НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ; »СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ПОЗИЦИИ; РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ НЕЙТРАЛИЗЦИИ; ОСНОВНЫЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ.



Любая фонема по определению противопоставлена другим фонемам, но есть позиции, в кот. противопоставление не может реализоваться – в позициях нейтрализации. Различают сильные и слабые позиции. Сильные: позиции максимального различения фонем. Фонема выступает в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. В РЯз для гласных - позиция под ударением (в начале слове перед твердым согл, в середине – между твердыми, в конце слова после твердых согл). Для звонк/глух согл – позиция перед гл, перед сонантами и «в».  Для ТВ/мягк согл – в конце слова; перед гласными а, о и; перед тверд согл. Слабые:позиции неразличения или нейтрализации фонем. Делятся на соотносительные (кот соотносятся с сильной позицией) и на изолированные (нельзя проверить через сильную позицию). Нейтрализация – устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях (<б> и <п> в словах столбы – столпы, но нейтрализуются на конце слова – стол[п]; в к[∧]мпания<о> или <а>?)  Разные фонологич школы по-разному называют фонему в слабой позиции. Трубецкой (член Пражского лингвистич кружка) использует понятие архифонема – результат нейтрализации двух фонем, но не соавпадающий ни с одной; совокупность двух фонем и их ДП.    МФШ и Реформатский ввели понятие гиперфонемы – высшая по отношению к фонеме единица, возникающая в слабой позиции; также объединяет в себе ДП двух фонем и ориентирована на сильную позицию.    ЛФШ и Щерба говорили о чередовании фонем в разных позициях – о мене звуковых единиц в составе одной и той же морфемы. То, что звучит, и считается фонемой в слабой позиции.

ПОНЯТИЕ ЧЕРЕДОВАНИЙ. ТИПЫ ЧЕРЕДОВАНИЙ.

Чередования // – альтернация – мена звуковых единиц в составе одной и той же морфемы. Варьирование плана выражения одной морфемы. Участвующие в чередованиях звуковые единицы - АЛЬТЕРНАНТЫ. Типология чередований делятся на чередования по статусу альтернантов (фонемные и аллофонемные) и на чередования по обусловленности чередования (позиционные и непозиционные). Позиционные/живые ~ – объясняются законами совр языка. Непозиционные/исторические ∞ – не обусловлены позицией.

Чер-ние r°uka – r°uk°u – [k] ~ [k°] - позиционн, вызвано фонетич позицией (огубл//неогубл).

Чер-ние r°uka - r°učnoj – непозиционное. Это не значит, что [k]перед [a], [č] перед[n], тк. есть вариант ОКНА. Альтернанты, участвующие в историческом чередовании, представляют собой разные фонемы. (погоДа-погоЖий) – не обусловлено, историч сложилось. [pagoda]//[pagotka]- обусловлено нейтрализацией фонемного противопоставления звонк:незвонк, но так и фонетич чер-ние, тк вызвана фонетич причиной.

По Трубецкому – здесь, вероятно, чередование фонемы с архифонемой. По МФШ – гиперфонема, всего лишь «модификация фонемы» (ее основной вид заменен позиционным вариантом). По Щербе: ЖИВОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ. 

В аллофонемных чер-ниях нет определенной направленности, записывают от основного варианта фонемы, ставя его слева. В живых чер-ниях первым записывают вариант в сильной позиции. В историч чер-ниях это не имеет значения.

Слог как минимальная произносительная единица. Эл-ты его структуры. Типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог– минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся наибольшей слитностью компонентов. Слог строится в процессе речепорождения, состоит из фонем, его вычленение для носителя языка более очевидно, чем фонемы.

Членение речпотока на слоги наблюдается во всех языках мира. Состоит: из одного звука или из нескольких, соседствующих в речевой цепи и объединенных в некое нечленимое (с произносительной т.з.) целое.  Вершина слога (ядро) - гласный звук. На периферии располагаются согласные. Достаточно часто слог состоит из одного гласного (нулевая периферия). Возможны слоги, не содержащие гласного звука (в разговорном беглом произношении– п’о-Л-чка). В таких слогах ядро образуют слоговые сонанты (характерно для чешского, сербохорватского) .

Фонологический слог: рассматривает возможные слоговые модели в языке.

Фонетический слог: слог рассматривается как минимальная произносит единица речи. 1) открытый(отсутствует задняя периферия)/ закрытый (заканчивается неслогообразующим звуком). 2) прикрытый / неприкрытый слог (о левой периферии).

Сонорная теория слова: в слоге звук большей сонорности составляет ядро, я звуки меньшей сонорности – периферию. Теория широко распространена, но не решает проблему места слогораздела, не объясняет случаев, где два «пика звучности» (сонант и гласный) (мхи, рдеть, лжет).

