Практические задания по теме 4



Вопросы для работ в микрогруппах:

1. Перечислите и охарактеризуйте нормативно-правовые активаторы развития социального бизнеса в России.

2. Перечислите и охарактеризуйте организационно-экономические активаторы развития социального бизнеса в России.

3. Перечислите и охарактеризуйте маркетинговые активаторы развития социального бизнеса в России.

4. Какая группа активаторов является ключевой на ваш взгляд?

Доклады:

1. Ежегодная премия «Импульс добра» (сущность, номинации, поддержка)

2. Бизнес-инкубаторы социального бизнеса в России.

3. Слеты социальных предпринимателей (можно региональный срез).

4. Центры социального предпринимательства при высших учебных заведениях (Высшая школа экономики).

5. Лаборатории социального предпринимательства.

Дополнительные задания:

1. Терминологическая таблица слова «активатор» (автор, источник, определение).

2. Разработать Положение Центра социального предпринимательства в ТвГУ по следующим параметрам: общие положения, основные задачи центра, основные функции центра, организация работы и финансирование, реорганизация и ликвидация центра (в подгруппах).


Тема 5
Спонсорство и благотворительность как инструменты социальных технологий

Сущность и особенности благотворительной деятельности в России

Основой благотворительности является непосредственный и добровольный акт помощи, который оказывают неимущим частные лица и общество. В ряде современных отечественных исследований благотворительность представлена как стадия исторического развития процессов помощи и взаимопомощи, характерная не только для отечественной, но и мировой практики.

Истоки благотворительной деятельности уходят вглубь веков. Еще в Античности наряду с формированием практик благотворительности закладывались основы ее концептуальной интерпретации. Так, например, Аристотельподробно исследует «акт дарения» итрактует его как проявление добродетели во имя нужного дела. Он подчеркивает, что людей в процессе их жизни соединяет два процесса «давать и возвращать назад»[79](Приложение 5).

Этап Средневековья связан с осмыслением благотворительности как обязанности богоугодного христианина. Согласно М. Молла, «для мыслителей этого времени характерно частое употребление слов communicare, communicatio, communis, communicandus, призванных выразить идею о необходимости делиться богатством со своим ближним»[80]. В XII–XIII вв. появились новые коллективные формы благотворительности. Вдохновляемые проповедью нищенствующих монахов братства мирян, ремесленные и торговые гильдии, приходские общины стали помогать слабейшим своим членам. Они собирали средства для оплаты похорон и заупокойных служб, поддерживали вдов и сирот. Одной из таких организаций было португальское «Братство добрых людей Бежи», учрежденное королевским указом в 1297 г. Другие религиозные братства опекали больницы и ведали раздачей милостыни. В приходах возник новый тип коллективных организаций, так называемых столов для бедноты. Эти организации ставили своей задачей регулярную раздачу вещей или денег. Случалось, что городские власти брали все в свои руки, создавая городские фонды помощи неимущим, которые во многом были прообразами современных благотворительных фондов.

В течение XVI в. многие крупные города добились централизации помощи бедным слоям населения и взяли под свой контроль благотворительные учреждения. Бродяги были выселены из городов, а трудоспособных бедняков заставили работать. Во многих городах были созданы централизованные фонды раздачи милостыни, опиравшиеся и на частные пожертвования, и на введенные специальные налоги. Стремительный рост «коллективной благотворительности» способствовал процветанию благотворительности в Англии XVII–XVIII вв. Благотворительные организации поддерживали своими пожертвованиями многие англичане, особенно те, кто располагали средним доходом или выбились в люди сравнительно недавно. В начале XVIII в. они создавали бесплатные школы, была построена сеть новых и хорошо оборудованных благотворительных больниц.

