Игра «Выложи узор из геометрических форм»



Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.

Ход игры. Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

Игра «Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Ход игры. Детям предлагается поочередно несколько вариантов соче­тания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две фи­лимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребенок должен сказать, какие две игрушки принад-

24


лежатодному промыслу, а какая игрушка лишняя. Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки — дымков­ская, филимоновская и каргопольская.

Игра «Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящиев цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой и хохломской).

Ход игры. Перед детьми выставлены гжельские, городецкие и хохлом-ские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внима­тельно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, горо-децкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фи­шек (фишка дается за правильный ответ).

По окончании игр педагог предлагает детям рассмотреть выставку из­делий народного декоративно-прикладного искусства. Педагог учит де­тей осторожно обращаться с изделиями, после чего детям разрешается взять предметы в руки и рассмотреть более внимательно. В это время ти­хо звучит народная музыка.

Тема 3. Волшебная Дымка

Занятие 5. Дымковские игрушки

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о на­родной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Материалы.Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы.

Ход занятия

Педагог рассказывает детям о дымковском промысле. Свой рассказ он сопровождает показом игрушек.

Рассказ педагога: «В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна за­нимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки извест­ны не только в нашей стране, но и за рубежом. Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и паст­бища. Позднее праздник стал называться Свистунья. До настоящего времени в Вятке проводятся ярмарки — Свистуньи. Мастера-игрушеч­ники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки-

25


N


свистульки. Вятский художник И. А. Деныпин посвятил народной иг­рушке такие строки;

Завелась неведомая птица — Всякий ей дивится: Не поет и не летает, Вся горит и полыхает. Далеко по белу свету Знают все пичугу эту, Эта птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво — безделушка, Зовут ее народная игрушка.

Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее гла­ди отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Такими же белоснеж­ными, как облака, бывают дымковские игрушки до того, как на них ло­жится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, среди кото­рой то там то здесь встречаются рыжие проталины глины, из которой дымковские мастера и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на дере­вянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком ог­не русской печи. «Ворота» печи широкие, в ней очень просторно и может разместиться очень много игрушек. Оттого что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на раз­ные голоса, как колокольчики. От огня они становятся ярко-красными, затем покрываются сизым налетом и кажутся прозрачными. После обжи­га игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только они осты­нут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке меда и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темпер­ными красками. Для того чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины и клет­ки. Несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумыва­ют самые разнообразные узоры и украшают свои изделия очень ярко, празднично и декоративно. Белый фон игрушек никогда не закрашивает­ся целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями.»

Педагог предлагает детям рассмотреть, потрогать дымковские игруш­ки и поиграть с ними; обращает внимание на выразительность пластичес­ких форм, колорит росписи, сочетание красок.

Вопросы к детям. Понравились ли вам дымковские игрушки? Какая игрушка понравилась больше всего и почему? Что может рассказать нам народная игрушка? Для чего нужны дымковские игрушки? Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?

26


Занятия 6-7. Рисование дымковских узоров

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить изготавливать из скрученной бумаги печатку-тычок. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти. Развивать чувство цвета при составлении узора.

Материалы.Дымковские игрушки: конь, олень, индюк, барышня и дру­гие. Бумажные силуэты дымковских игрушек. Бумага для изготовления печатки-тычка. Таблицы с изображением элементов дымковской роспи­си. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия

Й этап

Педагог показывает детям, как сделать из скрученной бумаги печатку-тычок. Затем дети самостоятельно делают печатку-тычок.

Вопросы к детям.Что такое узор? Какие цвета используются в дым­ковской росписи? Каковы особенности составления дымковских узоров?

Педагог предлагает детям нарисовать элементы дымковской росписи с помощью кисточки и печатки-тычка, а затем дорисовать узоры на юбках дымковских барышень.

Й этап

Педагог предлагает детям различные силуэты дымковских игрушек из бумаги и спрашивает детей, какими элементами они украшаются. Педагог напоминает: «Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии — воду, а пересечение прямых линий (ромб) — землю. Силуэт иг­рушки должен оставаться белым». В процессе работы педагог оказывает детям необходимую помощь.

