МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НПИ) имени М.И. Платова

 

 

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Труды научной конференции

Г.Новочеркасск, декабрь 2017

Новочеркасск

ЮРГПУ (НПИ)

2017

УДК 378-043.86

ББК 71.0:87.3

В79

 

Редакционная коллегия:

Любченко Василий Сергеевич – д. филос. н., проф., зав. кафедрой «Философия и право» ЮРГПУ (НПИ) – председатель;

Воронцова Татьяна Николаевна -к. философ.н., доцент ЮРГПУ (НПИ);

Бардаков Николай Дмитриевич - к. философ.н., доцент ЮРГПУ (НПИ) –ответственный секретарь.

 

 

В79 Вызовы современности и особенности подготовки магистрантов технического вуза: труды научной конференции, г.Новочеркасск, декабрь 2017 г. / Южно - Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова – Новочеркасск: 2017. – 70 с.

 

УДК378-043.86

ББК 71.0:87.3

 

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет

(НПИ) имени М.И. Платова, 2017

© Авторы, поименованные в оглавлении, 2017

Оглавление

Бардаков Н.Д.ЭПОХА «НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» И НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА ……….………………..4

 

Галка Г.А. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ВОСПРИЯТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАГИСТРАНТА………………………………………………....…….12

 

Голубенко И.И.,Бардаков Н.Д.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА……………………………………………………………….…...19

Куква Г.А.,Бардаков Н.Д.ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА.…………………………………….…………………..………….29

Молчанов П.А. СОЦИАЛЬНОЕСАМОЧУСТВИЕ МАГИСТРАНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (опыт первокурсника)……….……………………………………….…..…...37

Харланов А.В.ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИЙСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ.…………………………………….………….….43

Яровенко Н.Е. СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ОРИЕНТИРЫ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГОВУЗА.……………….…………………………………..……….....……51

 

УДК 378-043.86

Бардаков Н.Д.

ЭПОХА «НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ »

И НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

к.ф.н., доцент кафедры «Философия и право»,Южно-Российский государственный политехнический университет («Новочеркасский политехнический институт») им. М.И. Платова, Ростовская область, г. Новочеркасск.

 

 Аннотация:Автор обращается кюбилейному докладу (2017 года) Римскому  клубу, в той его части,  где обсуждаются идеи «Нового Просвещения»и описывается новая концепция образования для будущего.

Отмечается важность и справедливо верный диагноз проблем современностиведущих мыслителей мирового уровня, включающий социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологий и капиталистической системы в целом.

Полностью поддерживается мысль руководителей «Римского Клуба» о необходимости фундаментальной трансформации современного мышления, результатом которой должно стать целостное гуманитарное мировоззрение, на основе примирения противоположностей и достижения баланса в основных областях человеческого бытия.

Отвергается пессимистический вывод о том, что к вызовам, обозначенным современной жизнью и озвученным в докладе Римского клуба, человечество не только не готово, но и не особенно готовится.

На примере талантливого соотечественника,российского предпринимателя, программиста, долларового миллиардера Павла Дурова, предложившего «7 элементов системы образования XXI века», выражается надежда,  что российские школы и вузысмогут выбрать правильное направление движения вперёд и одни из первых шагнут  в эпоху «Нового Просвещения».

Ключевые слова:Римский клуб, смена парадигмы развития цивилизации, философские корни текущего состояния мира, альтернативная философия эпохи «Нового Просвещения»,новая концепция образования для будущего,инклюзивное образование,Павел Дуров,«7 элементов системы образования XXI века».

N.D.Bardakov

THE EPOCH OF “NEW ENLIGHTENMENT”

AND THE NEW PARADIGM OF EDUCATION

OF THE XXI CENTURY

Ph.D., Associate Professor of the Department of Philosophy and Law, South-Russian State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute). M.I. Platov, Rostov Region, Novocherkassk

Annotation: The author refers to the anniversary report (2017) of the Club of Rome, in the part where the ideas of the “New Enlightenment” are discussed and a new concept of education for the future is described.