ДляXIX в. было характерно появление отдельных благотворителей и благотворительных движений нового типа, которые собирали информацию и обследовали положение семей рабочих, здоровье членов их семей и городской бедноты, наряду с необычайным размахом появления частных библиотек, университетов, больниц, музеев для общественного пользования. В это же время были созданы благотворительные тематические комиссии, статистические общества для проведения социальных обследований с целью информирования и мобилизации общественного мнения, привлечения внимания официальных кругов к «темным» сторонам социальной действительности. В ХХ в. благотворительная помощь уступила место государству всеобщего благосостояния с социальными гарантиями, которые сопровождают «человека от колыбели до могилы через систему страхования от болезней, нетрудоспособности, безработицы и, прежде всего, бедности в старости...»[81]

Зарождение благотворительности на Руси обычно связывают принятием христианства и учреждением церковной организации, т.е. рубежом X–XI вв. Забота о нуждающихся являлась важным атрибутом облика первых православных князей. Древнерусские князья осуществляли благотворительную деятельность под эгидой и покровительством церкви, которая являлась активным участником благотворительной работы. Благотворительность в Древней Руси нередко сосредоточивалась в церковных приходах, являвшихся одновременно церковной, земской и податной единицей общественного управления. Роль монастырей как центров помощи нищим была особенно заметной в периоды голодных лет и эпидемий, которыми изобиловало русское Средневековье.

В конце XVII в., а частично уже и в середине XVI в., Московским государством был высказан новый взгляд на содержание благотворительной работы. Акты 1551 и 1682 гг. содержали идею перехода отблаготворительности как частной помощи частным лицам к идее призрения бедных как отрасли государственного управления, основывавшейся на разборчивом отношении к нищим и призрении их в закрытых заведениях. В начале XVIII в. Петр I стремился предупредить и устранитьсам феномен нищенства. В своих указах император разъяснял необходимость дифференцированного подхода к нищим, отделения действительно нуждающихся от профессионалов. Нищих, способных к труду, законодатель стремился привлечь к работе, тогда как больным и увечным предписывалось давать приют в богадельнях.

Яркий след в истории общественного призрения в России XVIII в. оставила Екатерина II. Первоначально внимание императрицы было обращено на организацию призрения младенцев. Указанный вопрос был основательно разработан известным филантропом И.И. Бецким, результатом чего было основание в Москве в 1763 г. Воспитательного дома для приносимых детей с больницей для сирых и неимущих, а также открытие в 1772 году Воспитательного дома в Петербурге.

Недостатки государственной организации призрения, проявившиеся в деятельности созданных Екатериной II приказов общественного призрения, породили на рубеже XVIII–XIX вв. потребность к оживлению системы благотворительных учреждений за счет приобщения к нему самодеятельных общественных сил. Возникла идея организации помощи неимущим путем соединения действий государства, сословных и общественных групп, частной благотворительности под патронажем государства. Новую страницу в истории общественного призрения в Россииоткрыли реформы Александра II, связанные с созданием органов местного самоуправления и переведением целого ряда учреждений помощи бедным из государственной в муниципальную юрисдикцию. В 1892 г. был принят «Устав общественного призрения» – единственный в истории России нормативно-правовой акт, наиболее полно регламентирующий благотворительную деятельность.

В конце XIX–начале XX вв. деятельность целого ряда благотворительных организаций была многоплановой, включая помощь бедным, социальную реабилитацию безработных путем их трудоустройства, обучение беспризорных детей и детей-сирот и др. В сфере социальной защиты работающего населения городов действовали общества взаимопомощи, главной задачей которых была материальная поддержка входивших в них членов, которая оказывалась в форме денежных пособий, пенсионного и медицинского обеспечения. Советский период XX в. характеризовался фактическим запретом на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте. Они были признаны идеологически неприемлемыми в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско-ленинского представления, согласно которому бедность является результатом особых социальных отношений в капиталистическом обществе, отражением и выражением его противоречий. Указанное «вето» на изучение благотворительной деятельности существовало на протяжении всего периода с середины 1930-х до середины 1980-х годов.

В настоящее время перспективными направлениями исследований благотворительной деятельности являются изучение экономических вопросов развития некоммерческого сектора во взаимосвязи с вопросами социальной истории, системное рассмотрение феномена благотворительности как историко-культурного явления и одного из определяющих факторов модернизации России XIX–XXI вв.

Эволюция благотворительной деятельности в Тверском регионе представлена в Приложении 5.

В Федеральном законе от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительностью понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»[82].

