МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ (ПИДН)



 

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.

В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Требования к отбору игр должны быть следующие:

    - игра должна обогащать участников новыми представлениями и понятиями;

    - в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке;

    - дидактическое двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

    - сюжет игры должен воспроизводить обстановку специфической деятельности;

    - степень сложности игровых действий должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам;

    - правила игры должны способствовать более совершенному применению этих навыков в игровой деятельности;

    - с уменьшением судейства игра способствует развитию организаторских и судейских навыков.

Система подвижных игр с дидактической направленностью в соответствие с обучающей, развивающей и воспитывающей задачей базируется на трех основных принципах: дидактическом, психолого-физиологическом и общесвенно-нравственном.

Под дидактическим принципом понимается опора на логику самого предмета, материал которого включен в межпредметное содержание дидактической подвижной игры, программу и план.

Под психолого-физиологическим принципом построения системы дидактически-подвижного обеспечения понимается четкая последовательность проведения игр с постепенным усложнением решаемых задач с учетом психолого-физиологических особенностей учащихся и требуемых для решения игровых задач логических операций (анализа, синтеза обобщения, конкретизации и др.)

Под общественно-нравственным принципом понимается переход от игр индивидуальных к играм различной степени взаимодействия участников или к играющим группам и коллективам. Таим образом, каждая игра, включаемая в систему дидактически-подвижного обеспечения должна развиваться с трех точек зрения: пройден ли по программе учебный материал, заложенный в межпредметном содержании подвижной игры; соответствует ли игра уровню развития физиологических и психических процессов, так и интересам школьников по степени сложности; какой степени взаимодействия достигли участники игры.

Методика проведения подвижных игр с дидактической направленностью, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в подготовительном классе, на основе положений психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается в следующем: подвижные игры с дидактической направленностью целесообразно использовать на этапе, когда применение традиционных форм на приносит желаемого результата; подвижные игры с дидактической направленностью включаются систематически при закреплении каждой отдельной темы либо всего курса.

При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

1. Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей шестилетнего возраста;

2. игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;

3. Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;

4. Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);

5. Безопасность используемого инвентаря;

6. Игра не должна умножать достоинства играющих;

7. При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного – к легкому, от сложного – к простому, т. е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце игры;

8. Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными двигательными и мыслительными действиями, то должны соблюдаться принципы «от простого – к сложному», «от конкретного – к абстрактному»;

9. Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;

10. В играх дети должны грамотно, с учетом правильной терминологии, указывать признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями;

11. На уроках (занятиях) игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача;

12.  В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание;

13. Игру нельзя обрывать незавершенной;

14. Игровые атрибуты сохраняются до следующих игр.

Только при этих условиях игра выполнит все свои функции и оставит след в сознании ребенка.

Подготовка к проведению игры особенно важна, если игра предлагается впервые.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке.

Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог может изготавливать их вместе с детьми – различного вида карточки, шапочки, эмблемы и т.д.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю (флажки, цветные повязки, обручи, скакалки и т.п.) – инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса – посильными для играющих. Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр. Педагог поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.

Руководство педагога подвижной игрой. Перед тем как проводить игру, педагог продумывает процесс игры, предусматривая все возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры. Педагог сам всегда должен быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняясь обычным правилам. Если дети не одобрят первую предложенную педагогом игру, нужно иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, но ни в коем случае не принуждать учащихся играть против их желания.

Размещение играющих и место педагога при объяснении игры. Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом. Чтобы они хорошо видели педагога и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, их которого они начнут игру.

Нежелательно становиться так, чтобы играющие оказались за спиной педагога. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии, то для объяснения необходимо сблизить команды, а затем дать команду отойти на исходные места.

При проведении игр с текстом либо речитативом, слова заучиваются заранее, и учащимся объясняется, когда, как, с каким выражением это текст необходимо произносить.

Объяснение игры. Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Рассказ педагога должен быть кратким (затянутое объяснение может помешать восприятию игры), логичным, последовательным, интересным.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

1. название игры;

2. роли играющих и их расположение на площадке;

3. содержание игры;

4. цель игры;

5. правила игры.

Сюжетный рассказ, используемый при объяснении игры, аналогичен сказке, которая заинтересовывает младших школьников, стимулируя их к эмоциональному восприятию игры и действий.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровых правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты. С помощью вопросов педагог пройдет весело и увлекательно, когда правила игры понятны. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все участники справятся с выполнением игровых заданий не только быстро, но и качественно.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. При повторениях игры следует только напомнить основное содержании и пояснить дополнительные правила и приемы.

Выделение водящих. В игре зачастую появляются персонажи – Ведущий и Водящий. Ведущий – это педагог или ученик, который руководит игрой. Водящий – это человек из числа играющих, который принимает участие в игровом испытании, когда он должен сам выполнить какое-то игровое задание. Прежде всего, педагог должен установить такой порядок, чтобы каждый ученик из числа играющих был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами: по назначению педагога; по жребию (путем расчета, метания и другими способами); с использованием считалки. На каждом слове считалки указывают по очереди на игроков. На кого придется ее последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга.

 При распределении ролей в играх, водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать того, кто желает быть водящим. Делается это эмоционально, образно.

Распределение на команды. Объединяя в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей.

Распределение на команды также может проводиться различными способами:

    - распределение играющих на команды педагогом по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды;

    - построение учащихся в шеренгу и расчете на первый- второй (первые номера составят одну команду, вторые - другую);

    - разделение играющих на команды путем расчета движущейся колонны ( в каждом ряду должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры);

    - разделения команд по сговору (учащиеся сами выбирают капитанов, разделившись на пары, примерно равные по силам, сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям);

    - способ разделения по назначению капитанов, когда игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.

Выбор капитанов команд. Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает педагог. При выборе играющими капитанов, они учатся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая доверие игроков, признает свою ответственность.

Обычно назначают капитанов, когда команды уже составлены. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

Выбор помощников. Педагогом заранее назначаются помощники из числа учащихся, определяются их функции, дается возможность подготовиться. Ребенок с каким-либо двигательным недостатком может получать удовольствие, если будет помощником педагога, судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Помощники обязаны следить за соблюдением правил играющими, они учитывают результаты игры, раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся.

Судейство. В ходе игры педагог обращает внимание за выполнением учащимися игровых правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ученик может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т. д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениям, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Во время игры занимает себе место так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность руководителя – не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно дозировать нагрузку в игре для чего можно использовать следующие приемы: изменение продолжительности и количества повторений элементов игры; увеличение или уменьшение размеров площадки; усложнение или упрощение правил игры; использование инвентаря большего или меньшего веса и размера; введение коротких перерывов и т.д. В виду того, что при проведении подвижных игр сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время, следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Значительное внимание педагог уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.

Окончание игры. При организации подвижной игры важно не только правильное ее проведение, но и своевременное окончание. Преждевременное окончание игры нежелательно так же, как и ее затягивание. Момент окончания игры определяется по первым визуальным признакам утомления: нарушения правил, неточность выполнения движений, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у большинства участников.

Перед игрой можно сообщать отведенное на игру время, чтобы участники соответственно распределяли свои силы. Если игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам количество повторений игры.

Подведение итогов. Подведение итогов игры, определение результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры педагог создает спокойную обстановку и громко объявляет результаты. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявлял смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.

Обсуждение игры. Обсуждение игры осуществляется педагогом совместно с участниками. В таком случае лучше усваиваются правила, уточняются детали игры. Разбор помогает педагогу уяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.

Игра не исчерпала еще своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие младших школьников. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые варианты использования игры в обучении и воспитании детей.

Методика подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!