The importance and rightly correct diagnosis of the problems of modernity of leading thinkers of the world level is noted, including a social, political, cultural, moral crisis, a crisis of democracy, ideologies and the capitalist system as a whole.

The idea of the leaders of the “Club of Rome” is fully supported on the need for a fundamental transformation of modern thinking, which should result in a holistic humanitarian worldview, on the basis of reconciling opposites and achieving balance in the main areas of human existence.

A pessimistic conclusion is rejected that to the challenges identified by modern life and voiced in the report of the Club of Rome, mankind is not only not ready, but not especially prepared.

On the example of a talented compatriot Russian entrepreneur, programmer, dollar billionaire PavelDurov, who proposed “the 7 elements of the education system of the 21st century”, it is hoped that Russian schools and universities will be able to choose the right direction forward and one of the first steps in the era of the “New Enlightenment”.

Key words: Club of Rome, the paradigm shift in the development of civilization, the philosophical roots of the current state of the world, the alternative philosophy of the “New Enlightenment”, a new concept of education for the future, inclusive education, PavelDurov, “7 elements of the education system of the 21st century”.

В ноябре нынешнего 2017 года всемирно известный Римский клуб опубликовал свой сенсационноновый доклад «ComeOn! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты»(ComeOn!Capitalism, Short-termism, PopulationandtheDestructionofthePlanet), приуроченныйксвоемуполувековомуюбилею.

О важности и значении этого документа, формулирующий повестку дня  устойчивого развитиячеловечества для значительной части мировой элиты говорит тот факт, что ведущие эксперты Римского клуба, впервые консолидировано пришли к однозначному выводу о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации.

Как мы теперь знаем, юбилейный доклад написан двумя президентами Клуба — Эрнстом Вайцзеккером и Андерсом Вийкманом, при участии тридцати четырёх других его членов. Тем самым подчёркивается, что представлен серьёзный и глубокий труддесятка ведущих мыслителей самой передовой части мировой интеллектуальной и политической элиты.

Конечно, не обязательно безоговорочно поддерживать Римский клуб или соглашаться с оценками, содержащимися в докладе, чтобы осознать значение этого документа. Но тот факт, что этот доклад разительно отличается от его предшествующих аналогов, а его главным содержанием выступают «философские корни текущего состояния мира», не может не расцениваться как довольно уникальное событие, вызывающее интерес у самых широких слоёв интеллектуалов от традиционалистовдо классических либералов.

Пожалуй, следует обратить внимание на то, что даженазвание доклада, вызвало живой интерес, переросший в дискуссию и множественные авторские интерпретации.

Для одних выражение «ComeOn!» несёт два значения— «Не пытайся меня обмануть» и «Присоединяйся к нам».

Для других - «ComeOn!» читается как  — « Давай!» (в смысле не тормози, время уходит) —  «Перестань! Завязывай!» (в смысле вашего недовольства и несогласия с тем, что кто-то делает или говорит)

Хотя прямой перевод «ComeOn!» можно озвучить и как  - «Приходить На», что безусловно, звучит совсем замысловато, если не сказать глуповато.

Если же допустить вольность и вслед за журналистами пошутить над трактовкой «ComeOn!» как «Давайте вместе!», «Поехали!», то тогда, действительно, встают справедливые вопросы типа: А куда поехали-то? Вы же сами вот уже пятьдесят лет твердите, что рельсы кончились, всё, ехать некуда?!

Ведь и в самом деле, в серии «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества»на протяжении 50 лет главными угрозами и вызовами были пределы экономического и демографического роста цивилизации в условиях постепенно истощающихся природных ресурсов.

Но в том то и дело, что руководители «Римского Клуба» и его ведущие эксперты пришли к выводу об усиливающимся глобальном кризисесовершенно по другим причинам и основаниям.

