Религиозное представление 1-ых людей.



 

Сознание первобытных людей было мифологичным, а господствующей формой сознательной деятельности было мифотворчество. Современному человеку понять отношение древних к мифу очень трудно. Между тем миф для них был самой действительностью, более действительной, чем "настоящая" действительность. У мифов не было и не могло быть "автора". Мифы — анонимные произведения, потому что они являются продуктом коллективного творчества. Они были "сознанием" первобытной родовой общины, ее общим психическим состоянием, тождественным состоянию мира в целом. Мир как таковой мог быть воспринят только сквозь призму мифологии, переносившей на мир в целом отношения внутри рода. Таким образом, мифология оказывалась "резервуаром" архетипов, передававшихся от одного поколения к другому.

Именно на этапе господства мифологического сознания формируется представление о "священном" ("сакральном"), очень важном для понимания регулятивной функции мифологии.

Главная роль сакрального в верованиях первых людей позволяет отнести к числу ранних религиозных представлений так называемый фетишизм. Этот термин происходит от соответствующего португальского слова, означающего "амулет". Фетишизм в самом общем смысле — это наделение предмета с его естественными свойствами некоторыми сверхъестественными способностями.

Далее, характеризуя религиозные представления первых людей, следует указать на магический характер их отношения к другим людям и к окружающему миру в целом. Магия (от лат. magia,восходящего, в свою очередь, к соответствующему греческому слову) в дословном переводе означает колдовство, чародейство, волшебство. Магия сводится к совокупности ритуальных действий, связанных с верой в возможность повлиять на некие таинственные силы и с их помощью оказать воздействие на окружающую действительность, мир в целом (природные явления и процессы, людей, духов).

Магические действия можно классифицировать, прежде всего, по степени сложности. В соответствии с этим обычно выделяют, во-первых, индивидуальное магическое действие, во-вторых, групповой магический обряд, и в-третьих, коллективную магическую церемонию.

можно выделить и основные виды магии по целевому назначению. Во-первых, это метеорологическая магия (обряды вызывания дождя и т.д.). Во-вторых, это промысловая магия (заклинание оружия и прочего охотничьего снаряжения). В-третьих, это военная магия (ритуальные воинственные танцы и т.д.). В-четвертых, это любовная магия (различные способы и приемы "привораживания" и "отвораживания"). И, наконец, это вредоносная магия (наведение "порчи" и т.д.).

Многие ученые подчеркивают роль магии в формировании научного мировоззрения.

И, наконец, еще одной характерной чертой религиозных представлений первых людей был анимизм. Анимизм (от лат. anima дух, душа) — это совокупность представлений о духе и душе. Анимизм обычно считается сравнительно поздним продуктом религиозного развития первых людей. Ему предшествовал так называемый аниматизм (от лат. animatus одушевленный), т.е. совокупность представлений об одушевленности всей природы. Без этих представлений, естественно, невозможна никакая магия. Что касается анимизма, то представления о духе и душе не могли сформироваться без установления культа умерших предков, без опыта экстаза шамана и сопутствующих верований.

Особое место в ряду религиозных верований первых людей занимают представления, связанные с жертвоприношениями. Ритуалы жертвоприношений были распространены повсеместно. Но вопрос о смысле ритуального принесения жертв до сих пор обсуждается, причем очень часто высказываются прямо противоположные точки зрения.

 

 

Роль жертвоприношений в формировании культурного группового единства первых людей.

 

Ритуал жертвоприношений относится к числу наиболее характерных черт культуры родовой общины. Относительно сущности и цели жертвоприношения наиболее распространенной точка зрения – Эрения - жертва является своеобразным знаком преклонения перед божеством, проявлением покорности и благодарности (при этом иногда указывается на обычай приносить в жертву часть охотничьей добычи). Определенным влиянием пользуется так называемая "теория дара", согласно которой первые люди понимали сакральное антропоморфно и стремились "задобрить", "умилостить" сверхъестественные силы. Еще одна теория толкует жертвоприношение как способ "кормления" умерших предков. Из этого ритуального "кормления", как считают сторонники данной гипотезы, впоследствии развились все остальные виды жертвоприношений.