Можно отметить следующие характерныеособенностиблаготворительной деятельности[83]:

- благотворительность прежде всего направлена на «общее благо», она уравнивает своих и чужих до некой «социальной общности»,

- благотворительность имеет добровольный характер,

- благотворительность безвозмездна и от ее осуществления нельзя ждать какого-либо прямого дохода,

- благотворительность адресована всему обществу, ее цель – преодоление неравенства и рост человеческих возможностей,

- благотворительность – непрофильная деятельность бизнеса, который участвует в перераспределении своих доходов для решения социальных проблем,

- благотворительность – выражение нравственной и экономической зрелости общества.

Выделяют несколько функций благотворительности[84]:

- экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

- социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

- рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

- общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

- политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

- маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.[85]

Различают частную и корпоративную благотворительность. Частная благотворительность является наиболее распространенным видом благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели денежных и иных материальных ресурсов. Корпоративная благотворительность– добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов– собственных или других организаций. Исследователи корпоративной благотворительности условно выделяют две перспективы постановки задач корпоративной благотворительности[86]. Так, существуют стратегическая и альтруистическая благотворительности. В первом случае менеджмент организации понимает благотворительную деятельность как внутреннюючасть стратегии компании и предполагает, что она вносит положительный вклад в экономические или политические позиции компании. Причины альтруистической корпоративной филантропии находятся в области моральных норм и ценностей: менеджменторганизации ощущает моральную ответственность и ориентирован на повышение качества жизни в сообществе за счет благотворительной деятельности. При этом эффектам благотворительности – росту прибыли или положительному имиджу компании –не придается значения.

Можно выделить различные типы благотворительности и соответствующие модели управления этими процессами[87].

Первый тип – денежное пожертвование, осуществляемое в ответ на обращение нуждающихся в помощи. Ее недостатком является то, что компании, как правило, жертвуют денежные средства, руководствуясь субъективными, случайными и спонтанными приоритетами своих владельцев или тех, кто распоряжается благотворительным бюджетом. Положительным моментом является решение конкретных проблем, носящих адресный характер.

Второй тип – рекламная благотворительность, направленная на улучшение имиджа компании. В этом случае бизнес поддерживает какую-то социально значимую идею, стремясь добиться того, чтобы общество связывало ее с названием корпорации. Такой благотворительностью обычно занимаются компании, работающие с конечным потребителем, кредитные организации (банки).

Высшая ступень – стратегическая благотворительность, реализуемая с использованием проектного подхода или программ освоения социальных инвестиций и нацеленная 6на решение долгосрочных задач. Данный тип благотворительности получает все большее распространение в современной управленческой практике. Социальные инвестиции дают возможность не только реализовывать значимые проекты, но и решают конкретные и масштабные социальные проблемы.

Говоря о благотворительности, отмечают также понятия «филантропия» и «меценатство».Понятие «филантропия» (от греч. philanthropia) переводится как «любовь к людям» и нередко в словарях является полным синонимом термина «благотворительность». Однако в данных понятиях все же есть некоторая смысловая разница. Некоторые авторы отмечают, что филантропия – более широкое понятие, чем благотворительность. Если благотворительностью считается традиционная поддержка бедных, обездоленных и неимущих, то филантропия кроме этого включает в себя пожертвования бесприбыльным организациям, оказывающим бесплатные услуги (например, вклады в библиотеки, музеи, колледжи, бесплатные концерты и пр.)[88].

Меценатство означает материальную поддержку организаций или отдельных деятелей культуры и искусства, осуществляемую частными жертвователями в порядке личной инициативы и по личному выбору. История возникновения термина связана с именем римского вельможи Мецената (умер в 8 году до н.э.), оказывавшегопокровительство великим поэтам своего времени: Вергилию, Горацию. Имя Мецената стало нарицательным и в настоящее время обозначает человека, который направляет денежные средства на поддержку науки и искусства.

