Основные психологические защиты



 

И фазы инфантильного развития

 

Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень раз-ными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального раз-вития. Во фрейдовской теории этапов психосексуального развития были сделаны попытки понять личность на основе фиксации: на каком раннем этапе развития данный индивид был психологически травмирован (Мак-Вильямс, 1998).

 

Теория Фрейда постулирует: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней фазе своего психосексуального разви-тия (в результате конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет «фиксирован» на проблемах данной фазы. Характер личности понимался как выра-жение влияний подобной фиксации, растянутых во времени: если взрослый человек обла-дает шизоидной личностью, то им либо пренебрегали, либо ему чрезмерно потворствовали

 

в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза развития); в случае проявления обсессив-ных симптомов считалось, что проблемы возникли в промежутке между полутора и тремя годами (анальная фаза); в случае истерии – ребенок был отвергнут или соблазнен либо и то и другое в возрасте от трех до шести лет, когда интересы ребенка направлены на гениталии и сексуальность (фаллическая фаза развития).

 

Позднее, с развитием Э. Эриксоном эго-психологии, характер был переосмыслен как совокупность определенных механизмов защиты:какими способами данный индивид избе-гает состояния тревоги?

 

Психологической защитой называется специальная регулятивная система стабилиза-ции личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудно-стями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом по меньшей мере четырех факторов:

 

● врожденного темперамента;

 

● природы стрессов, пережитых в раннем детстве;

 

● защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;

 

● усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.

 

Первичные защиты

 

Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защитам «низшего порядка», относятся те, что имеют дело с границей между собствен-ным «Я» и внешним миром. Примитивная защита всегда содержит два качества, связанных

 

с довербальной стадией развития: недостаточную связь с принципом реальности и недоста-точный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного «Я». К примитивным защитам принято относить изоляцию, отрицание, всемогущественный кон-троль, примитивные идеализацию и обесценивание, проективную и интроективную иден-тификацию.

 

Изоляцияпозволяет блокировать неприятные эмоции,так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в сознании индивидуума не проявляется. Это наиболее универсальная защита, позволяющая облачить самого себя в «смирительную рубашку». Плата за подавление неприятных эмоций – утрата естественности чувств, осла-бление интуиции, а в конечном счете – самоотчуждение «Я» и появление комплекса шизо-идности.


 

21


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Отказпринять существование неприятностей–еще один ранний способ справляться сними. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаи-вает на том, что «все прекрасно и все к лучшему». Большинство из нас до некоторой степени прибегают к отрицанию с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Защит-ный механизм отрицания позволяет частично или полностью игнорировать информацию, несовместимую со сложившимися представлениями о себе.

 

Всемогущий контроль.Ощущение,что ты обладаешь силой,способен влиять на мир,является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфан-тильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фан-тазиях всемогущества. Некоторый здоровый остаток этого инфантильного ощущения все-могущества сохраняется во всех нас и поддерживает чувство компетентности и жизненной успешности. Если мы эффективно осуществляем свое намерение, у нас возникает чувство эмоционального подъема.

 

Примитивная идеализация и обесценивание.У многих людей потребность идеали-зировать остается более или менее неизменной еще с младенчества. Их поведение обнару-живает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить внутреннему паниче-скому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они привязаны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое слияние с этим сверхъестественным другим обеспечивает им безопасность. Они также надеются освободиться от стыда: побочным про-дуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом

 

– естественное в этой ситуации лекарство. Примитивное обесценивание – неизбежная обо-ротная сторона потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживается их крушение.

 

Проекция, интроекция и проективная идентификация.Проекция–это процесс,

 

в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям с целью переложить ответствен-ность за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Интроекция – это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Обиходные синонимы ее – внушаемость, «флюгерность». Это тенденция присваивать убе-ждения, чувства и установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать «своими собственными». В результате граница между «Я» и средой перемещается глубоко внутрь «Я», и индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Когда проекция и интроекция работают сообща, они объединяются в единую защиту, называемую проективной идентификацией.

 

Вторичные защиты

 

Защиты, причисляемые ко вторичным – более зрелым, более развитым, или к защитам «высшего порядка», «работают» с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид, или между наблюдающей и переживающей частями Эго. К защитам высшего порядка отно-сятся: репрессия (вытеснение), изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализа-ция, компартментализация (раздельное мышление), аннулирование, поворот против себя, идентификация.

