СОВЕРШ АЙТЕ  НАМАЗ  СО  СМИРЕНИЕМ



В  ДУШЕ  И  СПОКОЙСТВИЕМ  В  ДЕЙСТВИЯХ

 

Д ьяво л  ж елает ,  чтоб ы  челове к  как  можн о  рань ш е зако нчи л нама з . Ч еловек , которы й бе жи т поспать , н е дела я  посл е  него  тасбихов и  ду 'а,  ли ш аетс я  великог о богатства .

Вр е мя ,  которо е  м ы  отводим  н а  утренни й  нама з , м еняетс я  в зависи мо ст и  о т на ш ег о возраста , работ ы , за ня тости,  зрелости.  Н о  ни  в кое м случа е нельз я вы­ падат ь  и з  определенног о  достигнутог о  уровня .

 

217


 

 

В ы дол жн ы совер ш ат ь нама з  в  с мир ении , в боязни пере д А ллахом , не  торопясь , м едленно и  разборчи­ в о  чита я  моли тв ы  и  сур ы , отдава я  дол жн о е  ка ж дому телодви ж ени ю .  С одер ж ани е  этог о  аят а рассказы вае т на м  о  покорност и  в  нама зе :

 

Воистину,  преуспели  верующие,  которые сми­

ренны  во  время  своих  намазов.  (23: 1 -2 )

 

 

В  этом  дел е  очен ь  ва жн о  получат ь  на зида ни я  и учитьс я  у  велики х  м усуль м а н  —  и  прежд е  всег о  у П ророк а       — ка к  правильно  совер ш ат ь  нама з .

Телодви ж ени я  на ш ег о  П ророк а    явля ю тс я  дл я на с  образцом.  О н  в о  вре м я  каж дог о  нама з а пребыва л в  состояни и  ихсан.  П роро к          следу ющ и м  образо м описа л  эт о  состояние :  «Ихсан  означае т  слу ж ени е А ллах у так , ка к  будт о  т ы  Е г о  види ш ь .  Д а ж е  есл и  т ы Е г о  н е  види ш ь ,  вс е  равн о  О н  види т  тебя» .

О ди н  и з  сподви жни ко в  П ророк а та к  объясня л телодви ж ени я П осланник а            во  вре м я нама за : «Когда П роро к начина л  нама з , те , кто  стоял  вблиз и  не го , сл ыш али , ка к  и з  ег о  груди  доносилс я  звук,  похожи й н а  звук  кипя щ е й  в  котле  вод ы » .

О н  та к  совер ш а л  нама з ,  чт о  л ю д и  удивлялис ь этому.  К огда  он  совер ш а л  нама з ,  он  нас тольк о  са­ мо забве нн о  дела л  поясные  и  зе мны е  поклоны,  чт о л ю д и  волновались ,  чт о  о н  у м ер .

Н а ш  П роро к   в о  вре м я  утреннег о  нама з а  чита л боле е  длинн ы е  сур ы , че м  в о  вре м я  других  нама зов .

 

218


 

 

В  хадиса х  указ ы ва ю тс я  сур ы ,  которы е  чита л  Пос­ ланни к         во  вре м я  фарда:  Каф  (50) , Ал-Таквйр (8 1 ), Ал-Инсан  (7 6 ) .  О днак о  в  суннагп-шмазе  о н  чита л короткие  сур ы :  Ал-Кафирун  ( 109 )  иАл-Ихлас  (112 ).

С овер ш ени е нама з а сподви жни ками  П ророк а и другими  велики м и  м усуль м ана м и  так ж е  производит впечатление .  И з  предани я  м ы  узнае м , чт о  в о  вре м я утреннег о нама з а  У см ан   чита л  суру  Йусуф  ( 12 ) , Ум ар            —  суру  Йусуф  и  суру  Ал-Хаджж  (22) .

К огда  И б н  М ае ' у д    встава л  к  намазу,  то  в  тре­ пет е  пере д  А ллахо м  о н  сгибалс я  в  тр и  погибел и  и пр и  совер ш ени и  нама з а да ж е  н е  сл ыш а л разговоров домочадцев .

Когда  наступало  время  намаза,  Али    м енялс я  в лице , бледне л  и  дрож ал.  Когда  его  спра ш ивали  о  при­ чинах , о н отвечал: «Разве  в ы н е знаете, нама з — вре м я исполнения  того  аманата  (залога,  ответственности,

с м .  К оран, 33:72) , который Аллах  предложил небеса м и земле, и они  отказались. Я чувствую груз этой  ответс­ твенности. Я не знаю , смогу  ли лучш им  образом испол­ ни т ь  тот  аманат, который  ле жи т  на  мне  грузо м ».

