ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 12 страница



Пожалуй, довольно о Маколее. Гораздо серьезнее было то, что такие чужаки в родной стране были, вдобавок к тому, еще и обречены — не менее фатально, чем амери­канские креолы — находиться в «иррациональном» по­стоянном подчинении у английских матурранго. И дело не просто в том, что Палу, сколь бы он ни был англиизи­рован, были навсегда заказаны высшие посты в его стра­не. Для него было закрыто и движение за пределы ее периметра: как горизонтальное (скажем, на Золотой Бе­рег или в Гонконг), так и вертикальное (в метрополию). Он мог быть «полностью отчужден от общества своего народа», но при этом был приговорен пожизненно нести службу среди этих людей. (Конкретный состав «этих лю­дей», разумеется, менялся по мере пространственного рас­ширения британских владений на субконтиненте24.)

Позднее мы еще обратимся к тому, как повлияли офи­циальные национализмы на подъем азиатских и афри­канских национализмов XX в. Здесь для наших целей необходимо лишь подчеркнуть, что англиизация произ­водила тысячи и тысячи Палов по всему миру. Это как ничто другое подчеркивает фундаментальное противоре­чие английского официального национализма, а именно, внутреннюю несовместимость империи и нации. Я наме­ренно говорю «нации», потому что всегда есть соблазн объяснить этих Палов в терминах расизма. Никто в здра­вом уме не решился бы отрицать глубоко расистский характер английского империализма XIX в. Но ведь суще­ствовали свои Палы и в белых колониях: Австралии, Но­вой Зеландии, Канаде и Южной Африке. Там тоже были


толпы английских и шотландских школьных наставни­ков; англиизация была также и культурной политикой. Как и перед Палом, перед ними был закрыт тот петляю­щий путь наверх, который был еще открыт в XVIII в. пе­ред шотландцами. Англиизированные австралийцы не служили ни в Дублине, ни в Манчестере, ни даже в Отта­ве или Кейптауне. Еще очень долго они не могли стать и генерал-губернаторами в Канберре25. Таковыми могли быть только «английские англичане», т. е. члены пока еще наполовину скрытой английской нации.

За три года до того, как Ост-Индская компания утра­тила свои индийские охотничьи угодья, коммодор Пер­ри, прибыв со своими черными кораблями, окончательно снес стены, на протяжении долгого времени державшие Японию в ее добровольно изоляции. После 1854 г. само­уверенность и внутренняя легитимность Бакуфу (режи­ма сёгуната Токугава) были быстро подорваны его оче­видным бессилием перед проникновением Запада. Саму­раи среднего ранга, прежде всего из княжеств [хан] Са­цума и Тёсю, объединившиеся в небольшой отряд под ло­зунгом «сонно дзёи» («почитание суверена, изгнание вар­варов»), в 1868 г. в конце концов свергли этот режим. Среди причин их успеха было исключительно творче­ское усвоение — особенно начиная с 1860 г. — новой западной военной науки, систематизированной после 1815 г. прусскими и французскими штабными профес­сионалами. Благодаря этому им удалось эффективно ис­пользовать 7300 ультрасовременных ружей (по большей части сохранившихся еще со времен американской граж­данской войны), которые они приобрели у одного анг­лийского торговца оружием26. «В применении ружей... люди Тёсю достигли такого мастерства, что старые леде­нящие кровь методы сечи и резни были против них со­вершенно бесполезны»27.

