Особенности древнегреческого гуманизма.



 

Древнегреческий идеализм оказывается «гуманистическим», поскольку по словам одного из крупнейших философов XX в. М. Хайдеггера «…человек в разных аспектах, но каждый раз со своего ведома выдвигается в середину сущего, без того, чтобы быть тем самым уже и верховным сущим. «Человек» - это означает здесь то определенное человечество или человечество в целом, то единицу или сообщество, то народ или группу народов. Дело все время идет о том, чтобы в области закрепленной метафизической основополагающей структуры сущего привести определяемого отсюда «человека», к освобождению его возможностей, к уверенности в своем предназначении и к обеспечению его «жизни». Это происходит как выработка «нравственной» установки, как спасение бессмертной души, как развитие творческих сил, как воспитание разума, как культивирование личности, как пробуждение общественного сознания, как дисциплинирование тела или как соответствующее сочетание некоторых или всех этих «гуманизмов»».

Превращение богов в идеи, т. е. толкование, приемлемое в стенах школы, на досуге, вполне закономерно возводит на пьедестал человека как творца самого себя, а всматривание в другого порождает лишь любовь к самому себе. Как пишет о. Розеншток-Хюсси, «у Платона единство людей, один из которых смотрит, а на другого из которых смотрят , разрушается. Тот, на кого смотрят, становится для него женщиной , воином, рабом, ребенком, греком, фракийцем, короче - типом, вещью, числом. А, тот, кто смотрит, застывает в качестве чистой идеи. Платон сам стал «божественным « на земле. Ощущая это, его и назвали «божественным Платоном». Таким образомпроисходит разделение на «субъект» и «объект», причем «объект», т. е. вещь в качестве «типа», безразличного образца рода, становится точкой приложения не менее безразличных к ней манипуляций. Выпущенное в сферу серьезности игровое мышление школы приводит к самообожествлению человека и к созданию условий для насильственных действий по отношению ко всему остальному, в том числе и другим людям. Греческий гуманизм – начальная форма европейского антропоцентризма.

 

 

Культура древнего Рима.

 

На «территории» древнеримской культуры – и духовно, и физической – оказались собранными все четыре типа культуры.

Можно с полной уверенностью сказать, что главным открытием стало осознание непрозрачности четырех типов культуры друг для друга. Они могли сближаться, пытаться как-то слиться, но никакого действительного синтеза не происходило. И противоречия становились тем острее, чем сильнее было тяготение к единству. И еще более очевидным становилось то обстоятельство, что главным препятствием на пути к единству было различие вер. Так возникает идея о механическом соединении различных типов религии и, соответственно, различных типов культур.

втором идеи о triplex religiae ("тройственной религии") был писатель, юрист, а с 95 г. н. э. — верховный жрец Квинт Муций Сцевола. Согласноэтой идее религия включает в себя три элемента

— народную, философскую и государственную религию. Это была не слишком оригинальная концепция плюрализма, в соответствии с которой люди, находящиеся на разных уровнях духовного развития, постигают божество по-разному. Естественно, что так называемая народная религия при этом подвергалась осмеянию и жестокой критике. А это, в свою очередь, постепенно разъедало устои религиозного сознания вообще. Результатом был "откат" к различным древним языческим культам, часто на удивление примитивным. В итоге противоречия между различными типами культуры не снимались, а обострялись, становясь все более кричащими. Языческий мир настойчиво искал новых идеалов и новой веры. Настоятельной становится потребность монотеизма.

особенности культа вождя — воплощение мощи стихийного, дочеловеческого мира, умение действовать расточительно, как природа, и стать по ту сторону добра и зла — недвусмысленно указывают на языческий по своей сути характер этого культа, превращавшего человека в человекобога.

С культом человекобога в лице римских императоров обычно связывают внутренний мир, Рах Rотапа ("римский мир"). В самом деле, римское государство обеспечивало равные права миллионам людей, а римский космополитизм, наконец-то, возобладавший над изоляционизмом "римского мифа", создавал иллюзию единства рода человеческого. И хотя это не было подлинным свободным единством, оно могло послужить почвой для обожествления императора. И действительно, вскоре начинает складываться настоящий религиозный культ римских императоров, вплоть до сооружения посвященных им храмов.

Тем не менее созданный человекобогами мир, Рах Rотапа, не был прочным. Плюрализм культур не мог стать органическим, поскольку римский мир не был свободным единством. Он стягивался воедино, как обручем, военной силой, идеологическим принуждением, искоренением малейших проявлений инакомыслия. В культурной атмосфере Древнего Рима скапливались противоречия, усиливались внутренние напряжения. Необходим был новый принцип единства, выставить который усталая, умирающая античная культура была не в состоянии. Этот новый принцип приходит в мир только вместе с христианством. И понятно, почему оно появилось именно в границах древнеримской культуры, ставшей болевой точкой, средоточием внутренних и внешних противоречий всех дохристианских культур.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 977; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!