О пят ь ж е , когда  стрел а попал а  в  но гу этог о  благо­ родног о  сподви жни к а П ророк а   о н  захотел, чтоб ы е е  в ын ул и  в о  вре м я  совер ш ени я  нама за .  П отому  чт о во  вре м я  намаза, отдавш ис ь полность ю  Аллаху, о н  н е о щ у щ а л  ниче го .  Значит , о н  настолько  погружалс я  в

нама з , чт о  ег о  связ и  с  вне ш ни м  миро м  обр ы вались , ка к  о т  анестези и  в о  вре м я  хирургическо й  опера­ ции .

 

219


 

 

Раби а  ал- А давиййа , велика я  м усуль м анк а  и з  чис­

л а  свят ы х , так ж е  относилас ь  к  те м , кто  н е  чувствова л фи зическо й  боли , когда  совер ш ал а  нама з .  О дна ж д ы , когда  он а  совер ш ал а  нама з ,  ей  в  глаз  воткнулс я  ка­ мыш , н о  он а  н е  сказал а  о б  этом , пок а  н е  завер ш ил а нама з .  П осл е  салама  он а  сказала :  « П осмотрите-ка , чт о  кольнул о  м ен я  в  глаз?» , и  окру ж а ющ и е  с  трудом в ын ул и  тот  кам ы ш  и з  е е  глаза.

Н асколько слов о  «вера »  н е означае т ли ш ь  поверх­ нос т но е  признани е  догмато в  религии ,  н о  « жи вая , действенная , энергична я  вера» , настолько ж е и  нама з н е  дол ж е н  б ы т ь ли ш ь  наборо м  каких-т о  поверхност ­ ны х молитв  и  битья  челом.  Н а м а з  — си м во л  тавхидй, истинног о  единобо жи я , поклонения Единому Творцу

в ы ра ж ени е  все м и  частицами  ду ш и  и  тел а  стрем­ лени я  к  Аллаху,  склонени е голов ы  пере д Н им .  Слов­ н о  вс е  усили я  в  жи з н и  прилагаю тс я  дл я  того,  чтоб ы пережит ь  мом ен т  об щ ени я  с  Бо го м  Ш , радостн ы й  и сладостн ый , ка к  неки й  праздник  ил и  свадьба .

 

СОВЕРШ АЙТЕ  НАМАЗ  ВМЕСТЕ  С  ОБЩИНОЙ

 

К а к  и  другие  обязательны е  нама з ы ,  совер ш айт е утренни й  нама з  сооб щ а  (жама  'атом).  Где  б ы  вы  н и б ы ли , пуст ь  вас  ли ш ь  двое , н е  пренебрегайт е  об щ е й моли твой .  С овер ш а я  нама з  дома ,  в  об щ е жи тии ,  в м ечети,  н е  упускайт е  эт о  благодеяние  и  заслугу.

К а к  ж аль ,  чт о  м ы  небрежн о  относимс я  к  благо­

дат и  нама за , которы й  совер ш аетс я  сооб щ а , подобно

 

220


 

 

тому, как  м ы  не  ведае м  о  ценност и и  значении намаза. М ы  полагаем,  чт о  совер ш ат ь  нама з  сооб щ а  — удел ли ш ь  стариков ,  пенсионеро в  ил и  тех,  кт о  работае т

в  спокойно м  м есте .  О днак о  эт о  обязанност ь  дл я всех  л ю дей , дл я  котор ы х  совер ш ат ь  нама з  являетс я фардом,  в  како й  б ы  сред е  он и  н и  находились .

В се  оправдания ,  почему  л ю д и  н е  чита ю т  нама з сообщ а,  состоят  из отговорок.  Хотя  эти  отговорки и выглядят истинными  оправданиями,  н о  внутри  них  — пренебрежение  к  намазу,  беспечност ь  и  безучастие.

Е сл и  б ы  совер ш ени е  нама з а  сооб щ а  б ы л о  те м , чт о  можн о  иногд а делать , а  иногд а и  н е  делать , разв е совер ш ал и  б ы тогда  П роро к   и  его  сподви жни к и нама з в са мо е тя ж ело е врем я  Б адрског о  похода ? М но - гобо жни ко в  б ы л о  в  тр и  раз а  боль ш е  их .  С остоялос ь сра ж ени е  н е  н а  жи з нь , а  н а  с м ерть .  Н о  Божи й  Пос­ ланни к    и  ег о  сподви жни к и  предпочл и  н е  дро ж ат ь за  сво ю  жи з нь ,  а  моли тьс я  плечо м  к  плечу.