Б конце занятия педагог вместе с детьми составляет панораму «Дым­ковская деревня». Предлагает детям рассказать стихи и потешки о дым­ковских игрушках.

Кони глиняные мчатся На подставках что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Через горные отроги, Через крыши деревень Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень.

Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

Вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка

27


Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост.

Затем педагог рассказывает детям об особенностях дымковской иг­рушки:

Точно солнечный цветок И высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у даря!

Посмотри, как хороша, эта девица-душа: Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Барышня уж так красива! Как лебедушка плывет, Песню тихую поет.

Занятия 8-9-10. Лепка и роспись дымковской уточки

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народ­ной игрушкой. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональ­ное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигур­ку на подставке. Учить соединять части фигурки. Формировать эсте­тический вкус.

Материалы.Дымковская игрушка — уточка. Глина для лепки. Белая краска для покрытия игрушки (водоэмульсионная краска или мел с до­бавлением клея ПВА). Подставки, стеки, салфетки, баночки для воды, гу­ашь, кисти и палитра.

Ход занятия

Й этап

Педагог начинает занятие потешкой:

Утка Марфутка Бережком идет, Уточек-марфуточск Купаться ведет.

Педагог показывает большую дымковскую уточку. Уточняет знания детей о форме частей тела уточки, обращает их внимание на узоры роспи­си; показывает последовательность лепки дымковской игрушки: сначала делают туловище, голову, затем части соединяют. Далее лепят подставку или ноги. Нужно плотно прижимать одну форму к другой, смачивая и хо­рошо примазывая глиной места скрепления. Затем педагог предлагает де­тям слепить маленьких утят для мамы-утки.

28


Й этап

После того как игрушки просохнут, педагог обжигает их в муфельной печи. Дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с добавлением клея ПВА).

Й этап

Педагог предлагает детям украсить узорами дымковскую игрушку, ис­пользуя для этого кисточку и печатку-тычок; обращает внимание детей на то, чтобы на обоих крыльях уточки узор был одинаковым. Б конце заня­тия дети объединяют уточек в общую композицию «Утка с утятами». Пе­дагог дает им возможность полюбоваться выполненной работой и поиг­рать со своими изделиями.

Занятия 11-12-13. Лепка и роспись дымковского коня

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Учить лепить дымковскую игрушку с натуры, самостоятельно выбирая приемы лепки; в процессе лепки сравнивать свою работу с нату­рой. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Показать характерные особенности дымковской игрушки — коня. Воспи­тывать самостоятельность и творчество.

Материалы.Дымковская игрушка — конь. Глина, стеки, баночки для воды, подставка, гуашь, палитра, белая краска (водоэмульсионная или мел с добавлением клея ПВА).

Ход занятия

Й этап

Педагог рассматривает с детьми дымковского коня. Обращает внимание детей на характерные выразительные особенности игрушки: у коня удли­ненное туловище, высокая шея с маленькой головкой, высокие ноги, грива и хвост (из скрученного валика). Взрослый напоминает детям, что дымков­ские игрушки лепят по частям, а потом плотно их соединяют, и предлагаетребятам самостоятельно по образцу вылепить дымковского коня.

Й этап

После того как игрушки просохнут, педагог обжигает их в муфельной печи. Дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с добавлением клея ПВА).

Й этап

Педагог предлагает детям придумать узор для росписи дымковского коня; обращает их внимание на то, что дымковские игрушки выглядят празднично и нарядно. Предлагает детям в процессе работы использовать кисточку и печатку-тычок разных размеров и диаметров. По окончании работы педагог предлагает детям рассказать стихи про коня.

29


Что за конь!

Только тронь —

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести!

Конь так конь! Он копытами бьет, Удила грызет.

Конь домчит до карусели. На седло залез Емеля: Влез, встал, засвистал, Засвистал и поскакал.

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Ваня, Ваня-простота, Купил лашадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород.

