Типология индивидуально-личностных свойств



 

Теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально-личност-ных свойств, разработанная Л.Н. Собчик (2003), упорядочивает классификации типов лич-ности многих психологических школ, не вступая в противоречия с ними.

 

Согласно этой теории, личность рассматривается как единство биологического, пси-хологического и социального факторов.

 

По данной типологии, реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:

 

. Реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других).

 

2. Реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наи-более резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).

 

Далее типология конституционально заданных свойств в соответствии с ведущими тенденциями в психологических особенностях может быть представлена следующими про-тивоположными признаками: интроверсия—экстраверсия, тревожность—агрессивность, ригидность—лабильность, сенситивность—спонтанность (рис. 1.1).

 

Ведущие индивидуально-типологические особенности и сопряженный с ними социально-психологический и когнитивный индивидуальный стиль

 

 

Когнитивный стиль:

 

 

Рис. 1.1.

 

Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенден-циях, производными которых являются разные варианты социального поведения как резуль-тат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций. Кроме того, индивидуально-типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.


 

17


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Типология стилей жизни

 

Типология, предложенная А. Кроником и Р. Ахмеровым (Кроник, Ахмеров, 2003) в рамках разработанного ими метода каузометрии, или метода анализа жизненного пути чело-века, основана на рассмотрении индивидуального стиля жизни личности как реализации ее представлений о счастье и путях его обретения. Безусловно, индивидуальные представле-ния о счастье и путях его обретения формируются, функционируют и развиваются под непо-средственным влиянием норм и ценностей малых и больших групп, в которые входит чело-век, а также более широких мировоззренческих ориентаций, присущих обществу в целом

 

и характеризующих особенности культурно-исторической эпохи. Тем не менее в данной типологии выделяются конкретные внутриличностные механизмы стилеобразования, при помощи которых только и могут выполнять свои стилеобразующие функции условия микро–

 

и макросреды, нормы, ценности и мировоззренческие ориентации общества.

 

Психологический подход к исследованию человеческой жизни неразрывно связан с анализом деятельности. При анализе деятельности как субъект-объектного взаимодействия прежде всего учитывается наличие у субъекта определенных потребностей – нужд в тех или иных веществах или свойствах окружающей среды, необходимых для поддержания его жизни. Удовлетворить свои потребности субъект может, только обратившись к соот-


 

18


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

ветствующим объектам. Свойство объекта, могущее удовлетворить потребность субъекта, названо полезностью. Помимо полезности, объект обладает еще одним свойством – слож-ностью,под которой понимается совокупность внутренних связей элементов данного объ-екта и его внешних связей с другими объектами. Эти связи определяют диапазон измен-чивости объекта и число возможных степеней свободы в его взаимодействиях с другими объектами. Поэтому для субъекта мерой предсказуемости объекта является сложность его (объекта) поведения. Чем сложнее объект, тем изменчивее он и тем труднее его предсказать. Сложность обусловливает те или иные средства, необходимые для овладения объектом, и соответствующие свойства субъекта, ответственные за нахождение и использование данных средств. Эти свойства субъекта являются его способностями.

 

Психологические способы обретения счастья, понимаемые как способы саморегуля-ции человеком своей мотивации к миру, включают в себя прежде всего различные формы саморегуляции – управления человеком психологическими условиями спонтанного (непро-извольного) возникновения у него состояния счастья.

 

Авторы выделяют две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. Указанные формы осуществляются в результате при-менения конкретных принципов саморегуляции. Так, стремясь усилить значимость мира (степень удовлетворенности им), человек может пытаться увеличить его полезность или, если это невозможно, уменьшить свои потребности. Стремление к усилению человеком своих возможностей может быть реализовано посредством уменьшения сложности мира или увеличения собственных способностей. Следовательно, существует четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способ-ностей.

 

 

Таблица 1.2. Соответствие между эвдемоническими установками и характеристи-ками поведения и темперамента

 

Отношения человека к возможным психологическим способам обретения счастья фор-мируют особого рода эвдемонические установки (диспозиции). Термин «установка» (или «диспозиция») используется здесь в его традиционном психологическом значении и обозна-чает фиксированные в социальном опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным обра-зом (Саморегуляция, 1979). Термин «эвдемонические» обозначает, что речь идет в данном случае об установках по отношению к способам обретения счастья («эвдемония» в пере-воде с греческого на русский язык означает «счастье» или «блаженство»). В соответствии

 

с четырьмя принципами саморегуляции в системе «человек – мир» выделяются и четыре класса эвдемонических установок и соответствующих им поведенческих и личностных осо-бенностей (табл. 1.2).


 

19


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Типы организации характеров

 

В этом разделе мы кратко вернемся к теории фаз инфантильной психологической орга-низации, по З. Фрейду и Э. Эриксону, рассматривая их с точки зрения формирования индиви-дуально-типологических свойств личности на разных стадиях индивидуального развития, а также рассмотрим теорию базового отношения к людям, по К. Хорни (1995) и теорию типов организации характера (Мак-Вильямс, 1998; Наранхо, 1998; Попов, Вид, 2000).

 

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида,в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реа-гирования (Гиппенрейтер, 1988). Если попытаться кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как дей-ствует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом способы поведе-ния и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

 

Между внешними проявлениями характера, его внутренними механизмами и специфи-ческой историей его формирования существуют определенные отношения. Характер чело-

 

века в обычной жизни играет роль психического аппарата защиты, сходную с ролью сопро-

 

тивления в процессе лечения. В. Райх на основании этой связи ввел термин «сопротивление характера». Проследив формирование характера вплоть до раннего детства, можно уста-новить, что оно в свое время происходило на таких же основаниях и для таких же целей, которым служит сопротивление характера в процессе психоанализа. Проявление характера как сопротивления в анализе отражает его инфантильный генезис. Случайно возникающие ситуации, позволяющие сопротивлению характера выступить в ходе анализа, есть точное клише тех ситуаций детства, которые привели в действие процесс формирования характера. Так, в сопротивлении характера функция защиты комбинируется с переносом инфантиль-ных отношений на окружающий мир (Райх, 1999).

 

Сопротивление характера служит избеганию неудовольствия, созданию и поддержа-нию психического (пусть даже невротического) равновесия и, наконец, истощению вытес-ненных или избежавших вытеснения влечений. Сопротивление характера обнаруживается не содержательно, а формально в типичных, неизменных способах общего поведения, в манере говорить, в походке, мимике и в особых способах поведения (усмешка, высмеивание, упорядоченная или сбивчивая речь, вид вежливости, вид агрессивности и т. д.). Для сопро-тивления характера примечательно не то, что пациент говорит и делает, а как он говорит

 

и действует, не то, что он рассказывает о сновидении, а как он цензурирует, искажает, сгу-щает и т. д.


 

20


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!