Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.



Художественные способности- психические свойства личности,обеспечивающие успешность художественно-творческой деятельности: рисования,лепки и т.п.

Делятся на:

1.основные или ведущие ( свойства худож.-творческого воображения и мышления, обеспечивающие создание оригинальной композиции); свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение- особенно развитые эстетические чувства; волевые качества личности,обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

2.Вспомогательные или опорные ( высокая природная чувствительность зрительного анализатора к цвету, тону, фактуре,пропорции) Сенсорные качества, которые способствуют быстрому усвоению технических приемов работы в материале.

Показатели художеств способностей: наличие склонности к изо д-ти; передача сходства с изображаемым объектом; наличие выразительной композиции в работе; способность разглядеть и передать характерное,типичное для предмета; наличие цельности изображения; работоспособность и др.

Методы:анализ работ, наблюдение, беседа.

Закономерности проявления в процессе обучения.

Природная основа развития ХС- задатки, под влиянием решающих факторов развития (общественная среда,деятельность) начинается развитие худ.способностей либо целенаправленно, либо стихийно.

Возрастные особенности проявления: естественная склонность к ИЗО – 5-9, пик 6-7, угасание интереса- с 10 лет; проявление осознанной склонности с 10-12 лет.

Контроль, учет и оценка результатов учебной деятельности школьников процессе занятия изобразительным искусством.

Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

Шкалы оценивания

Контроль и проверка учебной работы проводятся в реальном масштабе времени, непосредственно по окончании работы или перед новой работой, так как за 1 урок это очень мало времени для выполнения работы. Оценка ученических работ в классном журнале ведется по 5-балльной шкале.

5-балльная шкала:

5 — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;

4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача выполнена;

3 — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью);

2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена;

1— «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача сознательно не выполнялась.

Объективная фиксация уровня знаний и умений, выраженная в оценках по 5-балльной шкале, часто влечет снижение или потерю мотивации учащимися, а искусственное завышение оценок затрудняет педагогический анализ.

Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-техническая база.

Для занятий изобразительным искусством необходим кабинет, в котором имеется одна или две раковины с подводкой воды, расположенные рядом с входной дверью. Желательно, чтобы при кабинете была лаборантская для хранения оборудования, фонда детских работ и художественных материалов.

Оборудование. Типовой школьный кабинет ИЗО должен быть оборудован следующими предметами: шкафы, столы (мольберты), стулья, классную доску, рисовальные доски, осветительные приборы, уголки и подставки для установки натурных постановок и др. Оборудование места учителя определяется технологией обучения.

Рациональное оснащение рабочих мест учащихся помогает достигнуть наилучших результатов в обучении. Место ученика должно быть удобным. Очень хороши специальные столы для учащихся с подъемными планшетами─мольбертами. Столы для занятий художественным творчеством можно расставлять в зависимости от форм организации урока (в виде каре, по кругу, поперек класса, парами, по четыре и др.).

Шкафы или стеллажи для учебных пособий, книг, журналов и хранения художественных материалов лучше устанавливать вдоль задней или боковой стены кабинета. Необходимо предусмотреть место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся (стеллажи или полки). Желательно, чтобы вся мебель в кабинете была удобной и выполнена в одном стиле, а не представляла набор случайных предметов.

На передней стене класса должны быть закреплены классная доска (рекомендуется зеленого цвета) с креплениями для демонстрации таблиц и равномерным освещением. Рекомендуется использовать доску с открывающимися створками, то есть пятью рабочими поверхностями, что позволяет демонстрировать заранее подготовленный наглядный материал только в необходимый момент урока. Под доской могут быть ящики для таблиц. Проекционный выдвижной экран обычно располагают над доской.

Кроме стандартной школьной доски желательно иметь магнитную доску, белую доску и кассету. Могут быть и не стандартные авторские решения: соединение зеленой и белой досок, раздвижная доска с экраном, стеклянная доска, позволяющая показывать теневой театр и др.

В кабинете ИЗО необходима белая доска для рисования на ней грифелем, углем, цветными карандашами и мелками, сангиной, акварелью или гуашью. Ее можно изготовить самостоятельно ─ десятимиллиметровая фанера (размер 150х150 см) покрывается белой эмалью.

Кассету (размер 30х50 см) можно сделать из 10-миллиметровой фанеры, цветного фона (сменного) и прозрачного пластика. Применяется для поиска композиции, понимания ритма узора, выбора фона, колорита и др. Пример работы с кассетой – учащийся рисует или дорисовывает изображение на прозрачном пластике специальным жирным карандашом или фломастером, фон подбирает сам ученик. Могут быть и другие конструкции кассет с вырезанными окошками, подвижными элементами и др.

