Примерные конспекты занятий с детьми 6-7 лет



Тема 1. Русская народная песня

Занятия 1-2. Колыбельная песня

Программноесодержание. Обогащать музыкальные впечатления де­тей посредством знакомства с колыбельной песней. Формировать про­стейшие навыки выразительного исполнения колыбельных песен. Разви­вать эстетический вкус. Формировать технические умения и навыки.

Материалы.Магнитофон, аудиокассета с записью колыбельных песен. Книга «Баю-баюшки-баю»/Худ. Е.Ю. Васнецова. — М.: Детская литерату­ра, 1990. Иллюстрированные детские книги с колыбельными песенками.

Белая бумага формата А4, акварельные краски, гуашь (по выбору де­тей), кисти разных размеров, карандаши, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия

Й этап

Педагог рассказывает детям о том, что песни, которые придумал на­род, называются народными. Обращает внимание детей на то, что рус­ский народ в этих песнях отражает свою жизнь; знакомит детей с разно­образием русских песен: колыбельных, хороводных, лирических, плясовых; раскрывает особенности колыбельной песни: «Колыбельные песни человек слышит с первых дней своей жизни. В колыбельных пес­нях поет душа всего русского народа. Каждое слово в этих песнях — за­ветное. Оно передавалось из рода в род, переходило из века в век и в воз­духе не таяло. Чаще всего колыбельные песни поет мама. Маленький ребенок слышит ее голос и спокойно засыпает под мелодичный напев ко­лыбельной песни. И чего только нет в этих песнях — и красное солныш­ко светит, и гуленьки-голуби воркуют, и серенький котик ведет киску за лапочки, и соколы летают, и малина сама в роток летит, и какой-то страшный Бабай приходит, но его прогоняют, чтоб не мешал, не подсма­тривал, как «ходит Сон по лавочке в красненькой рубашечке...».

Педагог предлагает детям прослушать колыбельную песенку. Звучит колыбельная песня, затем педагог показывает детям книгу «Баю-баюшки-баю»; обращает внимание на выразительные особенности иллюстраций к песенкам; предлагает некоторым детям спеть колыбельную песню для своей игрушки.

62


Баю-баюшки-баю! Баю ягодку мою. Спи, мой миленький, Без каченьица, Без каченьица, Без укладываньица. Зыбка новенькая, Сторублевенькая. Баю-баюшки-бай-бай! Баю-баюшки-бай-бай! Спи, дитя, подоле Да расти поболе!

Как березонька скрип-скрип! Наша Ленушка спит-спит. Вот как Ленушка уснет, Сладкий сон к ней придет, Унесет ее в лесок Под малиновый кусток, А малинка упадет Прямо нашей Лене в рот. А малинка сладкая, Спи-ка, ненаглядная.


Баю-баю-баюшки, В огороде заиньки, Зайки серенькие, Хвосты беленькие, Вы придите почивать, Нашу Галеньку качать. Галя выспится — наиграется. Во зеленый сад пойдет — Разгуляется.

А баю-баю-баю! Спать укладываю! Приговариваю! Не ходи ты, коток, Убаюкивать Чужих деточек, Малолеточек! Приди, котик, ночевать, Нашу Машу покачать! Уж как я тебе, коту, За работу заплачу! Дам кувшин молока И кусок пирога! Ушки вызолочу, Лапки высеребрю.


Баю-бай, баю-бай! Спи~ко, спи-ко в зыбке новой! В зыбке новой, в зыбке новой На перинушке пуховой. На перинушке пуховой Много перьев петуховых. Баю-бай, баю-бай! Баю-бай, баю-бай! Мое дитятко, Ты родимое!

Й этап

Педагог предлагает детям нарисовать картинку к колыбельной песен­ке. Обращает внимание на выразительные средства иллюстраций: яр­кость, красочность, декоративность. В процессе работы звучит колыбель­ная песня. В конце занятия дети определяют, к какой колыбельной песенке нарисованы иллюстрации.

