Основные аспекты проблемы происхождения человека



Культурология

[Аттестация – Зачёт]

ЦПУ, 2 курс (2013-2014 уч.год), 3 семестр // Сессия: 27.01.2014 – 09.02.2014

Преподаватель – профессор, д.ф.н., Макаров Андрей Иванович.

 

Вопросы

 

1. Понятия субкультуры, контркультуры, массовой культуры.

2. Основные аспекты проблемы происхождения человека.

3. Экзогамия, как условие начала человеческой истории.

4. Проблема происхождения языка.

5. Религиозное представление первых людей.

6. Роль жертвоприношений в формировании культурного группового единства первых людей.

7. Древний Восток, как культурная ценность.

8. Культура Древнего Египта, как образец культуры Древнего Востока.

9. Особенности развития древнееврейской культуры.

10. Истоки и особенности древнегреческой культуры.

11. Особенности древнегреческого гуманизма.

12. Культура древнего Рима.

13. Идейная структура христианского вероучения.

14. Значение крещения Руси, развитие русской культуры.

15. Реформация и генезис светской культуры.

 

*** *** ***

Основная литература

 

1. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. – 420 с. [В деканате, в электронном виде; отсканирован; читается в Adobe Acrobat Reader]

 

 


Понятия субкультуры, контркультуры, массовой культуры.

 

Творцом культуры является человек как родовое существо, т.е. человеческий род в целом. Однако внутри этого "большого" субъекта можно выделить несколько аспектов. Субъектом творчества должен быть признан и отдельный человек, и определенные социальные группы (классы, внутриклассовые группы и т.д.), социальные институты, организации и объединения, региональные объединения и, наконец, человеческий род в целом в качестве родового субъекта и завершения этой цепочки.

Традиция — это самый ранний способ обеспечения единства поколений.

Традиционализме— социально-философском направлении, суть которого сводится к представлению о существовании некоторой "изначальной традиции", выражающей всеобщий глубинный смысл мироздания и в ходе исторического развития определенным образом "проявляющей" себя. (Ш.Моррас, Р.Генон, Ч.Эвола и др. отрицают принципы либерализма и индивидуализма). Принцип традиционализма — "единство в многообразии", единство, подобное организму.

Истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культурыследует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного изменения капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни. Наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф.Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности, предвосхитивший будущую роль массы, которая, по его словам, преклоняется перед всем заурядным. Подробный и блестящий по стилю анализ "массы", массовой психологии и соответственно массовой культуры был дан известным испанским философом Х.Ортегой-и-Гассетом в книге "Восстание масс". Многие положения этой книги до сих пор остаются классическими.

Обычно выделяются следующие толкования "массы": 1) недифференцированное множество; 2) толпа, поведение которой подчиняется своеобразному "массовому" психозу", основывается не на разуме, а на страстях; 3) публика, т.е. группа людей, объединенная чисто внешним и случайным признаком; 4) синоним невежественности, некомпетентности; 5) механизированное общество, продукт машинной техники и массового производства, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится маской, простым исполнителем своей профессии; 6) "сверхорганизованное", бюрократизированное общество, где господствует тенденция к единообразию и отчуждению, все решения принимаются наверху, а остальная часть общества приобретает черты "стадности".

"Массовая культура" — это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в "массовом обществе", ориентированное наих массовое потребление. Важно отметить, что такое производство культурных ценностей понимается как прямая аналогия материального производства в условиях поточно-конвейерной организации труда. "Массовая культура" рассчитана на потребление всеми людьми, независимо от местаихпроживания. Естественно, это означает снижение уровня соответствующих культурных ценностей: так называемые "мыльные оперы" являются характернейшим образцом продукции такого рода. Не менее естественно и то, что "массовая культура" ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а потому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя. "Массовая культура" может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у "массы" новые, неведомые ей ранее потребности, формировать вполне определенные стандарты эстетического вкуса.

