Вопрос №3. Летописание XV-XVI века.



1 (XV век). Летописи, содержащие известия за первую половину XV в., как полагают исследователи, восходят к так называемому Новгородо-Софийскому своду. Основные летописи, содержащие текст этого свода – Софийская I и Новгородская IV. К ним примыкает еще одна летопись – Новгородская Карамзинская (она так названа, потому что принадлежала историку Η. М. Карамзину), дошедшая в списке конца XV в.

До известия о крещении Руси Новгородская Карамзинская летопись совпадает с Новгородской IV. Дальнейший текст Новгородской Карамзинской представляет собой две подборки известий. Первая из них содержит начальные известия годовых статей, общих для Новгородской IV и Софийской I летописей, а вторая подборка – окончания этих статей.

Относительно датировки Новгородско-Софийского свода также нет единого мнения. А. А. Шахматов датировал его 1448 г. В настоящее время этот свод датируют 1420-ми гг. поскольку общий текст Софийской I и Новгородской IV летописей доходит до 1418 г., а изложение Новгородской Карамзинской – до 1425 г. Во второй половине XV в. текст этого свода был включен во все памятники московского и общерусского летописания.

Летописи, содержащие известия второй половины XV в., восходят к разным летописным традициям. Встречаются описания одних и тех же событий, сделанные разными летописцами с различных политических позиций. В связи с этим, изучая историю России второй половины XV в., у историков появляется возможность сравнивать разные независимые один от другого летописные рассказы. Сложность изучения летописей этого времени состоит в том, что большинство из них дошло в позднейших переработках, вследствие чего далеко не всегда можно с уверенностью определить, из каких кругов вышла та или иная летопись.

Проще всего выделить великокняжеское летописание, крупнейшим памятником которого является Великокняжеский свод 1479 г. Он сохранился в двух самостоятельных списках – Эрмитажном и Уваровском. По убедительному предположению М. Д. Приселкова, данный свод создавался в связи со строительством кафедрального собора Московской митрополии – кремлевского Успенского собора (закончен к 1479 г.). Великокняжеское летописание конца XV в. содержит так называемые Сокращенные своды и близкие к ним летописи. Излагая события второй половины XV в., памятники великокняжеского летописания неизменно благожелательно оценивают действия великого князя.

Летописная традиция второй половины XV в., отличная от великокняжеского летописания, содержится в ряде летописей: Ермолинской, Софийской II, Львовской.

Ермолинская летопись дошла в единственном списке конца XV в. и доводит изложение до 1481 г. Она содержит известия о строительной деятельности подрядчика Василия Дмитриевича Ермолина за 1462–1482 гг. До 1417 г. Ермолинская летопись сходна с великокняжеским сводом 1479 г., а в дальнейшем изложении обнаруживает близость с Сокращенным сводом, но содержит ряд известий явно не великокняжеского происхождения.

2. (XVI век). В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей читается вкладная запись патриарха Никона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2052; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!