Специфика театральной культуры Древней Греции



Культура древней Греции - значительно мифологизирована. Боги в ней понимались как сила, очень близкая к людям. Греки верили в реальность их существования, наделяли их всеми достоинствами и недостатками, которые были присущи самому человеку, отчего боги органично входили в греческую культуру, воплощались в мифах и становились неотъемлемыми участниками греческих театральных произведений и постановок. Театральной культуре Древней Греции присущ ряд специфических особенностей.

Изначальный греческий театр - круглая площадка, где пылал жертвенный огонь в честь Диониса, исполнялись пляски, хоры распевали дифирамб. Постепенно толпа, некогда составлявшая единый хор, стала толпой зрителей. Она становилась вокруг хоровода и наблюдала за совершающимся действием и за певцами - исполнителями. Празднества с жертвенным костром и хороводами проводились на возвышенной местности. С одной стороны круглой площадки была установлена временная деревянная постройка для переодевания: отсюда произошла будущая сцена. По обеим сторонам от сцены были образованы проходы для входа и выхода хора. Так были заложены составные части архитектурного сооружения для театральных представлений.

«По форме своей и устройству афинский театр Диониса напоминал, скорее всего, стадион нашего времени или цирк под открытым небом, но с одной усеченной его половиной. Места для зрителей, расположенные рядами по склону Акрополя, амфитеатром спускались к круглой площадке — «орхестре» с алтарем бога Диониса посередине. На этой круглой площадке в V веке до н. э. и происходило сценическое действие— выступал хор, актеры и статисты. К орхестре с противоположной от зрителей стороны примыкала деревянная пристройка — «скене» (в буквальном переводе «палатка»), служившая складом для театрального реквизита и местом, где переодевались и меняли маски исполнители. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре.»[10]

Характерная особенность, отличающая древнегреческий театр как комплексное архитектурное сооружение от театра последующих эпох – его поражающая вместимость зрителей. В древнегреческих полисах театры сооружались с расчетом на то, чтобы их могли посетить как члены гражданской общины, так и гости. Например, театр в Мегаполе, сооруженный в IV тыс. до н.э. мог вмешать до 44 тыс. человек. Таким образом, массовый зритель – черта, характерная для античной театральной культуры. Театр вмещал до 17 тыс. зрителей и имел до 78 рядов.

Следующая особенность –отсутствие ярких и сложных декораций, освещения и световых эффектов, но зато широко применение сценических машин, («подъемная машина» при помощи которых во время представления изображались полеты богов; эккиклема – деревянная площадка, которая служила на сцене альтернативной локацией действия, и т.п.)

Невозможно вообразить актеров древнегреческого театра без масок. Своими корнями маски уходят в Дионисийские празднества - их надевали жрецы, изображавшие божество. Маски использовались актерами по нескольким причинам. Во-первых, они показывали душевное состояние героя, его эмоции и социальный статус. Для актера, носившего маску, было необходимо обладать высоким мастерством жестов. Во-вторых, за счет особым образом выполненного отверстия, маска делала голос актера громче. А также, позволяла одному актеру играть несколько ролей. Костюмы актеров своими корнями точно так же отсылают нас к Дионисийскому культу: «одежда трагических актеров была некоторым видоизменением пышного костюма, который носили жрецы Диониса во время исполнения ими религиозных церемоний». Для ряда персонажей существовала специальная одежда. Так, Дионис представал в длинном плаще шафранного цвета, цари - в плащах пурпурного цвета, царицы поверх хитона носили белый гиматий. Костюм богов был представлен в виде шерстяного плаща. Изгнанники изображались в одеждах белого цвета, загрязненных пылью, траур и несчастье обозначался одеяниями черного цвета.

