Игра «Зелёный, желтый, красный»



              Чтоб тебе помочь

              Путь пройти опасный

              Горит день и ночь

              Зелёный, желтый … (красный)

Содержание: На полу чертится прямая линия, разделённая на три части (кранная часть – опасность, желтая часть – средний уровень опасности, зелёная часть линии – нет опасности.)

 

красный желтый зелёный

 

Ученики получают карточки с заданием, но чтобы добраться к финишу игры – черте и положить карточку на нужный цвет, надо пройти препятствия:

1 – гусиным шагом дойти до гимнастической скамейки,

2 – перелезть через скамейку, не выпрямляясь,

3 – выполнить на матах кувырок вперед,

4 – гусиным шагом дойти до финиша черты, и только тогда положить карточку на линию и встать рядом.

Ведущий зачитывает задания в карточках вслух и при необходимости просит подтверждения правильности ответа у игроков.

 

Например, задания:

*Я уступаю дорогу машине, которая мчится на пожар;

*Я перехожу дорогу там, где мне удобно;

*Я выхожу из автобуса через переднюю дверь;

*Я перехожу дорогу по «пешеходной зебре»;

*Я перевёл малыша через дорогу;

*Я перелез через дорожные ограждения;

*Я пошел в школу и перешел дорогу на красный свет.

 

Игра «Будьте внимательны»

Содержание: Один играющий держит мяч в руках и говорит начало предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен закончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начнет новое предложение и т. д. Можно определить тему разговора: «Будьте внимательны на дорогах».

 

Игра «Поезд»

                  Братцы в гости снарядились

              Друг за друга зацепились

              И помчались в путь далек

              Лишь оставили дымок (поезд)

Содержание: Участники игры делятся на две команды. Ведущий поднимает правую руку, - 1 команда говорит хором «Ж-Ж-Ж».

Когда ведущий поднимает левую руку, - 2 команда говорит хором «Ш-Ш-Ш». Ведущий поднимает обе руки, - 1 и 2 команда говорит хором «Ту-Ту-Ту».

Когда у команд будет хорошо получаться, ведущий начинает поднимать поочерёдно правую и левую руки, постепенно увеличивая темп. Получается шум, похожий на стук идущего поезда.

 

Таким образом, подвижные игры с дидактической направленностью в течении всего учебного года можно использовать на уроках не только по предмету «физическая культура», Нои на уроках обучения грамоте, развития речи, математики, ознакомления с окружающим, технологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИДН

 

Определенные трудности обучения подвижным играм связаны с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими детьми. Поскольку учебная деятельность, во всяком случае, в ее начальных формах, деятельность коллективная, можно считать, что обучение в формах совместной деятельности с использованием подвижных игр с дидактической направленностью будет эффективна. Это обусловлено вовсе не тем обстоятельством, что современной школе не по силам индивидуальное обучение детей, а самой сутью учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.). Общаясь и взаимодействуя в совместной деятельности, младший школьник начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, не только на наличную ситуацию, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным.

Другая, не менее важная сторона, связана с общением и взаимодействием со сверстниками, умением устанавливать тактильные и содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности. Производительность, получающая развитие в условиях совместной дидактически-подвижной деятельности – необходимая черта для принятия учебной задачи – одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Общение со взрослым очень важно для полноценного развития шестилетнего школьника, но оно не является единственным компонентом психологической готовности к школе, так как существует еще и общение и взаимодействие сверстниками. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Естественно, не всякие формы взаимодействия ведут к возникновению новых действий. С учетом этого мы понимаем под совместной деятельностью с использованием подвижных игр с дидактической направленностью особый вид деятельности по решению дидактически-подвижной задачи на одном пространстве и в одно и то же время, выделяя в ней следующие элементы:

1. взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что достижение успеха в совместной дидактически-подвижной деятельности невозможно в одиночку, если его не достигнут остальные члены команды;

2.  необходимость личного взаимодействия, при котором учащиеся в процессе игры помогают друг другу при выполнении заданий;

3. элемент индивидуальной ответственности, при которой каждый ученик лично ответственен за свой вклад в совместную дидактически-подвижную деятельность;

4. элемент использования коммуникативных умений и навыков в процессе совместной дидактически-подвижной деятельности;

5.  элемент совместной оценки дидактически-подвижной деятельности, при которой учащиеся учатся позитивно подводить итоги выполненного действия и критически определять, каким образом каждый лично и команда (группа) в целом могут действовать более эффективно.