Субкультура(от лат. sub — под) — это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной культурной самоизоляцией. В этом смысле можно говорить об определенном негативизме субкультуры, хотя, разумеется, возможна и положительная реакция на общепринятые культурные ценности (Например, когда речь идет о так называемых профессиональных субкультурах). Таким образом, субкультуры представляют собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальные человеческие группы, занимающие в обществе специфическое положение, пытаются усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей и значений и в ряде случаев противостоять ей. Субъект субкультур — локальные человеческие группы, каждая из которых определенным образом отделена (или сама отделяет себя) от общества в целом.

В конечном счете субкультуры дают входящим в них людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения. Очевидно, что при этом определенным, особым образом осмысляется и мир в целом. Поэтому субкультуры предоставляют человеку некоторый набор символов, позволяющих ему придать смысл своему особому, не такому, как у большинства, социальному положению. Поэтому субкультуры возникли задолго до появления "массовой культуры".

Характернейшей чертой субкультуры является, во-первых, "стиль", предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.), во-вторых, манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.), и в-третьих, жаргон. Задача стиля и состоит, прежде всего, в том, чтобы отделить данную субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом. Особенно отчетливо это проявляется в молодежных субкультурах.

При определенных условиях субкультура переходит в контркультуру (от лат. contra — против). В самом общем смысле под контркультурой понимают совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре.

Сам термин был введен в научный оборот американским социологом Т.Роззаком. Основные элементы таким образом понятой контркультуры — "наркотическая культура", "восточная мистика", "оккультизм" и "сексуально-революционная мистика тела". Сторонники концепции контркультуры отрицают, прежде всего, стержневой принцип западной культуры — индивидуально-личностный принцип в качестве высшей ценности, отказываются от христианской строгости в области семейно-брачных отношений, снимают запреты с эротической сферы, возводят в культ созерцательность и бесцельное времяпрепровождение. Носителями контркультуры оказалась молодежь индустриально развитых стран, а наиболее известные представители контркультуры — "хиппи", "панки" вошли в историю как яркие примеры молодежного протеста против "массовой культуры", который, впрочем, наделе чаще всего оказывался лишь инфантильным протестом против "культуры взрослых", требующей труда и ответственности.

 

 

Основные аспекты проблемы происхождения человека

 

Если понимать культуру в самом общем смысле как совокупность материального и духовного творчества людей, то такое понимание оказывается неразрывно связанным с понятием опыт. Культура это определенный опыт деятельности людей, который передается от одного поколения к другому, развивает и обогащает.

Важны вещественные формы социально значимого опыта. Это орудия и продукты труда, инженерные, архитектурные сооружения. И еще одна форма воплощения опыта это язык в самом широком понимании. Язык фиксирует опыт деятельности людей. Социальный опыт передается от поколения к поколению, определяет иногда очень жестко поведение людей. Каждый человек, который обладает культурным богатством, накопленным предшествующими поколениями делает этот опыт своеобразной программой своего поведения.

В 20 веке возникло такое направление в науке, которое называется соцобиология. Соцобиологи полагали, что в принципе можно применять термин общество, а соответственно и культура к животным, поскольку пчелы, например, тоже живут сообществами, и у них тоже разделение труда, и т. д. Но очевидно, что это не так. Хотя в животном мире существует небиологические, внегенитические формы передачи опыта от одной особи к другой, сам этот опыт не может быть закреплен с помощью каких-либо средств отличных от биологических. Животные не создают никаких особых материальных объектов и структур, с помощью которых передавался бы накопленный опыт. И поэтому все животные относящиеся к одному виду ведут себя одинаково. Все потребности жизнедеятельности животных могут быть удовлетворены и удовлетворять биологическим процессам. Поведение животных обуславливается чисто биологической наследственностью, хотя какие-то формы поведения могут быть условно-рефлекторными.

Все люди, которые сейчас живут на земле относятся к одному биологическому виду. Но общество с разной культурой выглядит всегда по-разному. Поведение человека определяется не наследственностью, а культурой в качестве социально значимого опыта и этот опыт передается небиологическим путем. Культура возникла одновременно с человеком. И проблема происхождения культуры предполагает рассмотрение проблемы происхождения человека.