П оловина  м усуль м а н  совер ш ал а  нама з  сооб щ а , пок а  други е  сра ж ались ,  зате м  совер ш ив ш и е  дв а рак  'ата  отправилис ь  в  бой ,  а  сра ж ав ш иес я сооб щ а дочитал и  тот  нама з .  Э то т  мом ен т  та к  описа н  в  суре Ан-Ниса  (« Ж ен щ ины» ) :

 

Когда  ты  находишься  среди  них  и  руководишь их  намазом,  то  пусть  одна  группа  из  них  встанет вместе  с  тобой  и  пусть  они  возьмут  свое  оружие. Когда  же  они  совершат  земной  поклон,  пусть  они находятся  позади  вас.  Пусть  затем  придет  дру­ гая  группа,  которая  еще  не  молилась,  пусть  они

 

221


 

 

помолятся  вместе с  тобой,  будут  осторож ны  и возьмут  свое оруж ие.  Неверующим хотелось бы. чтобы  вы  беспечно отнеслись к  своему оруж ию

и  своим  вещам, дабы  они  могли  напасть  на  вас всего  один  раз.  На  вас  не  будет  греха,  если  вы отлож ите  свое  оруж ие,                      когда  испытываете неудобство  от  дож дя  или  больны,  но  будьте осторожны.  Воистину,  Аллах  приготовил  неве­ рующим   унизительные     мучения.'(4:102)

 

Е сл и  в о  вре м я  войн ы ,  котора я  являетс я  са мо й страш ной  бедой  в этом  мире, не  оставляю т совер ш ени е

 

 

1

М о ж н о  толковать  как:  «Е сли  ты  находиш ься  среди  верую­

щ их,  когда  они  коллективно  соверш аю т  молитву,  не  забывай  о неприятеле.  Р аздели  их  на  две  группы.  В ели  одному  отряду  из них  соверш ать  молитву  вместе  с  тобо й  и держ ать  при  себ е  ору­ ж ие.  Д ругая  группа  в  это  время  охраняет молящихся , оруж и е  и снаряж ение.  Когда  ты  соверш и ш ь половину  молитвы,  отступит первая  молившаяся  группа  и  продвинетс я  впере д  вторая  груп­ па,  чтобы  молитьс я  с  тобо й  и  совершать  остальны е  рак  'аты. П осл е  этог о  вторая  группа  соверш и т  те  рак'аты,  которые  она пропустила  вначале.  Затем первая  группа  продолж и т  молитву, которую  она  начала  раньш е.  М олитва  "с  собл ю дение м  осто­ ро ж ности "  происходит  таким  образом,  чтобы  мусульмане  не пропускали  сво ю  молитву  и  в то  ж е  время  остерегалис ь  врагов. В ед ь  враги  желают,  чтобы  вы  были  небреж ны  со  своим  ору­ ж ие м  и  снаряж ением,  чтобы  напасть  на  вас  врасплох,  пока  вы молитесь . Д ля  верующ и х  сраж ение  —  долг.  Н о  нет  греха,  если вы не  будете сражаться из-за  болезни или  сильног о  до ж дя , пре­ пятствующ его  битве.  П оистине , Аллах,  приготовил  неверным сильное  унизительное  наказание!»

 

222


 

нама з а  сооб щ а , какое  оправдание мож е т  б ы т ь  это м у н  мирно е  вре мя ?

С овер ш ат ь  нама з  сооб щ а  очен ь  ва жн о ,  следую­ щ ий  хадис  п о  это м у  повод у  дол ж е н  в ы з ы ват ь  у  на с трепет :

 

Передают,  что  Абу  Хурайра      рассказывал, что  Посланник  Аллаха сказал:  «Клянусь  Тем,  в Чьей  длани  душа  моя  (бывало  так,  что),  хотел я приказать          насобирать       дров, потом  велеть призвать  (людей)  на  молитву,          потом  велеть  ко­ му-нибудь  быть  имамом,  а  потом  явиться  к  тем людям  (которые  не  пришли  на  общую  молитву)  и сжечь  их  дома  дотла!  Клянусь  Тем,  в  Чьей  длани душа  моя,  если  бы  кто-нибудь  из  них  узнал,  что получит  здесь  кость  с  куском  жирного  мяса  или пару  добрых  овечьих  копыт,  он  непременно явился