Занятия 3-4-5-6. Хороводная песня

Программное содержание.Развивать музыкальное восприятие, эмо­циональную отзывчивость, творческое воображение и музыкальное мыш­ление. Формировать певческие умения детей. Побуждать петь вырази­тельно, музыкально, интонационно чисто. Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Расширять знания о музыке.

63


Формировать проявления оценочного отношения к музыкальным произ­ведениям. Формировать эстетические чувства.

Материалы.Аудиозапись песни «Во поле береза стояла». Иллюст­рации с изображением берез и хороводов. Атрибуты к проведению хо­роводных игр: венки и платочки по количеству детей, длинная верев­ка. Бумага (1/2 листа ватмана), гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, простой карандаш, кисти разных размеров, салфетка, баночки с водой.

Ход занятия

Й этап

Педагог рассказывает детям о народных песнях: «В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песней сопро­вождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похоро­ны. Начало лета. Березки, как невесты, в шелковых нарядах с длинными косами, ожидают Троицу. Троицин день — православный праздник, кото­рый отмечается вместе с языческим славянским праздником, посвящен­ным началу лета, полному расцвету природы, рождению лесных и водных сил. Во время праздника девушки идут в лес, играют там в горелки, пля­шут, поют, вьют венки и бросают их в воду, загадывают желания. Праздник Троицы приходится на летний месяц, поэтому к нему приурочены многие древнеславянские обряды, совершавшиеся в старину нашими предками в честь земли Дивы. До сих пор народ считает в эти дни землю именинни­цей, в этот день запрещается ее копать, тревожить. На Троицу всегда води­ли хороводы вокруг украшенных деревьев, пели о них песни, играли в лап­ту, горелки, ручеек. Одной из самых любимых на этом празднике была песня "Во поле береза стояла"».

Дети слушают русскую народную песню «Во поле береза стояла» в ис­полнении музыкального руководителя или педагога изобразительной студии (можно прослушать аудиозапись):


Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли стояла, Л юли, люли стояла.

Как пойду я в лес погуляти, Белую березу заломати. Люли, люли заломати, Люли, люли заломати.


Сломлю у березы три сучочка, Сделаю из них я три гудочка. Люли, люли три гудочка, Люли, люли три гудочка.

Вы, гудки-гудочечки, гудите, Вы ленивых, нерадивых поднимите. Люли, люли поднимите, Люли, люли поднимите.


Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла.

г,

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

.

Воспитатель продолжает свой рассказ: «Береза — один из главных об­разов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза — символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Береза стройная, кудрявая, тонкая, белая, ду-

64


шистая, веселая, представлена юной девушкой в зеленой косынке и все­гда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдо­ванной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами. Много поговорок, пословиц, загадок, свя­занных с березой».

• Береза не угроза — где она стоит, там и шумит.

• Бела береза — да деготь черен.

• Для врага и береза — угроза.

" Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

2-й этап

Педагог рассказывает: «Раньше на Руси юноши и девушки очень лю­били водить хороводы. Хороводы бывают песенные, игровые, обрядо­вые». Педагог предлагает детям спеть и инсценировать хороводные песни о березе.

Березка

Ребята встают в круг и поют:

Березка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая, Где она стоит, Там и шумит.

Дев очка-березка, стоящая в круге, отбирает у всех играющих платки и поднимает их над головой, когда запевают:

Березка зелененькая, Весной веселенькая, Среди поля стоит, Листочками шумит, Гремит, гудит, Золотым венчиком звенит.

Девочка-березка изображает шум листьев, движение веток (шуршит платьем, машет над головой платками).

Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опада­ют!» — девочка обходит хоровод и кладет каждому играющему на плечо платок.

Плетень

Дети встают друг за другом в длинный ряд. Вдоль всего ряда растяги­вается веревка, которую каждый ребенок держит в руке. Дети, приплясы­вая, идут за ведущим и поют:

Вокруг березоньки идем, Кругом нас все плетем. Плеть-плеть плетена, Кругом ствола обведена.