Занятия 14-15-16. Лепка и роспись дымковской барышни

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Развивать умение лепить из глины с натуры дымковскую барышню. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству. Учить расписывать глиняные игрушки дымковскими узорами.

Материалы.Дымковская барышня. Глина, стеки, салфетки, баночки для воды, подставки, гуашь, палитра, кисти, белая краска (водоэмульси­онная или мел с добавлением клея ПВА).

Ход занятия

Й этап

Педагог с детьми рассматривает выставку дымковских барышень, затем рассказывает и показывает детям последовательность лепки дым­ковской барышни: «Все детали дымковской игрушки лепятся отдельно, а затем примазываются к основе. Юбка лепится из пласта глины в форме колокола. После того как вылеплена юбка, из отдельных частей лепится голова, туловище и руки. Затем все детали крепко прикрепляются, для этого места соединения необходимо смочить водой и загладить мокрой тряпочкой. В последнюю очередь фигурка украшается дополнительными деталями — оборками, шляпкой, муфтой, зонтиком».

В конце занятия педагог предлагает каждому ребенку выбрать понра­вившуюся барышню и поставить к себе на стол в качестве образца. Затем дети приступают к выполнению работы.

30


Й этап

После того как вылепленные детьми игрушки просохнут, педагог об­жигает их в муфельной печи.

Затем дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с клеем ПВА).

Й этап

Педагог еще раз рассматривает с детьми выставку дымковских бары­шень. Обращает внимание детей на праздничность их нарядов; выделяет особенности росписи глиняной женской фигурки.

Педагог организовывает выставку детских работ и предлагает детям рассказать стихи и потешки про дымковскую барышню.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа: Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Барышня уж так красива! Как лебедушка плывет, Песню тихую поет.

Аи да девица-душа! Как ты чудо хороша! Клетчатая юбочка, Фартук полосатый, На полосках точки, А вокруг кружочки.

Хоть весь базар обойдете, Лучше барышень не найдете! Игрушки наши повсюду славятся, Подходите скорей, И вам понравится!

Девица в венце, Румянец на лице, Собой хороша, Стоит не дыша.

Литература по теме «Волшебная Дымка»

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. — Л.: Художник РСФСР, 1988.

Максимов Ю.В., Чуракова Б.Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду. — М.: Советский художник, 1973.

Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов до­школьных учреждений, учителей начальных классов, руководителей ху­дожественных студий/Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Российское педа­гогическое общество, 2000.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тет­радь по основам народного искусства. — М.: Мозаик^-Синтез, 1999.

31


Тема 4. Русские народные потешки

Занятия 17-18-19. Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова

Программное содержание.Познакомить детей с творчеством извест­ного художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова. Учить замечать харак­терные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить детей срисовывать понра­вившиеся иллюстрации из детских книг; рассказывать с выражением по­тешки, песенки и прибаутки.

Материалы.Выставка дымковских игрушек. Портрет Ю.А. Васнецова. Книги, оформленные Ю.А. Васнецовым: «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». — М, 1984; «Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки». — М.: Росмэн, 1996; «Шутки-прибаутки». — Л., 1984; «Русские сказки». — Л., 1991; «Сорока-белобока. Русские народ­ные песенки, потешки, сказки». — М.: Росмэн, 1996.

Белые листы бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, сал­фетки, баночки для воды.

Ход занятия

Й этап

Педагог знакомит детей с творчеством Ю.А. Васнецова. Перед детьми на столе портрет художника, а рядом выставка дымковских игрушек и книг, оформленных Ю.А. Васнецовым.