Долгое время в нашей стране относительно этой проблемы высказывались самые оптимистические прогнозы. У нас господствует трудовая теория антропогенеза, сформулирована в марксизме. Считалось, что эта теория даст ответы на все вопросы, но оказалось, что все не так просто.

Древние предки человека это древние человекообразные обезьяны, которые жили 22-6 млн. лет назад. Больше всего они походили на современных шимпанзе. Жили они в лесах на деревьях, затем часть из них перешла к наземному существованию. Они столкнулись с опасностью, она исходила от хищников, от которых нужно было защищаться. И поэтому дальнейшее развитие этих животных пошло двумя путями: путь гигантизма и путь использования камней и палок. И этот путь оказался наиболее эффективным. Это привело к передвижению на 2-х задних конечностях. Первоначально камни и палки использовались для защиты от хищников, но постепенно они стали использоваться для нападения. Но по природе своей наши предки не были хищниками, но начав охотится они превратились в своеобразных хищников и питаются они не только мясом, но и растительной пищей. т. е. они были всеядны. У всех животных в процессе эволюции развивались органы, которые наилучшим образом приспособлены к определенной среде. И поэтому животные своими качествами превосходят человека, быстрее бегают, лучше видят и т. д. Но это превосходство обусловлено специализацией органов.

В 20 веке возникло направление, которое называлось философская антропология. Представителем был Больк. Особо выделяет австралопитеков. Относительно места австралопитеков в процессе антропогенеза мнения ученых расходятся. Одни считают прообразом непосредственных предков человека, другие, что это тупиковая ветвь эволюции. Решение этого вопроса зависит от начала человеческой истории. Если относить их к непосредственным предкам человека, то 4-5 млн. лет назад началась человеческая история, если же это тупиковая ветвь эволюции, тогда начало человеческой истории соотносится с возрастом наиболее древних находок питекантропов – это 2-2,5 млн. лет назад. И в зависимости от ответа на вопрос о предках решается и вопрос о прародине человека. Одни считают, что прародиной человека была Африка, другие Южная Азия, третьи, что Юг Европы и Азии. Из возможных областей прародины включаются Америка и Австралия. В настоящее время преобладает первая точка зрения, что прародина человечества это Африка, хотя этот вопрос еще далек от разрешения. По мере накопления находок многие ученые склоняются к мнению, что древнее человечество существовало во многих локальных формах, т. е. на первый план выходит принцип многолинейности эволюции. Выделяют три стадии антропогенеза: 1) антропоидные предки человека 2) Древнейшие и древние люди 3) Современные люди

т. е. в процессе эволюции можно выделить 2 скачка, от 1 ко 2 и от 2 к 3.

В качестве фактора антропогенеза ученые отдавали приоритет разным факторам. Одни указывают на прямохождение, как на решающий шаг при переходе от обезьяны к человеку, другие предписывают решающую роль руке, другие развитию мозга. Чарльз Дарвин отдавал решающее значение половому отбору. Не поддается объяснению с точки зрения Дарвина возникновение речи.

Ритуал- это социально значимая и социально санкционированная форма упорядоченного, символически значимого поведения, не имеющего практической цели. Ритуал сам по себе не может быть отделен непроницаемой границей от повседневной целесообразной деятельности. Человек- это существо универсальное, которое способно к культурной деятельности, но эта способность является не врожденной, а приобретенной. Трудовая теория антропогенеза исходит из того, что язык возник в сфере повседневности. Эта теория исходит из того, что язык возник постепенно. И 3-ий тезис заключается в том, что человек сначала научился думать, а затем выражать свои мысли с помощью языка. Труд сам по себе мира не создает, отсутствие мира между людьми это доязыковая ситуация. Таким образом, нельзя считать, что люди непонятным образом сначала образуют общность, а затем начинают говорить.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 591; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!