65


Вьется плетень, плетется, В иоле, в лес волочется. Расплетайся, плетень, расплетись, Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень», затем распле­тает плетень под приговоры:

Наряжен наряд — Из ста ребят, Все в один ряд Вместе связаны стоят. Плетень, расплетайся, На березоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод за собой, при этом он петляет, де­лает крутые повороты, и тот, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Веночек

Дети плетут венки и поют:

От звезды заря занимается, По заре солнышко разыграется. Мы гулять в зелен сад пойдем, Цветов нарвем, венков навьем. Уж мы к березоньке идем, идем, Поклонимся да и прочь пойдем.

Все надевают на головы венки и идут парами к березке, напевая;

Мы гуляли во лужках, Забавлялись во кружках. На лужайке зеленой, На травушке шелковой. Мы травушку топтали, Рукавом цветы ломали.

Затем все ходят вокруг березы, по очереди вешают на нее свои венки и поют:

Уж ты зелен, мой веночек, В поле розовый цветочек, Мне куда тебя, веночек, В поле розовый цветочек, На березоньку...

Березонька

Слова Т. Волгиной Музыка А.Филлипенко

На лугу, на лугу

Зеленешенько,

Там березонька стоит

Одинешенька.

66


Низко березонька Наклонилася, Горько березонька Зажурилася.

Ты скажи, что с тобой Прикл ючил ося ? Отчего головой Ты склонилася?

— Люди добрые Повстречались мне, Ветки зеленые Обломали мне.

Мы лечили березку

Зеленую

И водицей поили

Студеною.

Стала березонька

Веселешенька,

Сталакудрявая

Зеленешенька.

Й этап

Вопросы к детям.Чем исполнение хороводных песен отличается от исполнения обычных русских народных песен? Кто был участником хо­роводов? Как одевалась молодежь на хороводные игры? Почему на Руси большое внимание в хороводных песнях отводилось березе?

Педагог предлагает детям отразить в рисунке впечатления, получен­ные на предыдущем занятии от проведения хороводов. Дети делают эскиз рисунка на листе большого формата простым карандашом. Они самосто­ятельно выбирают материал для рисования.

Й этап

 Дети продолжают работу над рисунком, начатую на предыдущем заня­тии. В процессе рисования педагог напоминает о том, что рисунок для большей выразительности можно украсить декоративными элементами. В конце занятия оформляется выставка детских работ.

Занятия 7-8. Частушки

Программное содержание.Продолжать развивать у детей музыкаль­ный слух. Показать отличия в исполнении частушек от исполнения других музыкальных произведений. Учить соотносить веселый характер исполне­ния частушки с различными плясовыми движениями. Формировать жела­ние отражать в рисунках свои впечатления. Учить видеть взаимосвязь смыслового значения частушки и окружающей действительности. Разви­вать художественный вкус.

67


Материалы.Оформление зала — деревенский пейзаж. Русские народ­ные костюмы. Аудиокассета с записью частушек. Магнитофон. Бумага формата А4, цветные карандаши и фломастеры.

Ход занятия

Й этап

Дети и взрослые, одетые в русские народные костюмы, идут «за околи­цу деревни». Педагог рассказывает: «Дети, сегодня мы пришли на деревен­скую поляну. Молодежь любит сюда приходить. Здесь слышатся песни, музыка, шутки и смех. Особенно все любят петь частушки. Как вы думае­те, чем частушки отличаются от других музыкальных произведений?».

Обобщая ответы детей, педагог называет характерные отличительные особенности частушки: «Частушка — это коротенькая плясовая песенка быстрого темпа. В частушке очень лаконично и точно передаются все ча­яния и мечты народа. В ней также можно услышать безобидное подшучи­вание людей друг над другом».