Определенным авторитетом пользуется так называемая "колдовская" теория, согласно которой духи и боги считаются символами колдовских сил, а принесение животного в жертву тогда должно быть понято как стремление высвободить заключенную в нем колдовскую силу. Нельзя не упомянуть и о так называемой "теории обмана", согласно которой ритуал жертвоприношения был введен колдунами-обманщиками ради собственного обогащения. Заявляя, что жертвы нужны духам и предкам, колдуны, как считают сторонники этой теории, просто присваивали приносимые жертвы.

Следует упомянуть еще и о так называемой "теории общения". Сторонники этой теории считают, что первоначально ритуал жертвоприношения был отнюдь не даром духам, а формой общения членов рода между собой и с духом рода, воплощенном в тотеме. В этой теории подчеркивается, что тотемическое животное не только окружалось целой системой табу, но и периодически поедалось. Последний ритуал, предполагавший поедание жертвенного мяса, и становился, согласно "теории общения", наиболее близким контактом с сакральным.

Жертвопринощение - идея о регулятивной функции религиозных представлений - выявить социотворческую функцию жертвоприношения.

Философский принцип, согласно которому всякая жизнь живет за счет другой жизни. Все и вся чему-то служит или зависит от чего-нибудь.

Но если это так, то первичная человеческая общность — род — постоянно находится под угрозой дезинтеграции, распада. В самом деле, если невозможно "жить на свой счет", то первые формы общности людей не могут не быть пронизаны насилием, стремлением подчинить себе другого и "жить на его счет". Насилие неустранимо, как неустраним сам принцип зависимости одной формы жизни от другой. Следовательно, единственным способом преодоления отрицательных последствий насилия является изменение его качества.

Более того, переход от животного к человеческому состоянию сопряжен именно с преодолением "природных" форм насилия, которое становится, по сути дела, чем-то ужасным и отвратительным.

Стремление к насилию имеет, как мы видим, чисто биологические причины, и оно производит определенные телесные изменения, подготавливающие к борьбе. Вместе с тем хорошо известно, что развязать насилие значительно проще, чем остановить уже начавшиеся насильственные действия, поскольку насилие, подчиняясь глубинным инстинктам, слепо, иррационально. Начавшись, насилие забывает о своих подлинных причинах или выставляет мнимые причины ("ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"). Но что происходит тогда, когда насилие уже развязано, а конкретный объект насилия вдруг стал недосягаем, хотя и продолжает вести себя "вызывающе"? Насилие продолжает бушевать, но оно ищет замены (отсюда и известное выражение "попасть под горячую руку"). При этом замена (замещающий объект) должен обладать хотя бы минимальным сходством с "оригиналом".

Жертва - замещающий объект. Действительно, насилие, с одной стороны, дезинтегрирует человеческую общность, а с другой — принципиально неустранимо. Единственным выходом оказывается возможность пустить насилие по определенному руслу, "канализировать" его. Эта задача и может быть решена с помощью принесения жертвы. Когда объект насилия недосягаем, гнев переносится на случайный, первый попавшийся объект. А что если выбрать этот объект не случайно? Тогда он станет своеобразным молниеотводом, позволяющим разряжаться напряжениям, существующим внутри общности. С помощью жертвоприношения в общности можно установить мир. Жертвоприношение защищает от дезинтеграции всю общность, оно "лечит" общность (не случайно в Древней Греции жертва называлась pharmakos, т.е., в сущности, лечебным средством).