Однако, едва оказавшись у власти, повстанцы, кото­рых мы помним сегодня как олигархов Мэйдзи, обнару­жили, что их воинская доблесть еще не гарантировала автоматически политической легитимности. Если тэнно («императора») со свержением режима Бакуфу еще мож­но было быстро восстановить, то изгнать варваров было


не так-то просто28. Геополитическая безопасность Япо­нии оставалась такой же хрупкой, как и до 1868 г. Од­ним из основных средств, принятых для консолидации внутриполитической позиции олигархии, стал, таким об­разом, вариант «официального национализма» середины века, вполне сознательно скопированный по образцу Прус­сии-Германии Гогенцоллернов. В 1868—1871 гг. все ос­татки местных «феодальных» военных отрядов были рас­пущены, и Токио получил централизованную монополию на применение средств насилия. В 1872 г. имперским Эдиктом было предписано введение всеобщей грамотно­сти среди взрослого мужского населения. В 1873 г. Япо­ния, задолго до Соединенного Королевства, ввела всеоб­щую воинскую повинность. Одновременно режим упразд­нил самурайское сословие как законодательно опреде­ленный и привилегированный класс, что стало важным шагом не только в (постепенном) предоставлении всем дарованиям возможности служить в офицерском кор­пусе, но и попыткой вписаться в «доступную» теперь мо­дель «нации граждан». Японское крестьянство было осво­бождено от подчинения феодальной системе княжеств и с этого времени стало напрямую эксплуатироваться го­сударством и торгово-аграрными землевладельцами29. В 1889 г. последовало принятие конституции на прусский манер, а со временем было введено всеобщее избиратель­ное право для мужчин.

В проведении этой организованной кампании сторон­никам Мэйдзи помогали три полуслучайных удачных фак­тора. Первым была относительно высокая этнокультур­ная гомогенность японцев, ставшая результатом полити­ки изоляции и внутреннего усмирения, проводимой на протяжении двух с половиной веков режимом Бакуфу. Хотя японский язык, на котором говорили на Кюсю, был почти совсем непонятен на Хонсю, и вербальная комму­никация оказывалась проблематичной даже для Эдо-Токио и Киото-Осаки, на всех островах долгое время су­ществовала полукитаизированная идеографическая сис­тема чтения, благодаря которой развитие массовой гра­мотности через школы и печать протекало легко и без сопротивления. Во-вторых, уникальная древность импе-


раторского дома (Япония — единственная страна, где мо­нархия на протяжении всей ее письменно задокументи­рованной истории была монополизирована одной динас­тией) и его символичная японскость (сравните с Бурбо­нами и Габсбургами) существенно упрощали использо­вание Императора в официально-националистических це­лях30. В-третьих, проникновение варваров было внезап­ным, массивным и достаточно угрожающим для боль­шинства элементов политически-сознательного населе­ния, благодаря чему они могли сплотиться вокруг про­граммы самозащиты, понятой в новых национальных ка­тегориях. Стоит подчеркнуть, что эта возможность на­прямую связана со временем западного проникновения, а именно: 60-ми годами XIX в., в противоположность 60-м годам XVIII в. Ибо к этому времени в большей час­ти Европы вот уже на протяжении полувека вступало в свои права «национальное сообщество» как в популяр­ной, так и в официальной его версии. В результате, само­защита могла быть смоделирована в согласии и соответ­ствии с тем, чему суждено было стать позднее « междуна­родными нормами».

То, что эта рискованная игра себя окупила, несмотря на ужасающие страдания, причиненные крестьянству без­жалостными фискальными поборами, необходимыми для оплаты военизированной программы индустриализации, несомненно, в какой-то степени было обусловлено одно­бокой ориентацией самих олигархов. Удачно придя к власти в эпоху, когда номерные счета в Цюрихе были в далеком будущем, которое даже во сне не могло пригре­зиться, они были избавлены от искушения выводить из­влекаемую прибыль за пределы Японии. Они, коим по­счастливилось править в эпоху, когда военная техноло­гия развивалась еще относительно неспешно, имели воз­можность с помощью своей запоздалой программы во­оружения превратить Японию к концу века в самосто­ятельную военную державу. Впечатляющие успехи, до­стигнутые японской армией, набранной на основе воин­ской повинности, в вооруженных действиях против Ки­тая (1894—1895) и военно-морским флотом Японии в войне с Россией (1905), а также аннексия Тайваня (1895)


и Кореи (1910), сознательно пропагандируемые через шко­лы и печать, были крайне полезны для создания общего впечатления, что консервативная олигархия является аутентичным представителем нации, членами которой японцы в своем воображении все более начинали себя мыслить.