Особую роль в театральном представлении, помимо актеров, играли и зрители. Древнегреческий театр воспитывал зрителя активного, неравнодушного. Поскольку театр имел политическое, общегосударственное значение, а помимо этого был еще и связан с культом, и все граждане полиса считали обязательным посещение представления. Житель греческого полиса мыслился как человек, неравнодушный к политической жизни, он высказывал свое мнение, проявлял участие, и мнение его ценилось хотя бы потому, что зритель и его отношение к происходящему составляли неотъемлемую часть театрального действия.

Традиционно в древнегреческом театре были представлены такие драматические жанры, как комедия, трагедия и сатирическая драма.

Трагедия появляется в IV-V до н.э. Трагические состязания становятся центром жизни как самих Афин, так и всей Греции. Многие исследователи высказывают противоречивые точки зрения относительно этого вопроса, но большинство склоняется к тому, что трагедия уходит корнями в дионисийские празднества. Во-первых, костюмы актеров, игравших на сцене произведения Эсхила, были очень похож на костюмы элевсинских жрецов в церемониях. Хоровой элемент трагедии – отсылка к дифирамбам - гимнам, исполнявшимся в честь бога Диониса. К тому же, само слово «трагедия» дословно можно перевести как «козлиная песня», т.к. козел - ритуальное животное бога Диониса; также козлиная песнь - песнь сатиров, спутников Диониса, которые изначально составляли хор трагедии. Позже из хора выделился корифей - протагонист возникающей трагедии, и из диалога хора с корифеем появились трагедии. Образы героев трагедии тесно связаны с Дионисом – это сюжеты трагедий, где показаны жестокие убийства людьми, впавшими в неистовую ярость, безумие, внушенное богом. Безумие и одержимость здесь определенно связывается с «вакхическими» метафорами. Мотив стихийности, безумия типичен для трагедии. Достаточно вспомнить Кассандру у Эсхила, Аякса у Софокла, Агаву у Еврипида. В тоже время связь с Дионисом спорна, т.к. трагедии исполнялись на празднествах, посвященным и другим богам, а в текстах самих трагедий имя Диониса почти не встречается. «Один из знаменитейших эллинистов, Виламовиц-Меллендорфф, говорит по поводу трагедии, которую отказывается выводить из дионисийских состояний духа и из культа бога страдающего, — что именно страдания, прежде всего, вовсе нет в первоначальной религии Диониса. А потому и трагедия внутренне чужда этой религии: только на почве Аттики она случайно развилась в связи с обычаями дионисийских празднеств. Новые ученые, видящие начало трагедии в подражательном воспроизведении страданий Дионисовых, судят так под впечатлением аналогии христианских мистерий, изображавших рождество и страсти Христовы.»[11] Таким образом, невозможно точно определить происхождение трагедии. Известны лишь некоторые ритуальные истоки, но на их основе нельзя сделать сколько-нибудь однозначных выводов.

Кроме того, исследователи задаются вопросом о причине возникновения трагедии именно в греческой культуре. Фольклорная составляющая многих культур была по многим характеристикам универсальна, или, во всяком случае, повсеместна. Но дальше смеховых песен и рифмованных строк незамысловатого содержания, распеваемых на земледельческих празднествах, дальше комедийных сценок у соседних культур развитие не выступало. Таким образом, основание формирования трагедии в среде греческой культуры составляет проблему в научных исследований.

Комедия - драматический жанр, получивший развитие в Древней Греции в IV-V в до н.э. Выделялось 2 разновидности трагедии: дорийская, происходившая без задействования хора и имеющая пародийно-мифологический характер, и комедия аттическая, названная по месту своего возникновения. Первое представление произошло в 486 г. Происхождение комедии в трудах античных мыслителей, в частности Аристотеля, связано с запевалами фаллических песен, и хор с самого начала приобрел обличительный характер. «Комедия выступала против Пелопонесской войны, <...>, осмеивала новые течения в духовной жизни афинян, религиозный скептицизм и критическую направленность учения софистов, драматургию Еврипида.»[12] В целом на раннем этапе, для дорийской комедии характерна «общественно-политическая тенденциозность». Позже, в аттической комедии стала преобладать мифологическая пародия и бытовая тематика. Смех в пространстве древнегреческой комедии воспринимался как как неотъемлемая сторона жизни. То, что было запрещено в других сторонах жизни, в пространстве комедии стало естественным. Так, комедия смеется над правителями (Аристофан, высмеивающий Клеона - прототипа Пафлагонца в комедии «Всадники»), над богами (высмеивание Диониса Аристофаном в комедии «Лягушки»), а также над известными представителями интеллигенции (образ Сократа в комедии «Облака», где он показан в совершенно ином свете, далеком от реальности). Античная комедия высмеивает самое существенное в культуре и жизни Греции, и в таком случае это существенное становится более весомым, обращается внимание на его важность.

