Политические и правовые взгляды И. Пересветова.



Пересветов был служилым дворянином, выходцем из русских земель, входивших в то время в состав Великого княжества Литовского. До приезда в Россию он служил польскому, венгерскому, чешскому королям и молдавскому воеводе. В своих челобитных (около 1550 г.) Ивану IV Пересветов жалуется на притеснения его боярами и просит “оборонить от насильства сильных людей”.

1549г. — пишет «Сказание о Магомет — султане и царе Константине»

Боярское засилье – причина не только материального оскудения государства, казны, но и ослабления военного могущества страны. Византийские вельможи поработили страну. Как результат – Византия завоевана “безбожным Магметом-султаном”.

Охарактеризовав таким образом гибельные для государства последствия боярского засилия, Пересветов обосновывает необходимость коренного изменения внутренней и внешней политики русского государя. Настоящая опора царской власти в борьбе с внутренними и внешними врагами – служилое дворянство. Не знатность рода и богатство, а личные заслуги перед царем, преданность ему и храбрость должны определять положение “воинника” на государевой службе.

Наместничество должно быть отменено, так как ослабляет власть государя, ведет к усобицам. Необходимо отменить и систему кормлений – она причина упадка государства и неправедного обогащения боярства. Для укрепления финансовой системы государства все доходы нужно собирать в царскую казну. Сборщики налогов должны получать жалованье из казны. Для проведения судебной реформы нужно назначать судей, которые бы не пошлинами с суда обогащались, а денежное жалованье получали из казны и руководствовались царскими “судебными книгами”. Неправедных же судей нужно казнить.

В связи с предложениями Пересветова провести военную реформу следует рассматривать и высказываемые им идеи ограничения кабального холопства. Порабощение боярами холопов не только наносит ущерб материальному благосостоянию государства, но и ослабляет армию, основную массу которой составляют холопы. Не выступая против феодальной зависимости крестьян в целом, против крепостной зависимости крестьян, полученных дворянами за службу царю, он считает необходимым уничтожить “кабальные записи” холопов.

Антибоярская направленность программы Пересветова отражала чаяния формирующегося дворянства, связывавшего свои надежды с сильной царской властью. То, о чем писал Пересветов, во многом оказалось реализованным в реформах Ивана IV – поместной, приказной, финансовой, военной – и в Судебнике 1550 г. Совпали с политикой царя и наметки внешнеполитической программы Пересветова – завоевание Казани.

Произведения Пересветова содержали программу укрепления и развития самодержавия. Некоторые его предложения были осуществлены много позже: так, военные реформы Ивана IV еще не ликвидировали систему местничества в армии и поместного ее обеспечения; применение постоянного войска широко распространилось только к началу XVIII в. – времени торжества абсолютизма. Некоторые предложения Пересветова не отвечали политике феодально-самодержавного государства. К ним относится, например, предложение об уничтожении холопства – холопами владели и бояре, и дворяне.

 

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Н. МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527). Труды — «Рассуждения на 1-ю декаду Тита Левия» и «Государь».

По его мнению, люди по природе злы и склонны предаваться дурным наклонностям при всяком удобном случае. Правитель должен исходить из того, что люди неблагодарны, трусливы, падки на прибыль. Главное в достижении основной цели — общественное благо, для этого можно пойти на любые меры. Его идеал — республика в Риме.

«Рассуждения на 1-ю декаду Тита Ливия» начинаются с размышлений о формах правления. Здесь он следует Полибию. Наилучшее правление — смешанное (монархия+аристократия+демократия). Из чистых форм предпочитает демократию. Необходимое условие демократии — гражданская доблесть.

Аристократическое устройство — для небольших замкнутых государств, но не для государств, которые постоянно воюют, где необходима поддержка народа. Хорошим средством воздействия на народ считает религию. Религия может использоваться для воспитания рабской покорности и гражданской доблести.

В республике следует обуздывать сильных личностей, не допускать их выдвижения — они опасность для народного правления. В республике необходима строгость нравов, считает необходимым учреждение цензоров, надзирающих за гражданами.

Для увеличения своего внешнего могущества у народа 3 пути:

1. Союз равносильных государств (хорош для обороны)

2. Главенство над союзниками (наиболее приемлемый)

3. Совершенное покорение других народов (ненадежно, т.к. трудно долго удерживать в подчинении).

«Государь» Макиавелли начал писать не закончив 1-ю книгу. Противоречия с первой книгой: выступает в пользу деспотизма. Он говорит, что развращенный народ спасет только монархия — это наиболее приемлемая форма.

«Главная основа всех государств — хорошие законы и войско» (не наемное, а свое). Одна из причин гибели Рима- использование наемников. Союзнические войска также опасны для государя, поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело, и кто ей пренебрегает, тот рискует лишиться власти.

Гражданские средства укрепления государства

Кто поступает добродетельно, тот обязательно будет обманут => правитель должен быть скуп, чем щедр / его должны больше бояться, чем любить. Слово надо держать, когда это выгодно. Государь должен сочетать в себе силу льва и хитрость лисицы. Для достижения своей цели он может прибегнуть ко лжи и вероломству, к жестокости.

Это сочинение было переведено на многие языки. «Макивеаллизм» теперь в политике означает политику циничную, направленную на сохранение власти любой ценой. Приверженцы Макиавелли считают, что политику вообще нельзя подвести под точку зрения безусловной направленности, т.к. цель в политике – общее благо, и эта цель нравственна. Для спасения же народа можно жертвовать иными, более важными нравственными соображениями. Макиавелли в холодных и жестких аксиомах лишь фиксирует современную ему эпоху, порядки Италии. Кончается «Государь» призывом к Медичи освободить Италию от варварства. До конца жизни он остается патриотом страны.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!