Дмитрий Донской по Карамзину.



Н.М. Карамзин писал о нем: «Никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь к славе Отечества, справедливость, добросердечие».

Период 1359 – 1389 гг. – это время объединения Московского и Владимирского княжеств, а также присоединения к Москве новых территорий и укрепления Москвы как центра собирания русских земель в единое государство и формирования единой православной идеологии на Руси.

 

Н. А. Полевой, П. И. Погодин

Николай Алексеевич Полевой (1796–1846), русский писатель, литературный критик, журналист, историк, переводчик. Родился 22 июня (3 июля) 1796 в Иркутске. Отец служил в Иркутске управляющим Российско-американской компании, владел фаянсовым и водочным заводами, однако незадолго до нашествия Наполеона начал терпеть убытки, в связи с чем семья переехала в Москву, затем в Курск. В 1822 Полевой наследовал дело отца.

 

Печатался с 1817: в «Русском вестнике» С.Н.Глинки появилось его описание посещения Курска императором Александром I. В феврале 1820 переехал в Москву, где пристрастился к театру и вольнослушателем посещал в Московском университете лекции А.Ф.Мерзлякова, М.Т.Каченовского и др. Летом 1821 посетил Петербург, в литературных кругах которого был принят как «самородок», «купец-самоучка»; встречался с А.С.Грибоедовым, В.А.Жуковским, познакомился с Ф.В.Булгариным, Н.И.Гречем. П.Свиньин в своих «Отечественных записках» печатал его статьи на литературно-исторические темы, стихи, переводы повестей госпожи Монтолье.

Труды:

- «История российского народа» в 6 томах.

- «история Петра великого» в 4 частях

- «обозрение русской истории единодержавия Петра Великого»

Жизненным кредо историка было служение просвещению России, «споспешествование» ее экономическому, культурному развитию. Наиболее ярко эти взгляды были выражены в издаваемом им журнале «Московский телеграф» (1825-1834) —первом энциклопедическом журнале России, названным В.Г. Белинским «лучшим журналом России от начала журналистики».

Теоретические основы:

Начал с критической статьи на труд Карамзина, с его точки зрения «История государства российского» является произведением неудовлетворительным (т.е. на 2), в нем нет единого общего начала, нет связи с миром. Главное – нет

истории народа. Сам Полевой хотел это сделать – начал и написал 6 томов (до Ивана 3)

Основа изучения истории по Полевому: философский метод (т.е. научное познание) – это объективное воспроизведение исторических событий. Суть: все народы и государства лишь часть человечества, понять историю можно только обнимая весь мир; но у всех есть свои особенности; непрерывное поступательное прогрессивное движения человечества признавал.

Факторы, определяющие жизнь общества:

1. природно-географический

2 менталитет.

3 взаимодействие народов друг с другом.

С его точки зрения личность не существует сама по себе, а очень связана с ситуацией.

Периодизация по Полевому:

1. древний период – история русского народа

2. средний период – история русского царства

3. новый период – история русской империи.

Выступал против норманнской теории, говорил что государство было и раньше, и что норманны пришли не с добровольным согласием, а это был захват.

Начало эпохи феодализма - с нормандского завоевания (феодализм уделов, семейный) – что естественно очень рано.

С его точки зрения Петр 1 спаял России единодержавием, обогатил ее торговлей, промышленностью, обычаями и нравами.

Он сделал попытку сформулировать теоретико-методологическую концепцию. Ее основные моменты: положение о единстве и многообразии истории человечества; не смог написать историю русского народа, дал общие фразы и новые оценки всего лишь.

В 1829–1833 Полевой написал Историю русского народа. Убежденный монархист, как и Карамзин, он упрекает мэтра российской историографии в том, что тот выступает больше летописцем-рассказчиком, нежели аналитиком и исследователем. Вопреки Карамзину утверждал, что государственность в России не существовала в древний (до царствования Ивана III) период, и находил поэтому оправданной антибоярскую политику «централизаторов» Ивана Грозного и Бориса Годунова. Та же антиаристократическая позиция, заявленная в самом названии труда, отразилась в опубликованных Полевым в «Московском телеграфе» статьях, заметках и фельетонах (более 200), в речах.

П. М. Погодин

Михаил Петрович Погодин (из семьи крепостного крестьянина, сумел получить образование в МГУ, историк, публицист, профессор МГУ, был первым заведующим кафедры Русской истории). Издавал журналы: «Московский вестник» и «Москвитянин» (консервативны по характеру). Он собирал огромную библиотеку, которую в конце жизни передал публичной библиотеке.

Первые его работы были посвящены происхождению русского государства, в которых он обосновывал норманнскую теорию – «О происхождении Руси». Затем занимался проблемами – «Критика и исторические отрывки» (рассказы об отдельных событиях), 1845 г. – собрал все работы свои по русской истории и издал под общим названием «Исследования, замечания и лекции Погодина по Русской истории» (7 томов).

Он пытался найти однородное явление в русской и западно-европейской истории, но сделал противоположный вывод: на Западе государство возникло путём завоевания, на Руси – путём добровольного призвания. Так как образование государства – начало истории, оно различно, то противоположно и всё последующее развитие.

История Запада заполнена враждой, в России же царил мир, основой которого было православие, самодержавие и народность. Далее он говорит о том, что русский народ покорен и предан самодержавию, которое опирается на народ, а отсюда в России нет, и не может быть классовой борьбы.

Сводя все первоначальные действия народа к призванию варягов и созданию государства, Погодин и всё последующее развитие русской истории объясняет внешними факторами: норманами создан первый период русской истории, монголы определили переход к единодержавию Ивана III, реформы Петра и заимствование европейских идей обусловили новый период русской исто рии.

Научно обоснованной периодизации у него нет, он традиционно делит историю по княжениям и царствованиям.

Он изучал и отдельные периоды русской истории: «О летописи Нестора» (посвящена истории летописания), статья «Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права?» (указ Бориса закончил формирование крепостного права, мысль о постепенном закрепостительном процессе).


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!