Политико-правовое учение Т. Гоббса.



Томас Гоббс (1588-1679). По своим фсф воззрениям был материалистом. Отец прихода, священник. Был знаком с Галилеем. Знаком с теорией Коперника. Также много общего у Гоббса со Спинозой.

Произведения: «Трактат о гражданине» — Париж, 1642; «Левиафан» — Лондон, 1651. Оба произведения запрещены.

Отталкивается от естественного состояния, когда люди жили без власти и законов. Он исходит из того, что основу человеческой природы составляют эгоистические стремления.

Отвергает убеждения Аристотеля об общественной природе человека. Человек — существо единоличное, люди соединяются ради выгод, которые может получиться из этого общения. Между людьми, не сдержанными властью, господствует страх, вытекающий из взаимного опасения зла.

Это проистекает из:

1. Сравнения умственных способностей — каждый считает себя выше другого.

2. Часто одну вещь желает несколько людей.

Первый закон человеческой природы – нужно искать мира, из этого должны исходить другие законы. Для сохранения мира человек должен ограждать свои притязания, это достигается только по взаимному договору, который должен свято соблюдаться.

Второй закон — соглашения должны соблюдаться. Далее выводит еще 18 законов, необходимых для поддержки мира: благодарность, услужливость, признание другого равным себе.

Первое и общее правило – не делать другому того, что не хочешь себе. Естественные законы равны нравственным. Они вечные и неизменные, но большинство людей в силу стремления к непосредственным выгодам не склонны их соблюдать, а т.к. веления естественных законов не обладают высшей силой, они недостаточны для обеспечения мира между людьми.

Чтобы законы получили силу, надо их утвердить властью, которая бы стояла на страже закона и воздержала людей от действий противоречащих мирному сожительству. Для этого необходимо чтобы все подчиняли свою волю какому-нибудь лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех.

Так возникает государство как результат взаимного согласия. Лицо или собрание, воле которого все подчиняются — верховная власть, она не подлежит чьему-либо суду, по существу абсолютна.

Устройство власти может быть:

1. Монархическим

2. Аристакратическим

3. Демократическим.

Смешанное правление отрицается, т.к. противоречит единству власти. Лучше всего монархия.

Монархистов не устраивало равенство людей в теории Гоббса, его материализм и способ защиты монархии. В отличии от монархистов, опирающихся на теорию богоустановленности власти, Гоббс обосновывает монархию идеей общественного договора. В период реставрации монархии Гоббс был подвергнут преследованию, а многие его труда сожжены.

 

Учение Дж.Локка о праве и государстве.

Джон Локк (1632- 1704). Произведение — «2 трактата о правлении» (1689 год) — обоснование Славной Революции. В ее ходе (1688-1689) на престол были воздвигнуты супруги Оранские – Вильгельм и Мария. Революция называется «славной», т.к. не было пролито ни капли крови.

Происхождение государства.

Обращается к естественному состоянию людей. Это состояние полной свободы, когда каждый делает все что хочет, но с тем, чтобы оставаться в границах закона природы. Чтобы закон природы не нарушался, каждому дано право наказывать обидчиков. Это ведет к состоянию войны. Чтобы избежать этого, люди учредили государство.

Таким образом, государство образуется там, где свободные люди отказываются от своего права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти.

Локк в отличие от Гоббса считает целью государства не столько избавление от анархии, сколько спасти естественные права, защитить личность и собственность. Локк не согласен, что граждане должны отказываться от всех своих прав, они отказываются лишь от части своих прав в той мере, в которой это нужно государственной власти для выполнения ее задач.

Государственный порядок – это такой порядок, при котором для разрешения всех споров о праве, кого бы они не касались, имеется высший судья. В соответствии со своим назначением государство получает:

1. Власть издавать законы, определяющие размер наказания за различные преступления т.е. законодательная власть.

2. Власть наказывать за совершенные преступления членами союза (государства) т.е. исполнит власть.

3. Власть наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами т.е. право войны и мира.

Законодательная власть является верховной, т.к. она повелевает всеми остальными. В хорошо организованном государстве законодательная власть вручается собранию лиц, которые сами подчиняются законам. Но верховный исполнитель может действовать и помимо закона.

Исполнительную власть надо вручить постоянно действующему органу. 3-я власть- федеративная, обладающая правом войны и мира, правом заключать союзы и договоры. Союзная, как и исполнительная власть, требует постоянного применения силы государства.

На вопрос, может ли завоевание быть правомерным основанием власти, Локк отвечает, что даже справедливая война не может, т.к.

1) Завоеватель имеет право поработить только тех, кто действительно затеял несправедливую войну, а никак не народ, который не давал правителям такого права.

2) Завоеватель приобретает только право на жизнь, но не на имущество побежденных.

3) Потомки побежденных уже рождаются свободными, на них не распространяется право завоевателя на жизнь.

Локк считает, что позволительно сопротивление законному носителю власти, если он нарушает закон во вред гражданам. Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся в ходе Славной Революции переворот, приведший иноземного правителя.

Таким образом, это теория конституционной монархии.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!