Теория мускульного напряжения (наиболее полно разработана Щербой): слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Единство импульса и объясняет неделимость слога с произносительной т.з.

В русск, фр и анг слоговые границы: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы, 2) являются подвижными при образовании грамматич форм (ДОМ – ДО-Ма).

В кит, вьетн, бирманск: слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни состава, ни границ. Характерно для слоговых языков, где мин фонологич единица – не фонема, а целый слог – силлабЕма или его компоненты чередования – инициаль (начальный согл слога) и финаль (остальная часть слога как единое целое).

Для некоторых языков существенно различение долгих и кратких слогов.

Долгие – содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой согл. Краткие – содержат краткий гласный не перд группой согл.

С понятием слога тесно связаны дифтонг и трифтонг. Это сочетание двух (трех) гласных, произносимых как один слог. Обычно только один гласный составляет вершину слога. В зависимости от места вершины различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие полифтонги. Реже встречаются «равновесные» дифтонги, в которых вершина распределена равномерно между гласными. Дифтонгоиды – гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции. (русск О с у-образным призвуком в начале).

Звуковые изменения, которые могут вызываться особенностями слоговой структуры: паразитические (неорганические) звуки. Если они возникают в самом слове, то называются эпентЕзой, а если на начальной границе слова – протЕза.

Эпентетические согласные возникают при устранении зияния (стыка двух гласных разных слогов). На границе слога общее мускульное напряжение является минимальным. В связи с этим, если в районе слоговой границы нет согласного, там возникает нехватка привычного элемента, переходного к следующему слогу, и появляется тенденция устранить эту нехватку вставкой щелевого согласного с несильным трением ([j], [w], [v], [h], [ɣ]).

Протетические согласные появляются на границе слова в порядке устранения случаев зияния в потоке речи (рускк.: он, она – укр: вин, вона; отец-вотчина, осьминог – восемь).

Другие способы ликвидации зияния: стяжениедвух соседних гласных в один долгий гласный или дифтонг: в севернорусск диалектах: быват – бывает, и элизия – «выталкивание» одного из двух гласных, вступающих в непосредственное соседство: сокращенный артикль во фр яз.

Паразитические гласные появляются там, где возникает потребность разбить на два слога неудобопроизносимую в рамках одного слова группу согласных.  Чаще всего в слогах, где есть сонант, отделенный от вершины слога шумным согласным (ветр – ветер, рубль- рубель).

Сокращение группы – устранение неудобопроизносимых согл путем устранения сонанта, на базе кот мог бы развиться новый слог. (рубль – рупь, жисть – жизнь).

 

№ 20. Просодические явления.

Супрасегментные особенности наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц (порядок фонем, слогов), т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные особенности звуковой материи языка – просодические явления – включают: мелодику (движение высоты основного тона голоса); изменения интенсивности звучания и темпа произнесения; паузы; тембровые характеристики. Просодические явления наблюдаются в слоге – т.н. слоговой акцент в ряде языков, в слове – словесное ударение, в рамках единиц связной речи – фразовая интонация.

Акцентология изучает словесное ударение и слоговой акцент.

А) Словесное ударение  заключается в том, что в фонетич слове (сегмент текста с 1 гланвым словесн ударением) подчеркивается один определенный слог с помощью тех или иных звуковых средств. Отрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью внутр паузы – акцентное слово. Часто включает в себя клитики – слова, не способные иметь собств ударение. Однако есть ряд случаев, где ударение переходит на клитику (за спину, под ноги, из лесу).

Классификация ударения по способу реализации:

- динамическое (силовое) (ударный слог произносится с большей интенсивностью, воспринимается как громкость)

- количественное (квантативное) (удлинение слога)

- музыкальное (тоническое) (изменение высоты основного тона)

- качественное (особое качество звуков, составляющих ударный слог).

Способы звукового выделения выступают чаще всего в сочетаниях друг с другом.

Классификация ударений по месту реализации:

1) фиксированное - ударение всегда/почти падает на определенный по порядку слог слова. Место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, и служит показателем близости этой границы.

2) свободное - нестабильное ударение, может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова. Свободное ударение может быть подвижным - смещается при грамматич изменении (бородА-бородЫ-бородЕ-бОроду-борОдка) и неподвижным - не изменяется во всей парадигме и при словообразовании (горОх-горОха-горОху-огорОшить-горОховый). Место ударения в словоформе зависит от ее морфемного состава. Более распространенное.

