Политико-правовая теория Полибия.



ПОЛИБИЙ (род 201 или 120 до н.э.) — дипломат. Был епархом — начальником конницы, выполнял дипломатические миссии, выдающийся историк и правовед, фсф. После победы Римлян в числе богатых Афинян был отправлен в Рим в качестве заложника. Был принят в Римское общество.

Фсф воззрения основывались на теории цикличности, круговороте явлений. Любое явление от отдельного человека до государства развивается в соответствии с порядком природы и проходят в своем развитии определенные этапы: зарождение, зрелость, упадок.

Формы государства также зарождаются, развиваются и неизбежно вырождаются. После чего- новый цикл. Главный труд своей жизни «Всеобщая история» посвятил выяснению вопроса о том, почему Рим смог стать великой державой. Основная причина – совершенство государственного строя. По принципу Аристотеля, выделял три формы правления (3 правильных (царство, аристократия, демократия) и 3 извращенных (тирания, олигарх, охлократия).

Каждая из правильных форм переходит в соответствующую извращенную форму, все меняется в соответствии с законом человеческой природы. Первоначально люди жили стадом под предводительством сильнейшего, за которым другие следовали добровольно. Мера власти его – физическая сила. Этот способ правления есть единовластие, но пока не монархия.

С течением времени люди получают представление о чести, долге и справедливости, они со временем приобретают политическое значение и отношения основанные на силе переходят в отношения подчинения общества власти — царство. Цари властвуют добродетельно, но потом стали возвышать себя и угнетать подвластных. Пользуясь общественными благами, стали отличаться от народа и угнетать его — тирания. Народ восстает против таких правителей и свергает их — аристократия, когда поколение освободителей сменяется новым, воспитываемым в роскоши — олигархия. Народ восстает против вельмож и оставляет власть за собой, не доверяя никому. Умирает поколение умеренных и привычка к свободе приводит к всеобщему разгулу — господство черни -охлократия, анархия.

Каждая из форм таит в себе зародыш гибели, т.к. человек склонен употреблять во зло свободу и власть. Необходим сдерживающий фактор. Наиболее оптимальна смешанная форма. Цари не злоупотребляют властью, т.к. боятся народа, народ не восстает, т.к. опасается вельмож, которые стоят посредине и не допуск преобладания ни одной власти. Два консула в высшей магистратуре, аристократия в сенате, народ в Народном Собрании.

 

Взгляды греческих и римских стоиков.

Родиной стоицизма является Греция, здесь начал учить и основал свою школу Зенон (ок. 300 г. до н. э.). Из сочинений Зенона до нашего времени не дошло ни одного. Исследователи античной философии излагают и анализируют учение стоиков раннего периода «в целом», и сказать, что именно из этого учения принадлежит Зенону, а что последователям, в большинстве случаев невозможно.

Зенон первым ввел разделение философского учения на три части: физику, этику и логику. При этом сам он в, отличие от некоторых своих последователей логику ставил на первое место, физику на второе, этику на третье.

Учение ранних греческих стоиков ставило своей задачей ответить на вопрос о смысле и цели жизни, и складывалась как целостная политическая система (в борьбе с враждебным эпикуреизмом), в рамках которой ответ на любой конкретный вопрос возможен только в том случае если он хорошо обоснован.

Зенон, например, учил, что цель человека жить «согласно с природой». Но что же такое «природа»? Жить согласно с природой, продолжает Зенон, это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели. «И наоборот, жить добродетельно - это значит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот верный разум, всепроникающий, тождественный с Зевсом, направителем и распорядителем всего сущего. Это есть добродетель, ровно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядителя».

Даже при поверхностном анализе этого отрывка нельзя не увидеть как органично и неразрывно соединены в этом рассуждении физика, натурфилософия, логика и собственно этика. И это присуще любому положению стоической философии. Такому единству трех частей философии в неменьшей степени способствовала особая система категорий, разработанная стоикам

Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (ок. 1 до н. э. — 65 н. э.), Эпиктет (ок. 50 — ок. 120) и Марк Аврелий Антонин (121—180). Их общетеоретические представления находились под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Поси- дония и др.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу.

В этой обстановке римские стоики в еще мере, чем древне греческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования. Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона и ведущим государственным деятелем, чьи политические интриги привели в конечном счете к вынужденному самоубийству по приказу его жестокого и мстительного ученика.

Более последовательно, нежели другие стоики, Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, — писал он, — заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин». Раб, согласно Сенеке, — человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным.

Купля-продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Не отвергая само рабство как социально-политическое явление и право вой институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом. Все люди равны в том смысле, что они — «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. «А покажите мне, — говорил он, — кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия... Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

 В духе воззрений древнегреческих стоиков Сенека считал судьбу (или, что для него то же самое, бога, божественный дух, провидение, природу, мировое целое) причиной всех причин. Идя «своим невозвратным путем», «закон судьбы совершает свое право».

Люди не в силах изменить мировых отношений, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы. Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека считал, что люди — «родные друг другу», «члены единого тела»: ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Высшее благо — в разуме, который есть божественный дух, погруженный в тело человека. И разумность делает человека богоподобным.

Помимо разума природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сообществами. В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.

 Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (по рядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум — часть божественного духа

Развивая космополитические идеи, Сенека утверждал, что Вселенная — это естественное государство со своим естественным правом, признание чего — дело необходимое и разумное. Членами (гражданами) этого вселенского государства (космо-полиса) по закону природы являются все люди, признают они это или нет.

Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. «Мы, — писал Сенека, — должны представить в воображении своем два государства: одно — которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое — это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с ка ким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому».

Этически наиболее ценным и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство». Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта космополитическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств).

Сходные идеи развивали и другие римские стоики: Эпик тет — раб, затем отпущенный на волю, и император (в — 180) Марк Аврелий Антонин. У Эпиктета призывы к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняется резкой критикой богатства и осуждением рабства. Акцент при этом делается на безнравственности рабства. «Чего не желаешь себе, не желай и другим, — поучал Эпиктет, — тебе не нравится быть рабом — не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, — как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство».

 Марк Аврелий Антонин развивал «представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных». В сочинении «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы — разумные существа. «Если так, — рассуждал император-стоик, — то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». Дух целого, полагал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей («наиболее совершенных существ») — «единомыслие», достижению чего и служит стоическая философия. Некоторые идеи греческих и римских стоиков (в частности, отстаиваемый ими индивидуализм, а также естественно-правовые положения) оказали влияние на взгляды римских юристов.

 

10. Политико-правовые идеи римских юристов.

Римский юрист был юристом-практиком и выполнял 2 функции:

1. Составление юридических документов. Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы-понтифики. Формулы держались в строгом секрете. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов проявилась их творческая роль.

2. Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам. С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права.

На закате республики, когда в ряды респодентов влились смутные личности, Август предоставил право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы.

“Закон о цитировании юристов”: мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан.

Три вида права, действующего в Риме:

1. Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно.

2. Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам.

3. Универсальное право — право одного народа.

Римская юриспруденция – это целое мировоззрение. Существовало много школ. Основные:

1. Сабинианская (основатель – Капитон)

2. Прокулианская (основатель – Лабион).

Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям.

Римские юристы дали определение праву. «Право есть наука о добром и справедливом». Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право – это право, которое относится к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное.

Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью и справедливостью.

Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли права. В гражданском праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника. В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел.

Сентенция Павла – закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности.

После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становится законодательная деятельность императора.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!