То, что этот национализм принял агрессивный импери­алистический характер даже вне правящих кругов Япо­нии, лучше всего объяснить двумя факторами: наследием ее продолжительной изоляции и могуществом официаль­но-национальной модели. Маруяма проницательно заме­чает, что в Европе все национализмы выросли в контексте традиционного плюрализма взаимодействующих династи­ческих государств — или, как я сформулировал то же са­мое выше, европейская универсальность латыни никогда не имела политического коррелята:

«Национальное сознание в Европе, следовательно, с само­го своего зарождения несло на себе печать осознания между­народного общества. Само собой предполагалось, что споры между суверенными государствами суть конфликты между независимыми членами этого международного общества. По этой самой причине война со времен Гроция занимала важ­ное и систематическое место в международном праве»31.

Многовековая изоляция Японии, в свою очередь, пред­полагала, что здесь

«осознание равноправия в международных делах полностью отсутствовало. Сторонники изгнания [варваров] смотрели на международные отношения со своих позиций в национальной иерархии, основанной на превосходстве вышестоящих над ни­жестоящими. А потому, когда исходные посылки националь­ной иерархии были горизонтально перенесены в международ­ную сферу, международные проблемы оказались сведены к одной-единственной альтернативе: покорять или быть поко­ренными. В отсутствие каких-либо высших нормативных стандартов, с которыми можно бы было соотнести междуна­родные отношения, политика силы неизбежно становится пра­вилом, и вчерашняя осторожная оборонительность оборачивается сегодняшним неограниченным экспансионизмом» .

Во-вторых, основными моделями для японской оли­гархии были самонатурализирующиеся династии Евро-


пы. Учитывая, что эти династии все больше и больше определяли себя в национальных категориях, расширяя в то же время свою власть за пределами Европы, неуди­вительно, что эта модель должна была быть воспринята в имперском духе33. Как показал раздел Африки на Бер­линской конференции (1885), великими нациями были всемирные завоеватели. Но тогда вполне правдоподобно, что и Японии для того, чтобы ее признали «великой», на­до было превратить тэнно в Императора и пуститься в заморские авантюры, пусть даже она вступила в игру слишком поздно и ей еще предстояло многое наверстать. Мало что позволяет острее ощутить, как отразились эти остатки на сознании читающего населения, чем следу­ющая формулировка радикал-националистического иде­олога и революционера Кита Икки (1884—1937), содер­жащаяся в его влиятельной работе «Нихон кайдзо хоан тайко" [Очерк о реконструкции Японии], опубликован­ной в 1924 г.:

"Как классовая борьба внутри нации ведется ради ис­правления неравенства, так и война между нациями за пра­вое дело призвана исправить существующие несправедливые различия. Британская империя — миллионер, владеющий богатствами по всему миру; Россия — великий землевладе­лец, занимающий северную половину земного шара. Япония с ее разбросанной на окраине [sic] группой островов — стра­на пролетариата, и она имеет право объявить войну круп­ным монопольным державам. Социалисты Запада противо­речат самим себе, когда признают право пролетариата на классовую борьбу у себя дома и в то же время осуждают войну, ведущуюся пролетариатом между нациями, как ми­литаризм и агрессию... Если допустимо, чтобы рабочий класс объединился ради свержения несправедливой власти посред­ством кровопролития, то следует выразить безусловное одоб­рение и тому, чтобы Япония усовершенствовала свою армию и флот и вступила в войну за исправление несправедливых международных границ. От имени разумной социал-демо­кратии Япония предъявляет свои претензии на Австралию и Восточную Сибирь»34.