Повестка будущего развития человечества, предлагаемая Римским Клубом, радикальным образом меняется. Анализ текущей ситуациизаслуживающих доверия авторовне радует: планета деградирует, авторитаризм и фундаментализм на подъёме, спекулятивный капитал торжествует.Жёсткая критика капитализма, неприятие финансовых спекуляций, отказ от материализма и упрощенного понимания мира, призыв к альтернативной экономике, «новому Просвещению», духовно-нравственному мировоззрению, единой планетарной гармоничной цивилизации – такова нынче тренды будущего развития  человечества.

Другими словами, ведущие мыслителимирового уровня, впервые анализируют текущую ситуацию, не ограничиваясь экологическими проблемами, но и включают социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологий и капиталистической системы в целом.

Открыто, аргументированно и громогласно провозглашается, что главными угрозами и вызовами современности выступают:

 — вырождение капитализма;
 — наступление Антропоцена;
 — избыточное потребление;
 — тотальная урбанизация;
 — диджилизация и техноутопизм.

Таким образом, отчетливо звучит мысль, что  спасение человечества кроется не в социальных и экономически обоснованных технологиях, не в достижениях научно-технической мысли, а в перемене сознания – то есть в области, которая является преимущественной зоной ответственности гуманитарной мысли.

Для нас важно отметить, что верно диагностировавпроблемы современности, авторы не просто разбирают истоки и патологии современного мировоззрения, но и предлагают альтернативную философию «Нового Просвещения».

Ключевой идеей «Нового Просвещения», члены Римского клуба видят в фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение. При этом особо подчёркивают, что оно должно быть гуманистическим, но свободным от антропоцентризма; должно быть открыто развитию, но ценящее устойчивость и заботящееся о будущем.

Поиск мудрости«Нового Просвещения» Римский клуб намерен осуществить через примирение противоположностей и достижения  баланса в таких основных областях как:

v между человеком и природой — устойчивое развитие, экологическое сознание;

v между кратковременной и долговременной перспективой;

v между скоростью и стабильностью — изменения и прогресс не должны восприниматься в качестве самоценности;

v междуиндивидуальным и коллективным— признавая значение личной автономии — одного за важнейших завоеваний европейского Просвещения -  Клуб призывает к балансу и учёту общего блага; в экономике это означает, что государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот;

v между женщинами и мужчинами —отмечая, что баланс не означает механического уравнения — перемещения большего числа женщин на «мужские» позиции, скорее достижение баланса требует «изменения типологии функций»;

v между равенством и справедливым вознаграждением — от государства требуется обеспечить механизмы, гарантирующие социальную справедливость;

v между государством и религией — доклад приветствует секулярность, но подчёркивает позитивное значение религии; государства, нетерпимые к религии, теряют этическую перспективу.

Далее. Вторая часть доклада под названием  «ComeOn! Не цепляйся за устаревшую философию», ещё в большей степени для нас представляет интерес, так как освещает вопросы мировоззрения и образования.

Отталкиваясь от философии балансаРимский клуб, предлагает новую концепцию образования для будущего.

Душа радуется, когда задачей образования Клуб призывает видеть в формировании у молодёжи «грамотности в отношении будущего» (futuresliteracy).

Образование, способное делать это, должно:

Ø Основываться на «связанности» — отношения были и будут сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, освобождать энергию и активно задействовать способности каждого студента учиться для самого себя и помогать учиться другим».

Ø Носить ценностный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям. «Ценности — это квинтэссенция человеческой мудрости, накапливаемая веками» — на нынешнем этапе они воплощаются в акценте на благополучии всех живых существ и мира в целом.

Ø Фокусироваться на устойчивости — большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и ещё не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение.

Ø Культивировать интегральное мышление, а не ограничиваться аналитическим мышлением. Авторы отмечают, что обучение системному мышлению недостаточно, поскольку «в системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в довольно механистических категориях, неспособных ухватить её органическую интегральность». Интегральное же мышление способно «воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности». Оно отличается от системного мышления, также как интеграция отличается от агрегации.

