Рассказы, изложенные в Пятой Песни “Шримад-Бхагаватам”, содержащие описание Господа Баларамы, изначального Санкаршаны, прославляются всеми вайшнавами.



           

В этой связи мы можем адресовать читателя к “Шримад-Бхагаватам” (5.17.16-24). Те, кто принимают Вишну как Верховного Господа называются вайшнавами, а Мула-Санкаршана, или Баларама, считается источником всех вишну-таттв. Поэтому долг каждого вайшнава состоит в том, чтобы прославлять Мула-Санкаршану, неотличного от Господа Баларамы. Как Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту в “Шримад-Бхагаватам” (5.25.4, 7-8): “Когда бескорыстные преданные и лидеры змей с великой преданностью предлагают свои поклоны Господу Санкаршане, их сердца наполняются радостью. Полубоги, демоны Ураги (змееподобные полубоги), Сиддхи, Гандхарвы, Видьядхары и многие возвышенные мудрецы постоянно возносят молитвы Господу. А Он радует Своих личных спутников, лидеров полубогов, приятной вибрацией, исходящей из Его уст. Нарада Муни, сын Господа Брахмы, постоянно прославляет Анантадеву в собрании своего отца. Там он поет поразительные по красоте стихи собственного сочинения в сопровождении музыкального инструмента или же небесного певца, известного как Тумбуру”. В этой связи мы можем адресовать читателя к стихам 53-57, приведенным в этой главе.

           

TEXT 22

           

тана раса-крида-катха-парама удара

вриндаване гопи-сане карила вихара

           

Повествование о раса-лиле Господа Баларамы с гопи Вриндавана – самое возвышенное.

           

Определение раса-криды, или раса-лилы, дано Шридхарой Свами в “Бхавартха-дипике”, комментарии на “Шримад-Бхагаватам” (10.33.1): “Раса-лила – это определенный вид танца, в котором принимает участие множество женщин-танцовщиц”. В своей “Брихад-вайшнава-тошани”, Санатана Госвами приводит основные качества танца раса: “Когда много женщин берут друг друга за руки, а партнеры обнимают их за шею, такой танец называется раса”. В книге “Сангита-сара” говорится: “Когда мужчина-танцор находится в окружении стоящих по кругу женщин-танцовщиц, двигающихся вокруг него, такой танец называется халлисака. Когда танец халлисака исполняется под различные мелодии (тональность), под разные ритмы и с особыми жестами, он называется танцем раса. Такой танец невозможно увидеть даже в раю, так что же говорить о Земле?” В своей “Саратха-даршини”, комментарии на “Шримад-Бхагаватам”, Вишванатха Чакраварти утверждает: “Раса-крида относится к танцу раса, в котором присутствуют такие составляющие, как танец, пение, поцелуи и объятия”.

Слово удара в этом стихе означает “великий”, или “возвышенный”.

Джива Госвами описывает раса-криду Баларамы в своей “Лагху-тошани” или “Вайшнава-тошани” комментарии к “Шримад-Бхагаватам” (10.65.16) следующим образом: “Шри Баладева, неотличный от Санкаршаны, был умиротворен пастушками Вриндавана, которые воспевали славу имен Кришны. Иногда Шри Баладева в уме привозил Кришну из Двараки и являл Его перед гопи в определенном месте, поэтому он стал известен как Санкаршана”. Затем Джива Госвами говорит следующее: “Таким образом, будет правильным сказать, что Шри Баладева совершал раса-лилу со своими гопи. Так как он всезнающий Всевышний Господь и наделен всеми энергиями, Он осознает глубоко сокрытые чувства Своих вечных возлюбленных гопи. Если объяснить этот стих иначе, это объяснение может снизить престиж, значимость Двараки, поэтому нет необходимости далее рассуждать на эту тему”. Далее он продолжает: “В этой ситуации Баладева не проявился как старший брат, с тем, чтобы защитить страдающих гопи”. А вот что он пишет в своей “Крама-сандарбхе”: “Всепривлекающий Баларама, известный как Санкаршана, призывает Кришну в Своем уме и являет Его по Своей воле гопи. Слово тах относится к возлюбленным подругам Кришны”. В своей “Брихат-крама-сандарбхе” Джива Госвами также говорит, что слово тах относится к гопи Кришны.

       Для уточнения значения словосочетания гопи-сане вихара мы адресуем читателя к стиху 25 этой главы.

       Существует отличие между раса-кридой Кришны и Его гопи, и раса-кридой Баларамы и Его гопи. Место проведения этих раса-лил находится в различных частях Вриндаваны. Такая духовно разнообразная деятельность может иметь два проявления – марьяда, или благоговение и почтение, и мадхурья, сладостная близость. Мы должны быть чрезвычайно осторожными, чтобы защитить наше восприятие духовного разнообразия от нападок монизма. Хотя сваям-рупа Кришны и сваям-пракаша Баладевы неотличны друг от друга, различие между Их играми не следует игнорировать. Несмотря на то, что Шри Баладева – верховное прибежище, Он являет собой величайший пример среди подчиненных Господа.

           

TEXT 23

           

дуи-маса вашанта, мадхава-мадху-наме

хальяудха-раса-крида кахая пуране

           

Пурана описывает, как Господь Баларама совершает свою раса-лилу в течение двух месяцев весны – Мадхава и Мадху.

           

       В соответствии с комментариями Шридхары Свами слово мадху в этом стихе означает Чайтра (март-апрель), а мадхава означает Вайшакха (апрель-май). Халаюдха относится к Балараме, а пуране указывает на “Шримад-Бхагаватам” и “Вишну Пурану” (5.24.21 и 5.25.18).

           

ТЕКСТ 24

           

се сакала шлока эй шуна бхагавате

шри Шука кахена, шуне раджа-парикшите

           


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!