За последние три года значительно активизировалась деятельность некоммерческих организаций и благотворительных фондов Тверского региона. Так, например, с 2003 г. на территории области функционирует благотворительный фонд «Доброе начало», отличительной особенностью которого является системность подхода к решаемым проблемам, умение найти точки соприкосновения с бизнесом и властью. Ярким примером системного подхода стало открытие первого в регионе детского эндокринологического центра. Акция фонда «Покупая – помогаешь детям» открыла новый формат благотворительности: покупая продукцию тверских предприятий с логотипом акции на этикетке, жители региона напрямую помогают семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. С 1 июня 2007 года на упаковках нескольких видов продукции ЗАО «Хлеб» была размещена эмблема благотворительной акции – дружелюбный щенок Тиша с ромашкой. 10 копеек от стоимости каждой единицы продукции были предназначены для тверских семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такой способ участия в благотворительности является уникальным для Тверской области, благодаря своей доступности и простоте он способствует привлечению к добрым делам широких слоёв населения. За три года было собрано 3 369 453 рубля, что выразилось в помощи 262 семьям из 34 районов Твери.

В декабре 2004 г. в рамках проведения Первого социального форума «Общество-Власть-Бизнес – общие цели» участниками была поддержана долгосрочная социальная программа «Важное дело». Целью программы стало объединение усилий общества, власти и бизнеса для оказания дополнительной помощи социально незащищенным категориям населения: одиноким пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. За время реализации партнерами программы стали более 200 организаций Тверской области различных организационно-правовых форм собственности: ОАО «Волжскийпекарь», Тверское областное отделение межрегиональной общественной организации «Союз пенсионеров России», ООО «Профилактическая медицина», ООО «КИН», ОАО «Калашниковский электроламповый завод», ЗАО «Рождественскаямануфактура» и др. Среди проектов, которые были проведены добровольцами программы – «Школа социального аниматорства», акция «Подари лучик света», Весенняя Неделя Добра и мн. др. До настоящего времени в рамках данной социальной программы было реализовано свыше 3300 акций разнообразного характера.

Примеры социальных проектов благотворительных фондов Тверской области представлены в Приложении 6.

Идеи социальной ответственности бизнеса постепенно интегрируются в деловую практику предприятий российских регионов, среди которых важное место занимает Тверская область. В ноябре 2010 г. Лабораторией социально-политических исследований Тверского государственного университета был проведенопрос среди предпринимателей г. Твери с целью выявить их отношение к благотворительной деятельности как одной из форм КСО. Объем выборочной совокупности составил 105 человек. Согласно результатам исследования, подавляющее большинство респондентов имеет положительное отношение к благотворительности (69%), треть опрошенных безразлично относится к филантропической деятельности (28%), около 3% предпринимателей считает, что благотворительность – бесполезная трата времени. Благотворительной деятельностью занимается регулярно лишь 6% тверских предпринимателей, 28% респондентов осуществляет благотворительные проекты и программы время от времени, и 40% не занимается филантропией совсем. 43% респондентов считают, что заниматься благотворительностью должен каждый человек в меру своих возможностей, тогда как 37% полагают, что данная роль принадлежит государству. Около 17% опрошенных придерживается мнения, что осуществлять благотворительную деятельность должны бизнес-структуры, а 3% респондентов считает, что занятия благотворительностью – для некоммерческих организаций. Среди тех, кто занимается благотворительностью, наиболее приоритетными сферами являются: помощь школам (30%), медицина (20%), помощь незащищенным слоям населения (10%), помощь ветеранам войны (10%), образование (10%), экология (10%), спорт (10%). Большая часть предпринимателей г. Твери (78%) считают, что благотворительность в России не развита, и лишь 3% опрошенных отмечают, что филантропическая деятельность носит комплексный характер. Среди препятствий, сдерживающих развитие благотворительной деятельности в России, выделяют: отсутствие гарантий целевого использования средств (49%), несовершенство налоговой и законодательной сферы (29%), отсутствие традиций благотворительности (14%), недостаток признания благотворителей государством (8%).Обозначенные барьеры могут быть отчасти преодолены за счет грамотной мотивационной политики органов государственной власти. Среди опрошенных 29% респондентов отметили, что благотворительность должна стимулироваться путем предоставления налоговых льгот, 17% предпринимателей считают, что главный стимул – присвоение почетных званий и наград, 14% заявили о том, что благотворительность бизнеса должна подробно освещаться средствами массовой информации. Однако большинство респондентов (40%) считают, что благотворительная помощь должна идти от сердца и не нуждается в поощрении.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 918; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!