Ø Исходить из плюрализма содержания. Клуб констатирует, что многие университеты продвигают конкретные школы мысли, вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив». Сегодняшние студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их. Совершенно справедливо отмечается, что культурное разнообразие, также необходимо для развития социальной эволюции, как генетическое наследие для биологической эволюции.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать пессимистический вывод о том, что к вызовам, обозначенным современной жизнью и озвученным в докладе Римского клуба, человечество не только не готово, но и не особенно готовится.

Хотя с другой стороны, внимательный эксперт может справедливо возразить и припомнить, что интуитивизм, идеократичность и главенство нравственного начала над рациональным расчётом – всегда выступали типичными признаками русской культуры и российской истории.

Достаточно обратиться к такой иррациональной категориикак «талант», что бы привести массу примеров не только из российской истории минувших дней, но и из настоящей повседневности, указывающих на огромный пласт таких людей, способных указать и показать личным примером правильное направление движения вперёд, в эпоху «Нового Просвещения».

Обратимся за примером к Павлу Валерьевичу Дурову (род. 10 октября 1984, Ленинград, СССР) российскому предпринимателю, программисту, долларовому миллиардеру (1,7 миллиард долларов), одному из создателей социальной сети «ВКонтакте» и одноимённой компании; создателю кроссплатформенного мессенджера «Telegram»; бывшему генеральному директору ВКонтакте (2006—2014гг.). В студенческие годы ставшим лауреатом стипендий Президента РФ и Правительства РФ, трёхкратным лауреатом Потанинской стипендии.

Именно этому талантливому соотечественнику, параллельно с уважаемыми экспертами Римского клуба, пришла идеясоздания новой парадигмы образования XXI века, имеющая мало общего с ушедшими и с текущей системой обучения.

Образ системы образования будущего, Павел Дуров описал в своей программной статье «7 элементов системы образования XXI века». Достаточно перечислить названия этих элементов, что бы понять всю их оригинальность и новизну, столь необходимых для преодоления раннее перечисленных кризисных явленийв эпоху «Нового Просвещения».

А именно:

I. Обучение через интерактивные лекции у лучших учителей.

II. Обучение через игровые симуляторы.

III. Обучение через интерактивные аудиовизуальные тексты.

IV. Обучение через локальное и глобальное соревнование.

V. Обучение в ходе просмотра массового кино.

VI. Обучение через погружение в игровой мир.

VII. Децентрализация и дестандартизация системы образования.

Развёрнутая аргументация по каждому элементу, с конкретными осязаемыми примерами, настолько излагаются убедительно, что хочется подписаться под каждым пунктом П. Дурова.

Почему бы и в самом деле, не прислушаться к предложению талантливого программиста (толерантно выражаясь) и уже сейчас сделать российские школы и вузы экспериментальными площадками наподобие технологическихстартапов. Даже если не рассчитывать на скорый оглушительный успех, то и тогда можно твёрдо гарантировать, что образование XXI века станет значительно более разнообразным, интересным, а, следовательно, востребованным.

 

 

Список использованной литературы:

1. Бардаков Н.Д.О назначении магистра. //В поисках аутентичного портрета магистра технического вуза: труды научной конференции, г. Новочеркасск декабрь 2015 г. / Южно – Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Новочеркасск: 2015 г.

 2. Бардаков Н.Д., Ценностные антиномии и/или дефицит ценностей. //Аксиологический аспект подготовки магистрантов технического вуза: труды научной конференции, г. Новочеркасск декабрь 2016 г. / Южно – Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Новочеркасск: 2016 г.

3. von Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. — Springer, 2017.

4. Павел Дуров. 7 элементовсистемыобразованияXXI века.http://slon.ru/ipad/

5. МалаховАлександр «Comeon!» — юбилейный доклад Римского клуба» http://malakhov.link/come-on-report.

 

 

УДК 378-043.86

Г.А. Галка

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ    

МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!