 

Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны: есть главное ударение, которое противостоит второстепенным. Единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второст ударения создается некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В РЯз второст ударение в длинных сложных словах (машиностроительный, североамериканский). В германских языках второстепенные ударения в опр случаях строго обязательны и встречаются очень часто. В фр языке практически реализуется только фразовое ударение. В тунгусско-маньчжурских и в палеоазиатских языках нет ударения.

Б) Слоговой акцент  имеет место там, где на протяжении отдельного слога происходят различные регулярные изменения высоты основного тона или интенсивности звучания, которые могут различать слова при противопоставлении.

Характерно для (тональных/политонических) языков слогового строя, где интонация базируется на слоге 9 китайск, вьетн, языки Вост Азии). Каждый слог имеет свой тон, а выделение словесн ударением невозможно. В китайском лит яз-е 4 слоговых тона: 1) ровный, 2) восходящий, 3) нисходяще-восходящий, 4) нисходящий. Во вьетн – 6 тонов (+ постепенно-нисходящий и резко-нисходящий). Монотонические – языки, кот не имеют противопоставленных друг другу типов движения тона в рамках слога.

В) Фразовая интонация охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения. Изучается просодикой или интонологией.

Важнейший компонент – мелодика - изменение основного тона голоса, создающее тональный контур высказывания и его частей. Значительное понижение тона указывает на завершенность сообщения, а повышение - на незаконченность мысли; интенсивность используется для подчеркивания информации в высказывании.

В понятие интонации входит фразовое ударения. Его нейтральная разновидность – синтагматич ударение – средство фонетической организации синтагм (сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью). В РЯ последнее слово синтагмы (но не служебное) подчеркивается больше, чем другие. Синтагматическое ударение может рассматриваться как установление градации между словесными ударениями.

Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения частей высказывания. Часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Логич уд-ие способно нарушить нормы словесного ударения («дО еды или пОсле еды?»)

Другие компоненты – темп речи. Замедлением выделяются более важные слова в высказывании или слова, наиболее значимые эмоционально (эмфатическое ударение).Паузирование – расстановка пауз и их градация по степени длительности, и тембровые особенности,связанные с выражением общей эмоциональной настроенности речи. Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.

Синтаксические функции интонации:

1) Интонация вопросительных предложений – характеризуется особо высоким произношениям того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В специально-вопросит предложении (вопросит слово) мелодический рисунок оказывается сходным с рисунком повествоват предложений. Там, где вопросительность передается инверсией, вопросит интонация не является обязательной.

2) Интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечисляем ряда и паузами, отделяющими члены ряда друг от друга.

3) Интонационное примыкание создается паузой между поставленными рядом словами, заставляющей воспринимать их как не связанные между собой и относить одно из них по смыслу к слову, более отдаленному в тексте.

 

№ 21. Словесное ударение. Различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики.

Словесное ударение заключается в том, что в фонетич слове (сегмент текста с 1 гланвым словесн ударением) с помощью тех или иных звуковых средств, подчеркивается один определенный слог. Слоги, несущие ударение – ударные. Остальные – безударные

Классификация ударения по способу реализации:

- динамическое (силовое) (ударный слог произносится с большей интенсивностью, воспринимается как громкость)

- количественное (квантативное) (удлинение слога)

- музыкальное (тоническое) (изменение высоты основного тона)

- качественное (особое качество звуков, составляющих ударный слог).

Чисто динамическое ударение представлено в чешском. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко (новогреческий). В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Функции ударения: 1. Словоформирующая (ударение и в односложном и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его самостоятельности в ряду соседних слов). «вершинообразующая» (Трубецкой): ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. 2. Дистинктивная (слово- и форморазличительная) – для языков со свободным ударением, в случаях, когда два разных слова или его формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения.

3. Словоразграничивающая – для языков с фиксированным ударением, когда место ударения определяется по отношению к границе слова и служит показателем близости границы.

 

Отрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью внутренней паузы называется акцентным словом. Может совпадать с орфографич и словарн словом или же включать в себя знаменательное слово. Слова, неспособные иметь собственное ударение – клитики. (под, да, же, бы, ли). В зависимости от положения перед или после ударного слова подразделяются на проклитики (ДА знаешь ли, ПОД окномэнклитики (зачем ЖЕ, пошел БЫ). Есть такие проклитики, на которые в определенных случаях переходит ударение знаменательного слова (пО полю, зА спину). В большинстве своем клитики – служебные слова, но ими могут быть и «полуслужебные» - местоимения или спец формы местоимений – ударные формы во фр).

Классификация ударений по месту реализации:

1) фиксированное - ударение всегда/почти падает на определенный по порядку слог слова. Место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, и служит показателем близости этой границы.