Античному театру присуща тесная связь с идеологией, с политическим и социальным устройством. В полисе, древнегреческом городе-государстве, граждане очень общность, и коллективные действия составляли неотъемлемую часть греческой культуры.

 Принцип состязательности – характерная черта для античной культуры. Различались агоны спортивные, музыкальные, поэтические, драматические. Причем, за любым видом состязания стоял своей особый ритуальный смысл.

В культуре Древней Греции существовало пристрастие к речам и словопрениям: это было неотъемлемой частью образа афинского населения.

В Афинах было большое количество праздников, намного больше, чем в других городах Эллады. К ним относились праздники родовых подразделений Афин – фил, демов, родов, семей. К тому же, значительная часть средств городской казны направлялась на общественный счет. Государство было ответственно за организацию следующих мероприятий: музыкальные состязания, хоровые, драматические, состязания рапсодов, гимнастические, конные. Эти виды состязаний находились в числе наиболее престижных.

Все это факторы обусловили становление Афин центром театральной культуры. Театр, уникальное создание Афин, обрел всегреческую славу и служил средством прославления Афин как столицы театра. Набор театральной труппы был длительным и сложным процессом. Организации представления уделялось очень много внимания и материальных средств из казны.

В организации театральных представлений высоким значением и ролью были наделены хореги. Это должностное лицо, введенное в греческую театральную культуру ок. 500 г. до н.э., было главным образом ответственно за финансирование и организацию театральных представлений. Занимать должность хорега в древнегреческом обществе считалось очень почетным. Это был своего рода способ возвышения социального статуса. По словам исследователяМаринович Л.П«хорегия – это один из хорошо продуманных государственных механизмов возвышения частного лица с пользой для всего государства в целом. Таким образом, стремление к общественному признанию и личной славе – к которым афинское демократическое общество было весьма ревнивым – было важнейшей причиной принятия на себя затратных обязанностей хорега.»Хорег не только должен был жертвовать средства на проведение театральных постановок, но и материально содержать актеров. От своих хорегов актеры получали питание и содержание, причем достаточно дорогое. Надо сказать, что материальные затраты на проведение театральных представлений, в особенности в Афинах, никогда не были сознательно ограничены. «Видимо, одна из основных причин подобного поведения - филотимия, стремление к почету, как выражение агонального духа. Античное общество очень высоко ценило всякого рода затраты на благо коллектива граждан, полиса в целом. И, наоборот, богатый человек, не тратящий часть своих средств для пользы сограждан, вызывал резкое осуждение.»[13] Афины – город, в котором часто оказывалось большое количество приезжих торговцев, гостей, поэтому поддержание престижа и высокого статуса города было одной из важнейших задач. То, каким значением в обществе наделялся институт хорегов и то, в какой мере они жертвовали средства и стремились к качественному исполнению своих обязанностей, непременно указывает на то престижное положение, которое в обществе занимал сам театр. Очевидно, что он был призван демонстрировать все лучшие достижения культуры Афин.

Сфера культуры и искусства воспринималась не как автономная сфера деятельности, но как часть государственного религиозного культа, стабильно финансируемая. Так, культура и искусство, начиная со времен Античности вплоть до Средних веков имела несомненную и непреходящую ценность как для государства, так и для всего общества.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!