Учение Монтескье о государстве и праве.



МОНТЕСКЬЁ (1689-55). Родоначальник либерализма, крупный исследователь в области вопросов фсф истории и права. Произведение «О духе законов»(1748г.). Первым указал на отношение властей друг к другу, сдерживание и уравновешение их для обеспечения политической стабильности.

В сочинении он исходит из того, законы каждого государства будут приспособлены к тому народу, для которого издаются. Законы должны соответствовать климату, физическим свойствам, качеству почвы, положению и величине территории, образу жизни населения, религии народа, его богатству, нравам, привычкам.

Законы определяются также формой государства. Монтескьё выделяет три типа вместо традиционных двух:

1. Монархия

2. Республика (аристократия/демократия)

3. Деспотия

Каждая из этих форм правления имеет свою природу, из которых вытекают основные законы государства.

Монархия - правит лицо, ограниченное и руководствующееся основными законами. Ограничение состоит в существовании посредствующих властей между монархией и народом из привилегированных сословий (дворянство) и самостоятельных корпораций (парламент).

Природа демократической республики в том, что верховенство предоставляется народу, который является одновременно правителем и подданным. Законы должны определять состав и способы действия Народного Собрания, способы подачи голосов.

В аристократической республике верховная власть у ограниченного круга лиц; полезны учреждения, гарантирующие участие народа в управлении. Народ нуждается в руководстве со стороны образованных классов.

Деспотия – произвол одного лица.

Образ правления связан с нравственным мировоззрением народа. В демократии – гражданская доблесть. В аристократической республике — умерение личных стремлений, чтобы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. В монархии – честь, в деспотии — страх.

Республике опасность грозит с двух сторон: если она мала, то это внешние силы, а если велика — она уничтожается внутренней порчей. Избежать этого можно союзным устройством. Монтескьё показывает преимущества союзного государства перед союзом государств, т.е. федерации перед конфедерацией.

Учение о разделении властей Монтескьё взял у Локка, модернизировал. Разделяет на законодательную, судебную и исполнительную.

Законодательная власть принадлежит народу, т.к. в большинстве государств собрать всех невозможно, нужно чтобы избирались представители, на которых возлагается составление законов и их исполнение.

Исполнительная власть — у монарха, т.к. исполнение лучше, когда 1 лицо. Исполнение требует единства воли и оперативности, но оно должно быть поручено лицу, независимому от законодательного собрания.

Судебная власть должна быть обособленной от других властей. Она не должна быть постоянной и должна избираться из народа на определенный срок.

Духом законодателя должен быть дух умеренности – вот основная идея произведения. Излишки сосредоточения власти у одного лица или собрания — вредно для государства и угроза для политической и личной свободы.

Эта теория конституционной монархии была признана аксиомой и была применена на практике во Франции.

Учения Ж.Ж.Руссо о государстве и праве.

Первое сочинение — «Рассуждение о науках и искусствах» 1750 г. Ссылаясь на древних, показывает, что народ играл роль, которая сохраняет в себе первобытную чистоту. Просвещение вредно, культура есть ложь и преступление.

«Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» (1754 г.) — необходимо представлять человека в естественном состоянии. Первоначально люди жили разобщенно. С полной свободой соединяется совершенное равенство. Человек мог оставаться в таком состоянии всегда, но препятствия возбудили деятельность мысли — изобретаются орудия труда, способ возделывания земли => возникла собственность — все бедствия человеческого рода. Таково было происхождение общества и законов. Искал идеал в диком состоянии, где он видел равенство.

«Сочинение об общественном договоре» - 1762 г. Обращается к единственному основанию человеческого общежития — общественному договору. Сущность — каждый отдает себя и свои права в пользу общества. Выгоды для человека — получение гражданской свободы, собственность обеспечивается государством, законное равенство. Оставаясь на почве индивидуализма, намерен сохранить в государстве личную свободу человека и сделать это, давая каждому члену общества неотъемлемое права участвовать во всех общественных решениях.

Руссо осуждает всякое представительство, т.е. верховная власть никому не может быть передана, как только передается — уничтожается ее смысл; народная свобода существует только в момент избрания. Верховная воля должна быть единой и нераздельной.

Надо отличать общую волю от воли всех. Общая воля то, на чем сходятся все человеческие воли. Воля всех совокупность человеческих воль, из которых каждая стремится к собственному интересу. Чтобы получить первое из второго надо откинуть разногласия, устранить крайние из воль, в остатке — общая воля.

Неотъемлемая принадлежность верховной власти — законодательство. Закон есть выражение общей воли на счет общего предмета. Общая воля должна быть постоянной, распространенной на всех. Целью законодательства является свободаи равенство.

Правительство — только исполнитель законов. Законодатель всегда народ, он суверен, но не может быть правителем. Правительство — посредник между верховной властью и подданными.

Составом правительства определяется форма правления. Руссо выделяет демократию, аристократию, монархию и смешанные формы. Руссо склоняется на сторону аристократии и выделяет три ее формы:

1. Естественная – власть, основанная на авторитете родовых старейшин

2. Наследственная — худшая из всех

3. Выборная — лучшая, т.к. здесь самый мудрый и достойный управляет народом, имея в виду не собственную выгоду, а выгоду народа.

Руссо не признает установления договора между правителем и народом, т.к. договор предполагает независимость и равенство участников. Поэтому установление правительства — это акт народной воли. Правители всегда могут быть удалены.

Религия: придумывает чисто гражданскую религию, где верховная власть требует от граждан только то, что требуется для общественной пользы, предоставляя гражданам в остальном верить так, как им хочется.

Догматы:

1. Признание божества, бессмертия души, будущих наград и наказаний

2. Святость общественных договоров и законов. К вере никого принуждать нельзя, но каждый неверующий должен изгоняться из государства как враг общества.

В теории Руссо много противоречий (неограниченная свобода человека и подчинение индивидов обществу).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!