Учение Платона о государстве и законах.



ПЛАТОН (427-347 г.г. до н.э.) имел аристократическое происхождение. В 20 лет познакомился с Сократом и стал его верным учеником. Создал Академию, просуществовавшую 900 лет, собственную фсф школу.

Платон – первый греческий философ, учение которого дошло в оригинале. Почти все они написаны в форме диалогов. Взгляды на государство и законы изложены в 3-х диалогах: «Государство», «Политика», «Законы».

В трактате «Политика» лучшим правителем должен быть мудрейший. Его мудрости достаточно, чтобы сделать правление совершеннейшим. Для мудрого правителя законы не нужны. Обладая всеми добродетелями, он сам закон и должен руководствоваться своим усмотрением. Лучшая форма правления – неограниченная никакими законами власть мудрейшего над подчиненной ему массой граждан.

В сочинении «Государство» Платон изображает идеальное государственный строй. Население должно делиться на следующие классы:

1. Достаточное количество людей, занятых материальным трудом – низшие сословия, едва достойные звания граждан (земледельцы, ремесленники и купцы).

2. Защитники государства (воины, стражи). Основная цель – охранять государство от внешних и внутренних врагов. Это граждане в собственном смысле слова. Стражи живут в полном коммунизме – нет частной собственности, нет жен и детей, все общее.

3. Из стражей выделяются правители, старшие годами и обладающие наибольшими добродетелями. Они немногочисленны, им вверяется неограниченная власть в государстве.

Процесс деторождения строго контролируется. Человеку определяют место в государстве по его способностям, распределяют по классам.

Принадлежность власти философам – главное условие правильной политики.Ближе всех к совершенным формам правления из всех существующих несовершенных находится ТИМОКРАТИЯ (правление мужественных и храбрых воинов) и ОЛИГАРХИЯ (господствуют богатейшие граждане). ДЕМОКРАТИЯ И ТИРАНИЯ – худшие формы: они напрочь лишены всех добродетелей.

Почти в 80 лет написал новый труд – трактат «Законы». Убедившись в несбыточности своего политического идеала, он берет смешанную форму правления из монархии и демократии. Монархия должна быть ограничена свободой граждан, а демократия усилием власти в необходимых случаях.

Государство должно быть удалено от прибрежья. Количество народа должно быть достаточно для защиты государства и не быть слишком большим (5040 семейств). Каждое семейство получает по земельному участку, отчуждение которого не допускается. Наследует только один из сыновей. Устанавливается средний размер имущества с определением низшего и высшего пределов (не более чем в 4 раза). Излишки – в казну.

Граждане делятся на 4 класса по имуществу. Высший орган государства – «хранители законов» — стражи, составляющие коллегию из 37 человек от 50 до 70 лет. Второй по значению орган — Сенат (360 человек). Сенаторов избирают все. Также избираются надзиратели за городом, жрецы. Военачальники избираются воинами.

В таком государстве велика роль законов. Здесь уже сами правители должны подчиняться законам, т.е. позиция Платона меняется. Вместо абсолютного правления философов он теперь предлагает абсолютное правление законов.

Итак, Платон остается идеалистом. Свобода лица, личность приносится в жертву «общему благу», единству государства. Меры, которые он предлагает к нарушителям – вплоть до смертной казни.

 

Политическое и правовое учение Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей.

Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика”, “Никомахова этика” и “Афинская полития”.

В политической сфере не увлекался мечтами об идеальном обществе, а постоянно сообразовывался с действительностью. Целая глава посвящается необходимости рабовладения. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы.

О государстве.

Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства — достижение общего блага. Т.к. цель общая — управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (изгнание во имя демократии из государства граждан, которые становились популярными политиками).

Формы государства

Монархия — правит один в интересах общества.

Аристократия — господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.

Полития — власть общества.

Извращенные формы:

- [монархия]-тирания

- [аристократия] — олигархия, где правят богатые для своего счастья

- [полития]- охлократия, где правят бедные, не заботясь о богатых.

Идеальное политическое устройство:

1. Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.

2.В нем должны жить греки, ибо северные народы храбры, но не умны, азиаты — умны но не храбры, греки соединение этих прекрасных качеств

3.Граждане должны полностью посвятить себя служению государству, гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.

Граждане в совершенном государстве занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными делами. Это исключительное призвание граждан.

Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии.

Вывод: политические блага как и блага этические состоят в умеренности, политическое искусство — в умении воздержания.

Правовые воззрения в трактате «Риторика». Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы — «правда», они восполняют писаное право.

Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!