Насилие обладает свойством взаимности, т.е. всякое насилие вызывает ответное насилие. Противоречия и противопоставления — вот что раздирает общество на части. Жертва притягивает к себе разнонаправленные векторы насилия, впитывает в себя это насилие. С помощью жертвы обеспечивается "единодушие в насилии", и насилие перестает быть разрушительным. Таким образом, жертвоприношение защищает людей от разрушительных последствий их собственного насилия. Благодаря жертвоприношению появляется различие между "законным" и "незаконным" насилием. Теперь понятно, почему жертва подвергается сакрализации. Действительно, она обеспечивает мир внутри общности — состояние, которое не способен создать ни один смертный.

Насилие способно вызывать подражание (мимесис) — положительное или отрицательное. Кто-то становится проводником насилия, кто-то пытается противодействовать ему. Но все попытки овладеть насилием, остановить его распространение проваливаются. Есть только один способ — жертвоприношение. Именно поэтому жертва сакральна.

В сущности, первые формы религиозного поведения имели чисто практическую цель — остановить действия разрушительных сил. Первые люди отнюдь не задавались вопросами о природе этих разрушительных сил. Первые формы религии, скорее всего, вели себя так же, как сейчас ведет себя медицина, столкнувшись с неизвестной ранее болезнью. Чтобы остановить эпидемию, нужно выделить возбудителя, но до этого необходимо испробовать те средства, которые применяются к известным возбудителям.

Поэтому жертва в качестве средства предотвращения эпидемии насилия была найдена, скорее всего, путем проб и ошибок. Жертва должна быть чем-то внешним по отношению к данной человеческой общности и в то же время быть похожей, насколько возможно, на человеческие существа, не подлежащие принесению в жертву. Если в жертву приносится животное, то отличия очевидны. Если человек - их трудно обнаружить. Поэтому в качестве жертв выступали непричастные к обществу "объекты" — военнопленные, рабы, неженатые юноши и незамужние молодые женщины. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны те или иные вариации. Главное, однако, найти такую жертву, следом за которой не потянулся бы шлейф мести, т.е. ответного насилия.

По-видимому, первыми жертвами были люди, и смыслих принесения в жертву состоял в том, чтобы дать умереть некоторой части, чтобы спасти целое. Лишь потом появляются заместительные жертвы — военнопленные, рабы и т.д., а затем и животные. Любопытно, что среди жертв мы находим первенцев, которых жертвовали сами родители. Жертва — неотъемлемый спутник сакрального, которое именно поэтому и оказывается двойственным. С одной стороны, жертва становится объектом почитания, поскольку "лечит" общность. С другой стороны, на нее направляется коллективное насилие. Жертва всегда имеет смысл очистительной жертвы, она избавляет (на время) человеческую общность от скверны насилия.

Эволюция ритуалов жертвоприношения шла по пути все большего удаления заместительной жертвы от человека. Животные, растения и, наконец, бескровные жертвы — таковы основные этапы этого развития. Жертва всегда оказывается "платой" за формирование группового единства людей. Когда между людьми нет единства и взаимопонимания, Солнце светит, как обычно, ночью восходит Луна, идет дождь, но поля оказываются ухожены хуже, а это не может не отразиться на урожае. Поэтому жертва всегда является необходимым элементом сплачивающего ритуала, хотя и может объявляться, что жертва приносится ради будущего урожая.

Важно подчеркнуть и то, что на ранних этапах человеческой истории жертвователь и жертва четко отличаются друг от друга. Принесение в жертву части самого себя — продукт более позднего развития, достигшего своей кульминационной точки в христианстве. Именно в христианстве достигается тождество жертвователя и жертвы, что радикально меняет всю структуру межчеловеческих отношений.

Пожалуй, единственный современный исследователь, сделавший жертвоприношение главным предметом анализа — это работающий в США французский философ Рене Жирар (род. в 1923 г.). Именно к его идеям восходят многие из положений настоящего раздела лекции. Но Жирар создал также учение о так называемом "жертвенном кризисе", т.е. ситуации, в которой "терапевтический" эффект жертвоприношения утрачивается. На этой основе Жирар развивает и свою концепцию сакрального, которая, правда, во многом близка некоторым идеям З.Фрейда.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!