Остается только добавить, что в процессе расширения империи после 1900 г. японизация в духе Маколея стала сознательно проводимой государственной политикой. В


период между двумя мировыми войнами в отношении корейцев, тайваньцев и маньчжуров, а с началом войны на Тихом океане в отношении бирманцев, индонезийцев и филиппинцев осуществлялась политика, для которой европейская модель была уже установившейся рабочей практикой. И так же, как это было в Британской импе­рии, японизированным корейцам, тайваньцам или бир­манцам были полностью перекрыты пути в метрополию. Они могли в совершенстве говорить и читать по-япон­ски, но ни при каких обстоятельствах не могли встать во главе префектуры на острове Хонсю и даже получить пост за пределами тех зон, в которых они родились.

Теперь, когда мы рассмотрели три разных случая «офи­циального национализма», важно подчеркнуть, что на эту модель могли сознательно ориентироваться государства, не имевшие серьезных великодержавных претензий, до тех пор, пока оставались такими государствами, где правя­щие классы или лидирующие элементы чувствовали, что всемирное расползание национально-воображенных со­обществ ставит их под угрозу. Вероятно, полезно будет сравнить два таких государства: Сиам и Венгрию-в-со­ставе-Австро-Венгрии.

Чулалонгкорн, современник Мэйдзи, правивший на протяжении долгого времени (1868—1910), избрал для защиты своего королевства от западного экспансиониз­ма стиль, заметно отличавшийся от стиля его японского «коллеги»35. Зажатый между британскими Бирмой и Ма­лайей и французским Индокитаем, он вместо того, чтобы попытаться создать серьезную военную машину, посвя­тил себя тонкой манипулятивной дипломатии. (Военное министерство было создано лишь в 1894 г.) Навевая вос­поминания о Европе XVIII в., его вооруженные силы в основном представляли собой разношерстные вооружен­ные отряды, состоявшие из вьетнамских, кхмерских, ла­осских, малайских и китайских наемников и подданных. Почти ничего не делалось и для насаждения официаль­ного национализма через модернизированную систему образования. Фактически, обязательное начальное обра­зование было введено лишь через десять с лишним лет


после его кончины, а первый в стране университет был учрежден лишь в 1917 г., на сорок лет позже основания Императорского университета в Токио. Несмотря на все это, Чулалонгкорн считал себя модернизатором. Однако основными образцами для него были не Соединенное Ко­ролевство и не Германия, а колониальные beamtenstaaten голландской Ост-Индии, британская Малайя и Радж36. Следование этим моделям предполагало рационализа­цию и централизацию королевского правительственно­го аппарата, упразднение традиционных полуавтономных государств-сателлитов и оказание содействия экономи­ческому развитию более или менее в русле колониаль­ных принципов. Самым поразительным примером это­го — примером, странным образом предвосхитившим се­годняшнюю Саудовскую Аравию, — было активное по­ощрение им массовой иммиграции молодых одиноких иностранцев мужского пола с целью формирования дез­ориентированной, политически бесправной рабочей си­лы, необходимой для строительства портовых сооруже­ний, железных дорог, рытья каналов и расширения ком­мерческого сельского хозяйства. Импорт гастарбайтеров совпадал с политикой, проводимой властями Батавии и Сингапура, и фактически был смоделирован по ее образ­цу. И так же, как в случае нидерландской Ост-Индии и британской Малайи, огромная масса рабочих, импорти­руемых в XIX в., была из Юго-Восточного Китая. Поучи­тельно, что Чулалонгкорну эта политика не принесла ни личных волнений, ни политических затруднений — так же, как и тем колониальным правителям, которым он подражал. По сути, эта политика дала династическому государству недолгое ощущение благополучия, посколь­ку создала бессильный рабочий класс «вне» тайского об­щества, оставив само это общество в значительной степе­ни «незатронутым».