Рассказ педагога: «Юрий Алексеевич Васнецов — замечательный ху­дожник-сказочник. Он иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, К. Чу­ковского, С. Маршака. Его рисунки — всегда праздник. Одной из основ­ных особенностей его художественного метода является неразрывная связь с народным искусством. Юрий Алексеевич родился в Вятке. Вят­ский край — удивительный, там много рек, озер, а леса густые, дремучие. Этот край славится своими глиняными игрушками. (Педагог обращается к выставке дымковских игрушек и задает детям вопросы: как называются эти игрушки? Почему эти игрушки называются дымковскими? Какие ха­рактерные особенности дымковских игрушек вы можете назвать?)Ма­ленький Юра с детских лет видел, как игрушки изготавливали, а затем та­кие игрушки везли продавать на ярмарку. Ярмарка называлась Свистунья. Все дымковские игрушки были звучащими, и дети с удовольствием в них свистели. Позднее, когда Юрий Алексеевич стал известным художником, он отражал свои детские впечатления в иллюстрациях к русским народ­ным песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам и сказкам. Вот как вспо­минал художник о знаменитой вятской ярмарке Свистунье: «Дудочки, флейты, рожки, шарманки играют, свистят, поют — шумит все это. До чего мне нравились шарманки! Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету!.. Птички из

32


лучины, хвосты как пропеллер, розовенькие, красные... формовые фигуры из гипса... Соловей — свистушка...» А вот о зимних праздниках: «...На мас­ленице — катанье! Морда за мордой, лошади — квартала два! Все напоказ — ковры, сани с бархатом... Ездят такие красавцы — с усами! Военные! Попо­ны с цветами! Метелочки у лошадей на головах...»

Иногда маленький Юра вместо уроков расписывал стены своей ком­наты — утро, вечер, на полатях голубые облака... Печи расписывал: ри­совал то большого оленя, то лесной пейзаж с утками, сороками. «Был я живой мальчишка. Я кипел все время, без дела не жил! Страшно любил труд всевозможный ручной — лепил, паял, слесарил. С голубями, кро­ликами возился. Аквариум смастерил из стекол и замазки... фонари (для катка) я сочинял из красной и зеленой бумаги, внутри свеча в жестяном подсвечнике. Учился и сапоги шить...» Бывал он распорядителем танцев на гимназическом балу. «...Носишься, объявляешь и первым начинаешь танец. Большой бант на грудь, на левое плечо. Большой ведь бант! Я лю­бил сиреневый!» Вся красота рисунков — из действительности. Есть ли хоть одна его иллюстрация без цветного банта? «Сокровенные воспоми­нания ложились в основу его цветовых видений», — скажет художник Лев Токмаков. Большим ребенком называли порой друзья этого мудро­го человека, склонного к игре и празднику, к постоянному творческому труду. У него и звери на рисунках все заняты, трудятся, никто не без­дельничает».

Закончив свой рассказ, педагог рассматривает с детьми иллюстрации к детским книгам.

2-й этап

Педагог рассматривает с детьми книги «Сорока-белобока» и «Радуга-дуга», проиллюстрированные Ю.А. Васнецовым. Обращает внимание де­тей на характерные выразительные особенности иллюстраций: сказоч­ность, праздничность, декоративность. Предлагает детям рассказать, как художник изображает в своих рисунках траву, цветы и деревья; показыва­ет взаимосвязь творчества художника с народным искусством. Затем пе­дагог предлагает детям выбрать наиболее понравившуюся иллюстрацию и выучить потешку к ней.

Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу Да и Бореньке снесу.

Свинка Ненила Сыночка хвалила: — То-то пригоженький, То-то пригоженький, Ходит бочком,

33


Ушки торчком, Хвостик крючком, Нос пятачком!

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там не растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки!

На реке — камыши. Расплясались там ерши: Круг — постарше, Круг — помладше, Круг — совсем малыши!

Ходит кот по лавочке, Водит кошку за лапочки: Топы, топы по лавочке! Цапы, папы за лапочки!

Й этап

Педагог предлагает детям вспомнить выученные на предыдущем заня­тии потешки и нарисовать к ним иллюстрации; напоминает, что можно нарисовать свою иллюстрацию, а можно и срисовать, скопировать иллю­страцию Ю.А. Васнецова. По мере необходимости педагог осуществляет помощь, напоминает детям, как лучше расположить рисунок на листе бу­маги. По окончании занятия педагог обсуждает с детьми выполненные иллюстрации и организует выставку работ.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!