Роль упражнений на уроках изобразительного искусства.



Упражнения охватывают всю изобразительную деятельность детей — от проведения штрихов до составления многофигурных композиций. В зависимости от учебных целей и задач упражнения можно разделить на следующие группы:

‒ развивающие навыки работы с различными инструментами и материалами;

‒ развивающие моторику руки;

‒ развивающие чувство пропорций, формы, пространства;

 ‒ развивающие чувство цвета;

‒ развивающие представления о композиции.

 Вследствие жёсткого лимита времени все упражнения должны укладываться в строго отведенное для них время. Их можно разделить по длительности:

 ‒ 4–5 минут;

‒ 2–15 минут;

 ‒ 20 минут (такое количество времени отводится на упражнение, связанное с изучением плакатного шрифта в методических рекомендациях разработанных В. И. Александровым и Ю. В. Машковым).

Любое упражнение выполняется на отдельном листе и должно предшествовать началу выполнения основного задания. Как правило, большинство упражнений целесообразно проводить в начале урока.

(Хлебников А. С., Беляев И. С. Значение упражнений на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 92-94.)

 

Педагогический рисунок, его виды. Особенности выполнения педагогического рисунка различными художественными материалами.

Педагогический рисунок– одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения 2- 5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеетхудожественного значения, но онстановится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

Удобными и интересными для художника-педагога материа­лами рисунка являются уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеар­ное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой. С помощью этих материалов могут быть решены самые различные изобразительные задачи.

В работе учителя изобразительного искусства желательно так­же чаще использовать быстрые рисунки, этюды, наброски, выпол­няемые кистью с помощью туши, акварели или гуаши, без пред­варительной наметки контуров будущего изображения каранда­шом. В таких набросках активно действуют два основных элемен­та: красочное пятно и фон (белая бумага), благодаря чему хоро­шо читается силуэт предмета.

Для достижения нужного художественного и педагогического эффекта в некоторых случаях можно применить комбинацию не­скольких материалов: например, сочетание прессованного угля и мела, черной или цветной гуаши и мела и др. Такие ри­сунки можно осуществлять на больших листах белой или тонированной бумаги и непосредственно на классной доске, если она не очень темная. В последние годы ряд художников-педагогов в нашей стране и за рубежом успешно использует белые классные доски для созда­ния пояснительных рисунков с помощью цветного мела, специаль­ныхфломастеров с толстыми стержнями и других материалов. Это удобно и практично. Экономится бумага и время учителя, затра­чиваемое на смену листов бумаги, ее прикрепление к доске или планшету. Однако принципиального различия в методах выполнениярисунков фломастерами на белой доске в отличие от приемов работы этим же материалом на бумаге нет.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!