Значение крещения Руси, развитие русской культуры.



 

Владимир принял византийское православие, что произошло не сразу и в результате ответственного выбора. Известно, что ко двору князя приходили миссионеры и от католиков, и от иудеев, и от мусульман. Но, согласно преданию, Владимира покорили рассказы православного грека и красота православного богослужения. Привлекательным для русского князя была и зависимая от государства роль Церкви в Византии. В 988 г. Языческие идолы в Киеве были низвергнуты и Русь была крещена.

На Руси длительное время существовало двоеверие – сложное и противоречивое сосуществование язычества и христианства.

Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. Прежде всего, Русь стала частью содружества христианских культур. Приняв православие, Русь стала также дружественной Византии, но не попала в политическую зависимость от нее. Христианизация положила начало преобразованию и обновлению всех сторон славянской культуры.

На Русь приглашаются византийские мастера для строительств каменных зданий и храмов. Важно, что русские работали с византийскими мастерами, учились у них. Новая культура потребовала широкого распространения грамотности. Организуются школы, начинают создаваться летописи, возникают собственное духовенство и монастыри. Тем не менее первоначально христианство не смогло окончательно объединить Русь.   

Объединение славянских племен произошло в X – XI вв. вокруг Киева, что и положило начало Киевской Руси. Это, несомненно, была самая молодая культура в европейском регионе. Именно вместе с принятием христианства формируется и особый обряд возведения князя на престол, аналогичный византийскому обряду венчания на царство.

Князь перестает быть просто главой племенного союза и становится носителем власти, полученной от Бога. А это означало начало формирования государственной структуры.

С утверждением христианства понятие святости переосмысливается. Во-первых, святость переносится с природных вещей и процессов на человека, причем в первую очередь на его душевно-духовный аспект. Во-вторых, святость теперь считается недоступной для восприятия с помощью органов чувств.

Именно в русской культуре святость подчеркивает принадлежность человека к иному миру, даже некоторое юродство. Святые в древнерусской культуре становятся зримым образом христианского идеала.

Таким образом, противоречивость и недоразвитость формы – характерные черты русской культуры, во многом определившие зигзаги в ее развитии.

 

 

Реформация и генезис светской культуры.

 

Реформация (лат. reformatio — исправление, преобразование) это разнородное религиозное, социально-политическое и идеологическое движение ХЧІ -~ ХЧІІ вв. Охватило большинство стран Западной и Центральной Европы и было направлено против средневековой католической Церкви. В более узком смысле под Реформацией понимается пересмотр основных: догматов католицизма, который привел к возникновению нового направления христианства -протестантства.

Причины, вызвавшие Реформацию, многочисленны и сложны. Прежде всего, следует указать на причины сугубо религиозного характера - возмущение религиозной совести извращениями христианства папством. Католицизм всегда имел и светскую направленность, активно вмешиваясь в общественные и государственные дела. Протест против пороков католицизма имел и светский аспект. Речь идет об отрицания католического универсализма, недовольства вмешательством церковных инстанций в государственные дела и узким, сковывающим человека догматизмом. Реформация началась именно в Германии и Швейцарии, отнюдь не является случайностью.

В Германии религиозная Реформация была тесно связана с именем доктора богословия Мартина Лютера (95 тезисов, Осн. - Против индульгенций.).

В Швейцарии дело Реформации связывают с именем приходского священника Ульрика Цвингли (1484 -- 1531). Как и у Лютера, его деятельность была связана, прежде всего, с критикой посреднической роли Церкви и с приданием особого значения вере как внутреннему переживанию.

Фундаментальная доктрина Реформации была создана французом по происхождению Жаном Кальвином (1509 - 1564). Его деятельность развернулась в Швейцарии, в г. Женеве. В отличие от Лютера, который в богословской области сосредотачивал свое внимание в первую очередь на проповедь, он стремился к созданию стройной богословской системы.

Исходным моментом богословского учения Кальвина является вера в полную суверенность Бога и полную греховность всех людей. Он считал, что в результате первородного грека воля 'человека совершенно развращена, а, следовательно, спасение не может зависеть от человеческих достоинств. Поэтому в центре учения Кальвина стоит концепция “абсолютного предопределения”.

Поэтому этот успел должен дополняться так называемым “мирским аскетизмом” (в отличие от “монашеского аскетизма").

Парадоксальным результатом религиозной Реформации является создание основ светской культуры. На национальные языки переводится Библия, что, естественно, придает мощный импульс развитию этих национальных языков. Начинается формирование национальных культур, а на смену католическому универсализму приводят церковные организации, ограниченные государственными рамками. Протестантизм как направление христианства особое внимание уделяет человеческой личности, глубинам человеческой субъективности. Эта тенденция, соединяясь с ренессансным культом творческой индивидуальности, положила начало формированию нового типа личности, неразрывно связанной с новоевропейской культурой. Характернейшими чертами этой личности становятся предприимчивость и недоверие к догмам, вера в возможность бесконечного развития и совершенствования собственного “Я“, а потому и критическое отношение к собственным успехам. Этот тип личности из принципиальных соображений отрицает право на монопольное обладание истиной за кем бы то ни было и рассматривает человека в качестве высшей ценности. Одновременно в культ возводится человеческая активность, а богатство и его желания перестают рассматриваться в качестве чего-то греховного.

Новоевропейский гуманизм в целом индивидуалистичен, но эта его особенность не может быть выведена только из характерного для христианства возвышения человеческой личности. Для Реформации, как, впрочем, и для Ренессанса, важно не только христианское влияние, но и воздействие традиции совсем иного рода, восходящей к древним мистическим и магическим учениям (древнего мага Гермеса Трисмегиста).

Отличительной чертой мистическо-магической традиции, является отрицание христианской концепции творения мира из ничего и, стало быть, личностной природы Бога.

Начинает господствовать точка зрения, что божественное познается в человеке и через человека, а потому никакие посредники для установления связи с Богом не нужны. И божественное в человеке - это его разум - культ разума.

Протестантский активизм дал мощный импульс развитию техники как средству преобразования мира При этом очень важно, что техника строится на научных знаниях, поскольку самознание становится инструментальным, рассматривается как “сила“. активное отношение к окружающему миру выливалось и в географические открытия Великие географические открытия стали не только мощным фактором первоначального накопления капитала, но и источником новых знаний о принципиально новых культурах. Так, на фоне других культур иначе начинала выглядеть и собственная культура. А это ставило на повестку дня проблему диалога культур, которая с этого времени становится непременным спутником европейской цивилизации. Да и сама Европа формируется как множество в единстве, как некоторая мозаичная структура.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством[37].Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические[прим. 2]. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 668; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!