Кабинет ИЗО должен быть хорошо освещен в соответствии с санитарными нормами. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномернымрассеивателем света. Желательно, чтобы на окнах были жалюзи, регулирующие проникновение солнечного света, и плотные шторы для того, чтобы показывать слайды. Качество преподавания во многом зависит от того, насколько целесообразно оборудован и освещен кабинет.

Технические средства обучения. В современных условиях кабинет ИЗО необходимо оборудовать техническими средствами (телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель, проектор, экран, компьютер и др.). Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение, установленное в соответствии с соблюдением правил безопасности

Материально—учебная база. К ней следует отнести художественные материалы (кисти, краски, карандаши, бумагу и др.), натурный фонд, наглядные пособия и специальную литературу.

Оптимальной организации деятельности учащихся способствует возможность выбора ими инструментов и материалов в зависимости от задач урока. В кабинете хорошо иметь большой фонд альбомных листов, цветной бумаги, круглых и плоских кистей разного размера, акварельных и гуашевых красок, карандашей, мелков, а также запас ножниц, клея, пластилина и других материалов для художественного творчества.

Натурный фонд учитель должен составлять из красивых предметов различной формы и назначения в соответствии с рекомендованным перечнем, который может быть дополнен по желанию учителя. Натурный фонд обычно составляют: старинные и современные предметы быта (керамические кувшины, фарфоровая посуда, металлические сосуды, бытовая техника, настольные и др.), спортивный инвентарь (мяч, ракетка, коньки и др.), музыкальные инструменты, драпировки (различной фактуры, гладкоокрашенные в теплых и холодных тонах, с цветовыми переходами, орнаментом и др.), муляжи (фруктов, овощей, грибов), гипсовые геометрические тела, розетки, капители и др. Все перечисленные предметы должны быть в достаточном количестве для того, чтобы из них одновременно можно было составить 3—4 постановки на одну тему и в течение учебного года еще несколько постановок. Обычно в стандартной классной комнате необходимо ставить 3—4 натюрморта на специальных уголках и подставках так, чтобы с любого места учащимся было хорошо видно. При необходимости постановки освещают специальными софитами.

Наглядные пособия являются действенным средством повышения художественного творчества. Для того чтобы уроки ИЗО проходили эффективно, учитель должен демонстрировать большое количество наглядных пособий, к которым относятся: репродукции, открытки, таблицы и динамические наглядные пособия по всем темам программы, изданные или изготовленные самим учителем. В качестве наглядных пособий могут использоваться натуральные объекты, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, культуры и быта. Очень хорошо, если есть возможность показать на уроке подлинные произведения живописи, графики, мелкой пластики, а не репродукции с их изображением.

Процесс обучения народному и декоративно-прикладному искусству будет не полноценным без демонстрации высокохудожественных образцов ткачества, батика, керамики, резьбы по дереву, народной игрушки (Дымка, Филимоново, Каргополь, Полхов-Майдан и др.), росписи и др.

В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы, включающий образовательный стандарт по искусству, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, нормативную документацию (типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, бланки заказа, методические письма и др.), журналы по предмету («Искусство в школе», «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная галерея» и др.), справочную и энциклопедическую литературу. Кроме этого необходимо создать картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания для обучающихся.

Оформление кабинета ИЗО. Учитель должен заблаговре­менно позаботиться об оборудовании и оформлении кабинета.

В кабинете рекомендуется иметь стенды для временных выставок и для постоянных экспозиций, раскрывающих специфику кабинета ИЗО (основы цветоведения, техника графики, виды и жанры искусства, музеи мира, великие художники и др.). Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие (используемые при изучении определенной темы программы) и инструктивные материалы (рекомендации методического характера, варианты заданий, схемы и т.п.). В оформлении стендов могут использоваться разные шрифтовые гарнитуры и их написания (прямой, наклонный, полужирный и др.). Желательно только в одной композиции не сочетать более трех шрифтов.

В последнее время все меньше кабинеты украшают большими лозунгами-цитатами или регламентированным рядом портретов художников. Конечно, в оформлении можно использовать и высказывания, и портреты, но следует находить для их размещения современные объемно-пространственные решения, чтобы один кабинет не был похож на другой, а имел свое собственное лицо.