Педагог предлагает детям прослушать частушки в исполнении взрос­лых и во время исполнения частушек поплясать вместе с ними. Затем де­ти исполняют ранее разученные частушки.

Вопросы к детям.Какая музыка звучит во время исполнения часту­шек? Чем частушки отличаются от хороводных песен? Где и когда можно исполнять частушки?

В конце занятия дети по желанию исполняют частушки. Педагог пред­лагает детям дома вместе с родителями вспомнить и выучить к следующе­му занятию одну-две частушки.

Й этап

Дет-и вспоминают частушки, которые выучили дома. Педагог предла­гает им объяснить значение этих частушек, а затем проиллюстрировать сюжет наиболее понравившейся частушки. В процессе занятия педагог напоминает детям об особенностях иллюстрирования произведений му­зыкального фольклора, в конце занятия предлагает определить, к какой частушке нарисована каждая иллюстрация. Во время рассматривания детских работ звучит аудиозаписьчастушек.

Литература по теме «Русская народная песня»

Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании до­школьников. - М.: А.П.Н., 1957.

«Баю-баюшки-баю»/Худ. Е.Ю. Васнецова. — М.: Детская литература, 1990.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба... Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.

Знакомство детей с русским народным творчеством /Авт.-сост. Л. С- Ку­прина, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева и др. — СПб: Детство-Пресс, 1999.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

68


Федотова И.Ю., Чернецова Л. В. Русский дом. — Самара: СИПК и ПРО, 1995.

Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. ВОИУУ. - Владимир, 1995.

Тема 2. Русская вышивка

Занятие 9. из истории русской вышивки

Программное содержание.Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народ­ным творчеством. Развивать художественный вкус.

Материалы.Выставка изделий, украшенных вышивкой.

Ход занятия

Педагог рассказывает историю русской вышивки, сопровождает рас­сказ показом различных вышитых изделий.

Рассказ педагога: «Вышивка — один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна человек передавал красоту приро­ды, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мо­тивами (прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треу­гольниками, ромбами, кругами). Наши предки — восточные славяне — были язычниками, они поклонялись природным богам. Различные явле­ния природы они изображали условно. Знаками изображали землю, солн­це, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких знаков-символов у славян было много, они приобретали смысл "оберегов". Вышивки-"обе-реги" размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагали на во­роте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях — по нижнему краю; на платках — по всем четырем сторонам. Из простых знаков-сим­волов составлялись более сложные узоры. Часто в орнаментах изобра­жали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную де­вушку, невесту — это символ верности; уточка, курочка — символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь — символ супру­жеской верности и счастливой семьи; пава — символ счастливой любви; конь со всадником — символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках сим­волизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество — символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы уб­ранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполне­ния вышивки требовались несложные приспособленйя: ткани, нитки,

69


пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном за­нимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких полотенец нередко было около ста. Одежду шили из прямых кусков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, тра­урная), а также имела особенности в зависимости от возраста, места проживания ее носителей (северорусская, южнорусская). Площадь узора и его яркость зависели от назначения костюма и возраста женщи­ны. Самой нарядной была рубаха в костюме молодой, недавно вышед­шей замуж женщины, которую она имела право носить только до рож­дения первого ребенка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщи­ны украшали также передник, подол сарафана или понёвы (юбки из клетчатой или полосатой домотканой шерстяной ткани). Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который мог быть украшен цветным или золотым шитьем. С рождени­ем каждого ребенка количество узоров в костюме женщины уменьша­лось, цвет становился менее ярким, головной убор был скромнее и про­ще. У пожилых людей в узоре почти исчезал красный цвет и блестящие украшения. Специально готовилась одежда для свадьбы.

