располагался театр на ровной местности, поэтому зрительный зал был устроен иначе. Крупнейшие театры в Риме - театр Марцелла, Помпея, Бальба.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что римский театр с технической точки зрения был более усовершенствован, усложнен, и более удобен для зрителей, нежели греческий. В данном случае каждая цивилизация привнесла в театральное искусство то, что было ее достоинством - Греция наполняла театр глубоким содержанием, ставя его на первенствующее положение по сравнению со зрелищностью представления, в то время как римляне, в совершенстве владеющие искусством возведения технических сооружений, зданий, старалисьсделать театр удобным для зрителей и в первую очередь заботились о зрелищности. К тому же, если в Риме театр не находился в такой тесной связи с религией, следовательно, не воспринимался как дань богам и как обязанность. Следовательно, в римской культуре нельзя обнаружить явление мистерий, подобно тем, что бытовали в культуре Греции (Дионисийские, Элевсинские и т.п.)

В Римском театре ставились трагедии, комедии, давались ателланы, мимы, пантомимы, пиррихии.

Римская комедия - драматический жанр, получивший развитие в Риме III-II вв. Первая комедия, поставленная ЛивиемАндроником в 240 г., была переработана с греческих образцов.Тогата - римская комедия, получившая распространение ко II - нач. I в. до н.э. Ее основными участниками были крестьяне, торговцы, ремесленники, а основной тематикой - сюжеты из бытовой жизни. Причем, основной идеей тогаты было прославление торжества добродетели и семейного мира. В фольклорной основе тогаты богата разнообразными пословицами, поговорками, шутками. Другой вид римской комедии - паллиата, основу для которой составили произведения «средней» и «новой» аттической комедии. Паллиата получила распространение чуть раньше тогаты, в III-II в. до н.э.

К числу жанров театральных представлений принадлежал мим - его исполняли танцоры, разыгрывая веселые сценки ипровизационного и часто фривольного характера. Название данного жанра восходит к понятию «мимесис», т.е. подражание. Наибольшее распространение мим получил в период эллинизма.

«Таким образом, в Риме существовали различные жанры театральных зрелищ, по-своему отражавшие пеструю, насыщенную разнообразными событиями и политическими страстями, бурную и кипучую римскую жизнь периода республики.»[19]

Римский театр, особенно в последние годы республики, был центром культурной жизни государства, главным развлечением, местом отдыха и общения, но также и пространством, позволяющим наблюдать политические настроения общества, а также был ареной политической борьбы. Часто театральные постановки были созвучны событиям политической жизни государства. Например, трагедия Луция Акция была поставлена в Риме, когда Цицерон в начале 50 г I в до н.э. был отправлен в изгнание.  

Театр нередко был ареной борьбы - социальной и политической. Неравенство в римском обществе отражалось и на театре. Труппа актеров формировалась из рабов, они занимали в театре самое низкое положение. С течением времени актер римского театра так и не смог приобрести такое же положение, каким обладали актеры в древнегреческом обществе. Театр в Риме не смог стать пространством свободы. В эпоху империи власть всячески сдерживала развитие политической комедии. Безнаказанно смеяться со сцен римского театра запрещалось. В силу политического и социального устройства театр в древнем Риме не мог играть такую же роль, какую он играл в Греции.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!