Об инновационно-креативной экономике



Инновационно-креативная экономика – это экономика, базирующаяся на знаниях (knowledge-based economy).

Ее некотрые черты:

- Новая модель предусматривает расширение функций работника (узкой специализации) к работнику «широкого диапазона» (универсалу), способному осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку прежних ценностей.

- Основным фактором экономического роста становится не финансовый капитал и средства производства, а знания и новые идеи, обеспечивающие выпуск интеллектуальной, конкурентоспособной продукции, востребованной на рынке качества, за которую потребитель готов платить высокую цену.

- Инновационно-интеллектуальный, креативный характер экономики, который обеспечивает динамичное развитие государства и более высокий уровень жизни населения.

 

 

Трансформация человеческого фактора при переходе к инновационно-креативной экономике: модели поведения человека (homo-economicus, homofaber, рациональный гедонизм). Инновационные процессы и человеческий капитал: переход от материально-вещественной экономики к интеллектуальной, основанной на знаниях.

 

КЛАССИКИ (А. Смит). Модель «homoeconomicus» (человек экономический) – это теоретическая модель человека, из которого элиминированы все психологические и духовные мотивации и качества, не относящиеся к экономической деятельности. Под рубрикой «человек экономический» предстает результат сведения (в методических целях) его поведения к рациональной целесообразной деятельности, условий и обстоятельств его поведения – к наличию ограниченных экономических ресурсов, а его мотивов – к нацеленности на извлечение возможного максимума полезности из данных условий.

Это в известном смысле идеализация человеческого поведения в ситуации, если бы человек в своем повседневном существовании действовал исключительно под влиянием экономического принципа, преследуя только экономический интерес и не считаясь со всеми прочими своими и чужими мотивами и интересами.

Однако, согласно взглядам Л. Фон Мизеса, абсолютно рациональное человеческое поведение было бы возможно только в условиях совершенного рынка.

 

ДЖ.С. МИЛЛЬ: Всякое усилие человека состоит частью из умственных, частью из физических элементов.

 

К. МАРКС при обосновании модели поведения человека «homofaber» (homo faber - философская концепция, сформулированная Ханной Арендт и Максом Шелером, описывающая человека, контролирующего внешний мир с помощью инструментов) исходил из того, что оно по своей природе носит двойственный характер:

1. Человек как субъект наделен индивидуалистическими наклонностями и предпочтениями и в своем поведении руководствуется эгоистическими свойствами, личными интересами, не считаясь с интересами общества. В этом случае индивидуальный интерес человека проявляется в стремлении получения максимальной пользы.

2. Человек является биосоциальным существом, т.е. общественным, живущим в обществе в определенном социуме. К. Маркс сущность человека видел не в эгоизме, а в саморазвитии личности в рамках общества и в его интересах.

Однако разделение труда и возникновение классов ведут к отчуждению собственности, человеческая деятельность превращается в тягостную социальную повинность, а продукт труда присваивается собственником средств производства.

В результате односторонний абстрактный труд и частный экономический интерес не позволяют человеку реализовать свою сущность и саморазвитие личности.

 

И.БЕНТАМ. «Модель рационального гедониста». Хозяйствующий субъект - потребитель. При обосновании этой модели абсолютизируются условия конкуренции, хозяйствующий субъект наделяется способностью обладать полной информацией, безошибочным предвидением будущего.

 

А. МАРШАЛЛ. Подчеркивает, что «каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности»

Также: «когда человек здоров, его работа, даже выполняемая по найму, доставляет ему больше удовольствия, чем муки». (и тут же Шумпетер о том, что материальная составляющая уходит на второй план)

 

Дж. Фостер. Модель творческого человека – «homo creativus». Люди не просто пассивно приспосабливаются к внешним воздействиям, выбирая из заданных наборов, но и творчески изменяют внешний мир, создают в нем новые структуры, воплощая в жизнь идеи, концепции и другие продукты своего воображения.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!