При использовании в учебно-воспитательном процессе совместной дидактически-подвижной деятельности вся активность учащихся сосредоточена в малых группах-командах. Учащийся в такой ситуации, конкретно – в игре, чувствует себя увереннее, что особенно важно при формировании у младших школьников положительной адаптации в учебном труду.

В процессе совместной дидактически-подвижной деятельности можно выделить несколько основных моделей, которые могут быть использованы на практике:

1. Ролевая модель – команда (группа) выполняет общее задание одновременно, на одном поле деятельности, но каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга, при этом отсутствует прямая зависимость между конкретным содержанием совместной дидактически-подвижной деятельности. Например:

 

    1 команда                                                            2 команда

                                                              2. Модель «цепочки» (или «эстафета») – каждым членом команды (группы) при одних и тех же условиях последовательно по очереди выполняется общее задание. Предметом распределения между участниками становятся структурные элементы выполняемой участниками деятельности, содержательно-определяемые логико-предметным анализом объектом усвоения. Например:

1 команда              

2 команда

3. Индивидуально-групповая модель – задание легче сначала разделить на части, выделив в каждой части главное, затем объединить для нахождения одного единственного правильного решения. Например: Дидактическая подвижная игра «Кто быстрее соберет листочки?»; дидактическая задача: из всего количества листьев, рассыпанных по площадке, найти самый длинный и самый короткий; двигательная задача: развитие быстроты при ходьбе и беге.

1 команда

                  а)                                             б)

             2 команда

                       а)                                  б)                          

Совершенно необходимым моментом подлинной совместимости совместной деятельности с использованием подвижных игр с дидактической направленностью является формирование у учащихся единой точки зрения на то, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы достичь желаемого результата. Особенно важно, чтобы интерес к сущности дидактического аспекта задания не поменялся интересом к форме и сущности двигательного аспекта задания не подменялся интересом к форме и к сущности двигательного аспекта задания не подменялся интересом к форме и к сущности двигательного аспекта задания, а осуществлялся при условии равнозначности. При этом основными принципами эффективности учебного процесса с использованием подвижных игр с дидактической направленностью является:

    - принцип сознательности и активности;

    - принцип планирования;

    - принцип постепенности «от знакомых игр к незнакомым»;

    - принцип соответствия возрастным, психологическим физическим особенностям, поскольку определяющим условием эффективности учебного процесса является, прежде всего, готовность учащихся к восприятию учебного (игрового) материала. Без выполнения данного условия всякая попытка использования игровых средств окажется безрезультатной, поскольку возможности учащихся окажутся ниже требований, условий и правил игры.

    - принцип соответствия дидактически-подвижного обеспечения условиям, в которых совместная деятельность проводится.

Игра должна быть универсальной: важно, чтобы она могла проводиться как во время спортивного часа, так и во время самоподготовки.

Сущность подвижных игр с дидактической направленностью, предлагаемых нами, состоит в том, что она представляет собой особую форму деятельности, в которой создаются условия для того, чтобы ученик сам ставил перед собой увлекательные задачи, преодолевал трудности и получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Отличительной особенностью предлагаемых нами игр является наличие связи дидактического содержания с движением. Если занимательная и двигательная задача доступна и интересна ребенку, то у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность. Ребенку интересна конечная цель: не просто допрыгнуть дальше или пробежать быстрее, а сложить, найти нужную фигуру, преобразовать и т.д.

Характерной особенностью подвижных игр с дидактической направленностью является ярко выраженная роль движений при дидактическом содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры, ее темой и идеей.

Главное достоинство знаний с использованием системы подвижных игр с дидактической направленностью в том, что школьники практически не раздражаются, не устают от выполнения дидактических заданий. Не случайно еще Л. С. Выготский говорил, что научные понятия не усваиваются и не заучиваются детьми, складываются с помощью большого напряжения всей его мысли. Поэтому самый эффективный и быстрый путь, ведущий к быстрому и прочному усвоению материала мы видим в использовании подвижной игры с дидактической направленностью, в процессе которой учащиеся, преодолевая трудности, тренируют свои силы, развивая двигательные способности, оттачивают интеллектуальные умения, приобретенные на уроках по общеобразовательным предметам.

В свое время Ж. Б. Ламарком был сформулирован закон упражнения, который доказывает, что постоянное использование какого-либо органа укрепляет его, а неиспользование – препятствует развитию и угнетает. Вполне очевидно, что путем упражнения человек развивает и двигательные способности, получающие реализацию в зависимости от вполне конкретных условий.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!