Учебно-методическое обеспечение программы



 

Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности. Эстетическая развивающая среда активизирует художествен­но-творческую деятельность детей и формирует эстетическе отношение к окружающей действительности.

Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной дея­тельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. На­зываться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, ху­дожественная студия, дизайн-студия, музей декоративно-прикладного искусства, русская изба, художественная галерея, сенсорная комната и т.д.

Потолки, стены и полы в помещении должны быть безопасны для пре­бывания детей и окрашены в пастельные тона. Специальное оборудова­ние и мебель: столы, столы-мольберты, переносные доски, полки, стелла­жи должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы можно расставлять по-разному, в зависи­мости от темы и формы проведения занятия. При этом свет должен па­дать слева. Рисовать дети могут, стоя у столов и мольбертов. Наглядные пособия демонстрируются на уровне глаз ребенка. Показ способов рисо­вания целесообразнее осуществлять, сидя за столом, когда дети находят­ся рядом с педагогом или народным мастером.

В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кас­сетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, диапроектор с набором слайдов, эпидиаскоп, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный материал, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, костюмы и декорации для театрализованной деятельности, подлинные образцы из­делий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методиче­ские пособия. Хорошо, если в студии есть компьютер, снабженный рисо­вальной программой.

Украсить интерьер студии, музыкального зала, группы, холла можно репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушка­ми, выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей

154


предметами детского творчества, цветами. Особый интерес представляют яркие, красочные и зрелищные крупные детские коллективные работы. Подбирая репродукции, нужно знать их место в оформлении интерьера, учитывая при этом площадь, освещенность стены, на которой будут они висеть, а также местное и общее окружение.

Для ознакомления с музыкальным и устным фольклором необходимо иметь: музыкальные инструменты, костюмы для режиссерских игр и игр драматизации, театральные атрибуты и т.д. В доступном для детей месте должны находиться различные предметы декоративно-прикладного ис­кусства, дидактические игры, бумажные силуэты, карандаши, краски, ба­ночки, кисти, клей, пластилин, глина, стеки, ножницы, салфетки, бумага. Для анализа детских работ можно использовать круглый стол, мольбер­ты, панно и т.д. Предметная среда не должна быть перегружена обилием разностильных и разномасштабных вещей. Пособия должны отвечать ги­гиеническим и эстетическим требованиям.

В групповой комнате также должны быть созданы условия для само­стоятельной художественно-творческой деятельности — уголок, центр, мастерская и т.д.

Каждое дошкольное учреждение с учетом рекомендаций создает свою предметно-развивающую среду в силу своих материальных возможнос­тей, в зависимости от склонностей и интересов педагогов и детей. Эстети­ческая среда должна создавать у детей радостное настроение и способст­вовать их художественно-творческому развитию.

В студии изобразительного искусства мы рекомендуем иметь: подлин­ные образцы изделий народных мастеров; видеоматериалы и диапозити­вы; открытки; альбомы; таблицы; книги и методические пособия; магни­тофон с кассетами; атрибуты к играм; декорации для театрализованной деятельности.

Материал для рисования

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Бумага

Бумага для рисования должна быть плотной и немного шероховатой. Глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, не остав­ляя яркого следа, не годится для рисования.

Простые карандаши

Простые карандаши бывают твердыми и мягкими. Детям лучше вы­полнять эскизы круглым карандашом средней мягкости («ТМ», «НВ»). Такой карандаш хорошо стирается резинкой. В целях безопасности не сле­дует очень остро точить карандаш.

Цветные карандаши

Лучше использовать мягкие цветные карандаши: 2М-4М в наборах из 12-24 цветов и оттенков. При разном нажиме также можно получить раз­ные оттенки одного цвета: от светло-голубого до темно-синего, от нежно-желтого до насыщенного желтого цвета и т.д. -

155


Ластик

Ластик должен быть мягким, упругим и желательно белого цвета. Луч­ше использовать ластик чешской фирмы КООН-1-КООК (на таких ластиках нарисован слон). Цветные, яркие ластики с различными картин­ками для стирания карандаша не годятся.

Восковые мелки

Раскрасить изображение можно гораздо быстрее мелками, чем каран­дашами. Большие поверхности (земля, небо) можно закрашивать боковой стороной мелка, поверхность бумаги от этого становится рябоватой, что де­лает рисунок более выразительным. Мелки легко ложатся на шероховатую линию, дают мягкие очертания. Восковые мелки нельзя стирать ластиком.

Пастель

Пастель — мягкие цветные мелки, завернутые в бумагу. Цветовая гамма пастели очень разнообразна. Пастель нельзя стирать ластиком. Нельзя трогать картину руками, дуть на рисунок или чихать над ним, так как пастель может осыпаться или разлететься в стороны. Пастель может использоваться в соединении с карандашом или акварелью. Для работы пастелью подходит рыхлая, шероховатая бумага, которая не поз­воляет порошку пастели осыпаться. Рисунок пастелью после работы же­лательно закрепить, используя для этого лак для волос. Держа флакон лака на расстоянии 20 см от рисунка, нужно равномерно нанести на не­го два-три слоя лака. Рисовать пастелью нелегко, поэтому использовать эту технику лучше при работе со старшими дошкольниками.