«Собирать осколки разбитой посуды» пришлось его сыну и наследнику Вачиравуту (правившему в 1910— 1925 гг.), взявшему на этот раз за образец самонатурали­зирующихся монархов Европы. Несмотря на то — и бла­годаря тому, — что он получил образование в поздневик­торианской Англии, он стал играть роль «первого нацио-


налиста» своей страны37. Объектом неприязни для этого национализма стало, между тем, не Соединенное Коро­левство, державшее под контролем 90 процентов сиам­ской торговли, и не Франция, незадолго до этого поки­нувшая Сиам, оставив за собой лишь расположенные к востоку от него сегменты старой империи: им стали ки­тайцы, которых еще совсем недавно беспечно импорти­ровал в страну его отец. О стиле его антикитайской пози­ции говорят заглавия двух самых известных его памф­летов: «Евреи Востока" (1914) и « Палки в наших коле­сах* (1915).

Отчего произошло это изменение? Во-первых, свою роль, несомненно, сыграли драматические события, непо­средственно предшествовавшие его коронации в ноябре 1910 г. и последовавшие за ней. В июне этого года при­шлось прибегнуть к силам полиции для подавления все­общей забастовки китайских торговцев (детей первых иммигрантов, устремленных вверх по социальной лест­нице) и рабочих Бангкока, ознаменовавшей их посвяще­ние в сиамскую политику38. А в следующем году разно­шерстным набором групп, среди которых присутствова­ли и торговцы, была сметена Небесная монархия в Пеки­не. Таким образом, «китайцы» явились предвестниками популярного республиканства, всерьез угрожавшего ди­настическому принципу. Во-вторых, как показывают сло­ва «евреи» и «Восток», этот англиизированный монарх перенял особые расизмы английского правящего класса. Однако, вдобавок к тому, Вачиравут был фактически и своего рода азиатским Бурбоном. В донациональную эпо­ху его предки охотно брали в жены и наложницы при­влекательных китайских девушек, вследствие чего в его жилах, говоря языком Менделя, текло больше китайской «крови», чем тайской39.

Здесь мы имеем прекрасную иллюстрацию природы официального национализма: упреждающей стратегии, принимаемой господствующими группами, когда над ни­ми нависает угроза маргинализации или исключения из возникающего национально-воображенного сообщества. (Не стоит и говорить, что Вачиравут привел в движение все политические рычаги официального национализма:


обязательное начальное образование под опекой государ­ства, государственную пропаганду, официальное перепи­сывание истории, милитаризм — тут это было скорее показательное шоу, чем что-то реальное, — и бесконеч­ную череду подтверждений идентичности династии и на­ции40.)

Развитие венгерского национализма в XIX в. показы­вает отпечаток «официальной» модели иным образом. Ранее мы уже говорили о том, каким яростным сопро­тивлением встретило латиноязычное мадьярское дворян­ство предпринятую Иосифом II в 80-е годы XVIII в. по­пытку сделать немецкий язык единственным государ­ственным языком империи. Более обеспеченные сегмен­ты этого класса боялись в условиях централизованного, отлаженного управления под началом имперско-немец­ких бюрократов потерять свои синекуры. Низшие эше­лоны панически боялись того, что могут потерять осво­бождение от налогов и обязательной службы в армии, а также контроль над крепостными крестьянами и сель­скими поместьями. Однако, наряду с защитой латыни, раздавались голоса, надо сказать, весьма оппортунисти­ческие, в защиту мадьярского языка, «ибо в долгосроч­ной перспективе мадьярская администрация казалась единственной работоспособной альтернативой немец­кой»41. Бела Грюнвальд по этому поводу ехидно заметил, что «те же самые графства, которые (выступая против указа императора) подчеркивали возможность делопро­изводства на мадьярском языке, в 1811 г. — т. е. спустя двадцать семь лет — уже уверяли в невозможности это­го». Еще два десятилетия спустя в одном весьма «на­ционалистически» настроенном венгерском графстве го­ворили, что «введение мадьярского языка поставило бы под угрозу нашу конституцию и все наши интересы»42. Мадьярское дворянство — класс, насчитывавший примерно 136 тыс. душ, монополизировавших землю и поли­тические права в стране с населением около 11 млн. че­ловек43, — стало по-настоящему мадьяризироваться толь­ко в 40-е годы XIX в., да и то лишь ради того, чтобы не оказаться на обочине истории.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!