2) свободное - нестабильное ударение, может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова. Свободное ударение может быть подвижным - смещается при грамматич изменении (бородА-бородЫ-бородЕ-бОроду-борОдка) и неподвижным - не изменяется во всей парадигме и при словообразовании (горОх-горОха-горОху-огорОшить-горОховый). Место ударения в словоформе зависит от ее морфемного состава. Более распространенное.

 

Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны: есть главное ударение, которое противостоит второстепенным. Единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второст ударения создается некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В РЯз второст ударение в длинных сложных словах (машиностроительный, североамериканский) . В германских языках второстепенные ударения в опр случаях строго обязательны и встречаются очень часто. В фр языке практически реализуется только фразовое ударение. В тунгусско-маньчжурских и в палеоазиатских языках нет ударения.

 

Слово как единица языка.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику – словарный состав языка. Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих наподобие слов. Слово – двусторонняя единица, обладающая планом содержания и планом выражения. Количество слов не может быть сосчитано, т.к. словарный состав все время пополняется. Лексика широко и непосредственно отражает обществ практику, материальн и духовн культуру человеч коллектива, и немедленно откликается на внешние и внутр изменения, поэтому находится в состоянии непрерывного развития.

 

Слово – наиболее привычная нам значащая единица. В отличие от морфемы (минимальн значащей единицы), слово не обладает признаком структурной и семантической нечленимости (одноморфемные предлоги, союзы, кенгуру – корень). По сравнению с морфемой, слово обладает большей самостоятельностью, которая может быть позиционной и синтаксической.

Позиционная самостоятельность – отсутствие жесткой линейной связи с соседними словами в речевой цепи – перемещаемость в предложении (сегодня теплая погода/погода сегодня теплая). Слово – минимальная ед-ца, обладающая позицион самостоятельностью, характерной для всех слов.

Синтаксическая самостоятельность – способность выступать в качестве однословного предложения или члена предложения. Характерно не для всех слов (служебные), но и они в определенной ситуации могут быть самостоятельны синтаксически («Вам с сахаром или без?» - «Без!).

 

 Слово – минимальная относительно самостоятельная значащая единица языка; относительная самостоятельность, бОльшая, чем у морфемы, проявляется в отсутствии у слова жесткой линейной связи с соседними словами и в способности многих слов функционировать синтаксически (в качестве однословного предложения либо в качестве члена предложения).

 

Слово также выступает в кач-ве абстрактной единицы – инварианта - лексемы, и также имеет ряд представителей: в реч акте и в тексте – реализуется в виде конкретного экземпляра, лекса. Устойчивые сочетания (железн дорога, выйти в люди) – составные лексемы/лексы.

Варьирование слова более сложное, нежели у фонемы. 1) чисто фонетич варьирование экспонента 2) либо с фонетич условиями контекста.

3) может быть варьирование морфемного состава слова и 4) варьирование в сочетании со стилистич дифференциацией – несущественное для значения; 5) варьирование может касаться содержательной стороны слова (многозначные слова). 6) грамматич варьирование – образование словоформ.

Во всех этих вариантах можно говорить о языковых вариантах слова – аллолексемах. 

 

23. Лексическое значение слова. Денотат и концептуальное значение. Коннотации. Общее лексическое значение и частные референциальные значения слова.

«Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько разрядов – грамматических категорий, под которые содержание слова подводится наравне с содержанием других слов». (А.А.Потебня)

Лексическое значение –известное содержание, свойственное данному слову в отличие от всех других слов. Принадлежит лексеме в целом. Изучается семасиологией и лексикологией.

Грамматич значение – указание на определенные грамматич категории (часть речи, род, число, падеж и т.д). У служебных слов ведущее и порой единственное – грамматич значение.

 

Важнейшую част лексич значения – его ядро – составляет мыслительное отображение явления действительности, предмета в широком смысле. Обозначаемый словом предмет – денотат/ референт; отображение денотата, его концептуальное значение – десигнат. Кроме ядра, в состав лексич значения входят коннотации (созначения) – эмоциональн, экспессивн, стилистич добавки к основному значению.  Ряд междометий (ого! тьфу!) или передача команд (стоп! прочь!) имеет выражение эмоций как основное значение.

Денотатами слова могут быть предметы, события, свойства, действия, чувства, ощущения, элементы языка, фиктивные образы. Различают:

Общая предметная отнесенность (общее лексическое значение) – отнесенность концептуального значения ко множеству денотатов с общим признаком (собака – любая собака, зеленый – любой оттенок). Частная предметная отнесенность – отнесенность его концептуального значения к отдельному, единичному денотату. (В комнату вбежала большая черная собака.)

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!