Фломастеры

Стержень фломастера пропитан красителями (спиртовыми черни­лами) разнообразных цветовых оттенков. Чернила испаряются очень быстро, поэтому сразу же после работы фломастеры нужно закрывать колпачками. На фломастеры нельзя сильно нажимать, так как может повредиться стержень. Работать с фломастерами нужно аккуратно, так как они трудно смываются с рук и могут испачкать одежду. Фломасте­ры можно использовать в смешанной технике с карандашами, для кон­турной обводки и прорисовки ярких деталей рисунка.

Акварель

Акварель — прозрачные краски. Акварель бывает твердая — в плитках, полумягкая — в чашечках и мягкая — в тюбиках. Для дошкольников более пригодна полумягкая акварель 12-24 цветов. Основное свойство акварели — прозрачность красящего слоя, поэтому карандашный набросок контура предмета должен быть легким, линии чуть заметными, иначе карандаш бу­дет виден сквозь краску. В работе с акварельными красками очень важную роль играет вода. Насыщенность цвета в акварельной краске зависит от со­отношения краски иводы. Для того чтобы краска лучше ложилась на бу­магу, перед началом рисования весь лист промывается водой (протирается влажным тампоном). Техника работы акварелью достаточна сложна, по­этому предлагать эти краски лучше детям старшего дошкольного возраста.

Гуашевые краски

Гуашевые краски — это непрозрачные кроющие краски, легко накла­дывающиеся слоем на слой. Для получения более светлого тона гуашь

156


разводится белилами. Работать гуашью проще, чем работать акварель­ными красками. Основное неудобство гуаши по сравнению с другими материалами— необходимость каждый раз мыть кисть, перед тем как набрать на нее новую краску. Воду в процессе рисования нужно часто менять, иначе все краски в баночках утратят свой основной цвет. После работы необходимо плотно закрывать крышки баночек, чтобы гуашь не высыхала.

Палитра

Палитра — небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или иной формы, на которой художник смешивает краски. Для работы аква­релью и гуашью используют палитру фабричного изготовления из белого пластика, которая имеет углубления для красок. В качестве палитры мож­но использовать белое блюдце, кафельную плитку или лист бумаги. Па­литра должна быть белой или прозрачной, чтобы своим цветом не влиять на получение нужного цвета. Любую палитру (кроме бумажной) нужно часто мыть теплой водой.

Кисти

Кисти бывают двух видов: жесткие (их называют щетинными, пото­му что их делают из щетины животных) и мягкие (их делают из мягко­го волоса животных). Кисти различаются также по размерам, которые обозначены цифрами на черенках. Чем меньше цифра, тем меньше кисть: 1-6 — тонкие, 6-10 — средние, 10 и выше — толстые. Кисти меньшего размера используют для рисования мелких пятен и мазков, тонких линий и деталей изображения. Кисти большего размера — для рисования больших пятен и фонов. Поэтому для рисования одного ри­сунка нужны кисти разного размера. По форме кисти бывают круглы­ми и плоскими. Плоские кисти используются для широкого мазка, круглые — для работы над линиями разной толщины и пятном. Мазок, нарисованный круглой кистью, имеет овальную форму. Во время рисо­вания кисть нельзя оставлять в воде, так как от этого портится ворс. По окончании работы кисти нужно вымыть теплой водой.

Баночки для воды

Можно использовать обычные пол-литровые стеклянные банки или баночки меньшего размера, а также пластмассовые стаканчики, нужно только обращать внимание на их устойчивость.

Салфетки

Под рукой у ребенка во время рисования всегда должна быть матерча­тая или бумажная салфетка (вытереть руки, кисть, стол и т.д.).

Подставка под кисти

Во время работы кисти не должны оставаться в воде, поэтому нужны специальные подставки или салфетки, на которые кладут чистые кисти.

Материал для лепки

Глина

Глина — основной материал для лепки. Она должна быть однотонной, пластичной (для того, чтобы дать ребенку возможность понять целост-

157


ность формы предметов). Глину необходимо правильно готовить или по­купать в художественных салонах. Глиняные поделки можно обжигать в муфельной лечи и расписывать гуашью.

2. Муфельная печь для обжига глиняных изделий
Детские работы в муфельной печи обжигает педагог.

Пластилин

Пластилин используется детьми тогда, когда нужно вылепить пред­мет из мелких цветных форм. Перед работой его следует немного разо­греть.

Каркасы для лепки

Каркасы помогают детям выполнять более совершенные изделия, де­лают фигуры устойчивыми и динамичными.

Стеки для обработки глины

Стека применяется для проработки деталей, в тех случаях, когда это трудно сделать рукой. Стекой снимается с формы лишняя глина, делают­ся надрезы.

Доска для лепки

Для того чтобы рабочее место во время лепки было чистым, необходи­мо лепить на доске. Размер доски определяется величиной лепки.

Станок с поворотной доской

Вместо досок можно использовать поворотные станки, которые удоб­ны для работы и дают детям возможность аккуратно повернуть изделие и проработать его со всех сторон.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!