В течение нескольких столетий у русского народа в разных районах в соответствии с местными природными условиями, особенностями быта вырабатывались определенные приемы выполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Были созданы разнообразные узоры: геометри­ческие; геометризованные с антропоморфными (женскими и мужскими) и зооморфными (олени, кони, птицы и т.д.) фигурками; растительные; изобразительные (сюжетные). Русская народная вышивка очень разнооб­разна, но, несмотря на различие приемов исполнения и характерных осо­бенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и цент­ральных районов России. Основным элементом всякой вышивки являет­ся стежок. Стежок — это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов — ряд повторяющихся стежков. В вы­шивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т.д.».

Педагог предоставляет детям возможность рассмотреть вышитые изделия.

Занятия Ю-11-12. Узоры для вышивки

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с русской вышивкой. Расширять представления о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки, выполненных из расти­тельных и геометрических элементов. Учить выполнять геометрические

70


и растительные узоры на различных формах. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность.

Материалы.Изделия, украшенные русской вышивкой. Эскизы геоме­трических и растительных узоров вышивки. Бумажные силуэты изделий для эскизов вышивки — салфетки, платочки, полотенца, одежда. Цветные карандаши или фломастеры. Игла, наперсток, ножницы, пяльцы, нитки мулине, белая ткань с нанесенным рисунком.

Ход занятия

Й этап

Педагог показывает детям прямоугольные и квадратные вышитые сал­фетки. Узоры состоят из геометрических элементов. Педагог обращает внимание детей на композиционное построение узоров; предлагает им выполнить эскизы композиций для салфеток к различным праздникам. Дети самостоятельно подбирают цвет и выполняют эскиз рисунка для салфетки. В конце занятия педагог вместе с детьми оформляет выставку.

2

.Н. -и этап

Педагог показывает детям изделия, вышитые крестиком. Узоры со­стоят из растительных и зооморфных (изображающих животных) эле­ментов. Педагог обращает внимание детей на композиционное построе­ние узоров; предлагает им выполнить эскизы узоров для детской одежды. В конце занятия педагог вместе с детьми оформляет выставку и выделя­ет наиболее удавшиеся работы.

3-й этап

Педагог предлагает детям вышить узор на салфетке стебельчатым швом: «Стебельчатым швом вышивали стебельки цветов, отсюда и назва­ние — стебельчатый шов. Вышивают изделие, держа его на указательном пальце левой руки: игла двигается вперед от работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя-тремя последовательными стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперед, иглу вкалывают в ткань на расстоянии 2-3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону вплотную к пре­дыдущему стежку. Затем снова, отступив на такое же расстояние от преды­дущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с изнаночной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую сторону ткани. Величина стежка зависит от толщины ниток. Стебельчатый шов красив тогда, когда все стежки одинаковой длины и натяжение нитки равномер­ное. Стебельчатым швом можно делать сплошные заполнения узора».

В конце работы педагог вместе с детьми организует выставку выши­тых изделий.

Литература по теме «Русская вышивка»

Выгонов В. В. Практикум по трудовому обучению. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М: Академия, 1999.

Горина З.И., Морозова Ф.М. Вышивание и элементы декоративно-прикладного искусства. — Рига: Петергайлист, 1994. *

71


Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка крестом. М.: Эксмо-Пресс, 2000.

Ручная вышивка/Сост. М. Ивахнова. — М: Олимп; Смоленск: Русич, 1999.

Тема 3. Русский народный костюм

Занятие 13. История русского народного костюма

Программное содержание.Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культу­ре. Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества.

Материалы.Выставка «Русский народный костюм», на которой пред­ставлены образцы и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Ход занятия

Дети рассматривают выставку «Русский народный костюм».

Рассказ педагога: «Б народном костюме слились воедино два начала — функциональное и эстетическое. Русский народный костюм — это прежде всего костюм крестьянский. Древнейшие формы русского кос­тюма тесно связаны с языческими представлениями и верованиями, ко­торые составляли основу земледельческих и солярных культов древних славян. Свой классический вид русский костюм приобрел к началу XIX века. Для него характерны два основных стилистических типа: южный, сохранивший основные формы времен глубокой древности, и север­ный, появившийся в конце XV века.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!