Основные понятия, категории Древней Индии.



Предмет истории политических и правовых учений.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая.

   4.Учения Конфуция

5. Политико-правовые идеи софистов.

6. Учение Платона о государстве и законах.

7. Политическое и правовое учение Аристотеля.

8. Политико-правовая теория Полибия.

9. Взгляды греческих и римских стоиков.

10. Политико-правовые идеи римских юристов.

11. Идеология  раннего христианства.

12. Августин Аврелий о церкви и государстве.

13. Учение Ф. Аквинского о государстве и праве.

14.Идеология ислама.

15. Политико-правовые идеи Древнерусского государства (девятый-двенадцатый века) (Илларион, Владимир Мономах, Даниио Заточник)

   16. Политико-правовые идеи России в 15- первой половине 17 вв (стяжатели, нестяжатели, теория «Москва-третий Рим)

17. Политические и правовые взгляды И. Пересветова.

18. Учение Н.Макиавелли

17. Средневековые ереси в России.

18. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

19. Политико-правовые идеи Реформации (Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер).

20.Учение Жана Бодена о государстве и праве.

21. Идеология раннего социализма (Т. Кампанеллы, Т. Мора).

22. Учение Г. Гроция о праве и государстве.

23. Политико-правовые воззрения Б. Спинозы.

24. Политико-правовое учение Т. Гоббса.

25. Учение Дж.Локка о праве и государстве.

26. Учение Монтескье о государстве и праве.

27. Учения Ж.Ж.Руссо о государстве и праве.

28.Политико-правовые учения в России во II пол. XVII в. - I пол.XVIII в. (Ордин-Нащокин, Ю. Крижанич, С. Полоцкий, Ф. Прокопович).

29. Политико-правовые идеи Ф.Прокоповича и В.Н.Татищева.

   30. Идеология просвещенного абсолютизма в России (II пол. XVIII в.) – «Наказ» Екатерины II, кн. М.М. Щербатов.

31. Политико-правовые учения С. Е. Десницкий и А. Н. Радищев

32. Учение И.Канта.

Предмет, методология, периодизация курса.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

1. Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

2. Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, т.е. теория, содержащая учения – содержательная основа.

3. Содержательные положения (прогнозы, оценки, идеалы)

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой.

Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

- что такое государство, как оно создается;

- служит общему благу или отдельным социальным группам

- что есть право;

- предмет государства, права и обязанности граждан;

- в чем состоит справедливость и что справедливо;

- соотношение нравственности и права;

- какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др. Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую. В средние века — вопрос о соотношении государства и церкви. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности. В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

1. Распределение собственности

2. Характер политических учреждений

3. Религия

4. Быт и традиции народа

5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

- формально-логический

- диалектический

- системный

- сравнительно-исторический

2. Философские методы:

- теоретический

- метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики.

 

Основные понятия, категории Древней Индии.

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества.

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) – подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя — быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов — управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!