Кабинет ИЗО может быть оформлен в различных стилях. Можно использовать исторические или современные стили, создать эффект уголка природы или архитектурного сооружения, мастерской художника. Главное всему оформлению придать эстетический вид и объединить его в единый ансамбль.

Кабинет в классическом стиле следует украсить гипсовыми слепками голов и капителями, соответствующей живописью и графикой в красивых рамах. На торцовой стене прекрасно будет смотреться фреска, изображающая интерьер художественного музея. Подобное решение поможет иллюзорно расширить пространство и создать необходимую эстетическую среду.

Учитель, увлекающийся современным искусством, может оформить свой кабинет, например, в стиле хай-тек, используя отделочные материалы с металлическими, прозрачными и отражающими поверхностями, телевизоры и компьютеры с плоскими плазменными экранами и много других новейших технических средств (сканер, ксерокс, цветной лазерный принтер, цифровая фотокамера со штативом и др.). В таком кабинете будет необходим централизованный пульт управления, который позволит открывать и закрывать шторы, опускать и поднимать экран, включать и выключать основной свет, цветную подсветку, разнообразные электронные устройства. С помощью пульта можно будет не только пользоваться аппаратурой, но и убирать ее на место. Вместо обычного экрана можно сделать полиэкран, позволяющий одновременно показывать картину целиком и ее фрагменты или несколько картин с помощью разных проекторов. Классную доску и аппаратуру можно вмонтировать в стенку из шкафов, которую стоит немного выдвинуть вперед, чтобы образовалась небольшое подсобное помещение. Несмотря на кажущуюся фантастичность, многие представленные технические идеи уже были реализованы учителями-энтузиастами своего дела.

В классе может поселиться сказочный или фантазийный персонаж, изготовленный школьниками под руководством учителя. Это может быть силуэтная или тряпичная кукла размером с ребенка, которая станет своеобразным талисманом кабинета ИЗО, замечательным помощником учителя для создания эмоциональной поддержки, обеспечения моделирования сюжетов с образом человека. Такая кукла может принять участие в объяснении нового материала, подведении итогов, стать судьей соревнований и т.п.

Конечно, при оформлении кабинета учитель должен руководствоваться не только своими вкусовыми предпочтениями, но и размерами, освещенностью самого помещения и теми функциональными задачами, которые должны в нем выполняться. С этой целью можно зонировать пространство, выделив зону внимания около доски, выставочную зону, учебную зону, зону для самостоятельной работы, зону отдыха и др. Зонировать пространство можно с помощью цвета, декоративных отделочных материалов, гипсокартонных перегородок, ажурных деревянных конструкций, различных ширм, мебели, цветочных композиций и др. К этой работе рекомендуется привлекать даже младших школьников, которые могут помочь изготовить необходимые детали аранжировки, закрасить поверхности, прикрепить декор и т.д. Великолепный антуражный материал представляют картонная и бумажная лапша, засушенные растения, ветки, бумажные цветы, ленты, веревки, ткани, нетканые материалы, сетки, декоративные бумаги и т.п.

Не следует излишне перегружать зону внимания. Здесь не должно быть больших блестящих поверхностей, многочисленных цветовых контрастов и отвлекающих внимание экспонатов.

Весьма осторожно следует относиться к росписи стен, так как они не должны отвлекать внимание учащихся, а призваны создавать необходимую атмосферу. Роспись следует размещать на боковой или торцовой стене кабинета. Лучше рисовать не прямо на стене, а на холсте или использовать съемные панели, чтобы была возможность легко изменить обстановку. Все сказанное относится и к декоративным панно из разнообразных материалов.

Перечень учебно-наглядных пособий и оборудования для школ с базовым уровнем изучения изобразительного искусствам рекомендует красить классную комнату в зависимости от ее ориентации по сторонам света в теплые или холодные тона слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, обычно окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север – в теплые тона (гамма желтого, охристого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый и черный цвет, а также в темные оттенки коричневого, синего, лилового, красного, малинового и др. В соответствии с зонированием пространства стены могут быть окрашены в разные цвета. При этом необходимо учитывать планировку комнаты, наличие выступов, проемов, количество окон и дверей в помещении, высоту потолка и др.

Создание кабинета ИЗО дело очень сложное, требующее совместного труда учителя, учащихся, родителей и понимания со стороны администрации. Некоторые молодые специалисты наивно полагают, что они сразу получат кабинет, оборудованный по последнему слову техники, раз это предусмотрено нормативными документами. Оформление кабинета всегда выявляет личностные достижения и художественные устремления учителя. Только конкретными делами по формированию эстетической среды можно добиться успеха и признания.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!