 

Репрессия (вытеснение)–это мотивированное забывание или игнорированиемыслей, воспоминаний, переживаний. Защитный механизм вытеснения обычно позволяет избежать внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания (забывания) не


 

22


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

информации о каком-то поступке или событии в целом, а только истинного, но неприемле-мого мотива своего поведения. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично и поэтому не удерживается в памяти.

 

Интеллектуализациейназывается вариант более высокого уровня изоляции эмоцииот интеллекта, чем просто при изоляции. Человек, использующий изоляцию, обычно гово-рит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции. Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоций таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию.

 

Рационализация–это защита,связанная с осознанием и использованием в мышлениитолько той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При этом неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобра-зовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но это необязательно. В этом случае ее ирраци-ональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным. Например, иногда человек утверждает, что его профессиональная некомпетент-ность проистекает из физического недомогания: «Если бы я избавился от головных болей,

 

я бы сосредоточился на работе». В этом случае советы подлечиться, не перегружаться, рас-слабиться, очевидно, не помогут, если этот человек потому и болен, что на службе от него нет никакого толку.

Морализацияявляется близкой родственницей рационализации.Когда человек раци-онализирует, он бессознательно ищет приемлемые с разумной точки зрения оправдания для выбранного решения. Когда же он морализирует, это означает, он ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправда-ний или моральных обязательств. Там, где рационализатор говорит «спасибо за науку» (что приводит к некоторому замешательству), морализатор будет настаивать на том, что это «фор-мирует характер».

 

Компартментализация(раздельное мышление) –еще одна интеллектуальная защита,ближе стоящая к диссоциативным процессам, чем к рационализации и морализации, хотя рационализация нередко служит поддержкой данной защиты. Ее функция состоит в том, чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запу-танности, вины, стыда или тревоги. В то время как изоляция подразумевает разрыв между мыслями и эмоциями, раздельное мышление означает разрыв между несовместимыми мысленными установками. Когда человек использует компартментализацию, он придержи-вается двух или более идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия. Для непсихологически думающего наблюдателя раздель-ное мышление ничем не отличается от лицемерия.

 

Аннулированиеможет рассматриваться в качестве естественного преемника всемогу-щественного контроля. Аннулирование – термин, обозначающий бессознательную попытку уравновесить отрицательную эмоцию (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают эту эмоцию. Ярким примером анну-лирования может служить возвращение супруга домой с подарком, который предназначен для компенсации вспышки гнева накануне вечером. Если мотив осознается, мы технически не можем называть это аннулированием. Но если аннулирующий не осознает чувства стыда или вины и, следовательно, не может осознавать собственного желания искупить их, мы можем применять это понятие.


 

 

23


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Ретрофлексия(поворот против себя)смещает границу между личностью и средойближе к центру «Я», и ретрофлексирующий человек начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Если его первая попытка удовлетво-рить свою потребность встречает сильное противодействие, то вместо того, чтобы напра-вить энергию на изменение среды, он направляет ее на себя. У ретрофлексирующего чело-века формируется отношение к самому себе как к постороннему объекту. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается в конфликт внутри «Я». «Речевым», грам-матическим индикатором ретрофлексии является использование возвратного местоимения, когда человек говорит: «Я должен управлять самим собой; я должен заставить себя сделать эту работу; мне стыдно за самого себя», что свидетельствует о четком разделении «Я» как субъекта и «Я» как объекта действия.

 

Идентификация–это разновидность проекции,связанная с неосознаваемым ото-ждествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого путем расширения границы «Я». Идентификация связана с про-цессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чув-ства и действия.

 

Знание концепции защит и разнообразия защитных механизмов, используемых в человеческом бытии, является очень важным для диагностики характера. Основные диа-гностические категории, используемые психотерапевтами для описания типов личности, несомненно, имеют отношение к устойчивым процессам индивидуальной специфической защиты или группы защит. Иначе говоря, диагностическая категоризация – это своего рода скоропись для обозначения свойственного человеку защитного паттерна. То, что у зрелых взрослых называют защитами, есть не что иное, как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира.

 

Защиты имеют множество полезных функций. Они появляются как здоровая, творче-ская адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. Личность, чье пове-дение манифестирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач (Мак-Вильямс, 1998):

 

● избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями;

 

● сохранить самоуважение.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!