1

бы на  вечернюю  молитву!»  (ал- Б ухари)

 

 

К онечно ,  П роро к     н е  с ж е г  б ы  ниче й  дом .  Н о таки е  ег о  слов а  интересн ы  с  точк и  зре ни я  того , насколько  ва жн о  совер ш ат ь  нама з  сооб щ а .  П отому чт о  когда  отказы ва ю тс я  о т об щ е й  моли тв ы , эт о така я великая , вечна я  потеря , п о сравнени ю  с  которо й  то , чт о  ест ь  у  л ю дей , жи з н ь  и  иму щ ество , практичес ­ к и  ниче г о  н е  стоят .  К а к  сказа л  П роро к             « М ы ,

есл и  на м  обе щ а ю т  что-т о  мир ское ,  об ы чное ,  м ы

 

 

1

П еревод  В.  А.  Н ирши,  Мухтасар  ас-С ахих,  35 5  (6 44 ) .

 

22 3


 

 

н е  отказы вае м с я  и  идем, куда  на с  позовут» .  Во т если б ы  и  м ы  з нали , чт о  получит ь  оди н  ра з  удовольствие о т  совер ш ени я  нама з а  сооб щ а  равноценн о  милли­ она м  рублей .  В ед ь  на град а  о т  нама з а  сооб щ а  н е имее т измерения .

А  следу ющ и й  хадис ,  котор ы й  переда л  Абу-д- Д ард а      повествуе т  о  необходимост и  никогда  н е отказы ватьс я  о т  нама з а  сооб щ а ,  да ж е  есл и  л ю де й м ало :

 

Если  три  человека  из  тех,  кто  обитает  в  пусты­ не  и  деревне,  не  совершают  намаз  вместе,  значит, Ш айтан  одержал  верх  над  ними.  С овершай  намаз сообща,  волк  поедает  лишь  ту овцу,  которая  отде­ лилась  от  стада.  (Абу  Д авуд,  С алат,  47 )

 

В с е  м ы  способн ы  най т и  кучу  отговорок,  чтоб ы н е совер ш ат ь нама з сооб щ а . Х адис , поведанный И б н Абб асо м      говорит  о  то м ,  насколько м ы  дол жн ы б ы т ь  нас тойчив ым и  и  н е  искат ь  различн ы х  оправ­ даний :

 

Если  нет  причин  не откликнуться  на  призыв муэдзина, то нельзя допустить, чтобы  человек, ус­ лышавший  этот  азан,  совершал  намаз  в  одиночку.

Люди спросили: «Что  может помешать человеку совершать  намаз  сообща?»

Посланник          ответил:  «О пасность  и  болезнь»

(Абу  Д авуд,  С алат,  47 )

 

224


 

И  разгово р  н а  ту  ж е  те м у  м е ж д у  П осланнико м

и  Аб д  А ллахо м  иб н  Умм  М акту мо м    дол ж е н  стат ь дл я на с уроко м :

 

Ибн Умм  Мактум            спросил  у  Посланника

«Я  слепой  человек, дом  мой  далеко  отсюда. У меня есть  один  поводырь,  но  он  не  очень  хорошо  со  мной обращается. В  таких  условиях  могу  ли  я  совершать намаз          дома?»

Пророк  спросил  в  ответ:  «Ты  слышишь азан?

«Да»,  —  ответил  тот.

Пророк        повелел:  «Я  не  могу  позволить  тебе говер ш а т ь  намаз  дома».

 

Уч ен ы е , за нима ющ иес я  изучение м  этих  хадисо в и  аятов ,  сооб щ а ю т  нам ,  чт о  нама з ,  совер ш ае мы й сооб щ а , являетс я  очен ь  з начимо й  сунной.  О днак о  н е нужн о  отказы ватьс я  о т  нама з а  сооб щ а , говоря :  « Н у п о  тольк о  сунна».  П отому  чт о  совер ш ат ь  нама з  со­

об щ а  в  2 7 ра з  благодатнее , че м  в  одиночку .  Ра зв е  эт о н е  свята я  истина , чт о  м ы  нуждаемс я  в  благодеянии, когда  грех и  с о  все х  сторон  окру ж а ю т  нас ?

К аки е достоинств а и  заслуг и  ест ь в нама зе , совер­ ш ае мо м  сооб щ а , чт о да ж е в о  вре м я  войн ы  о т не г о  н е отказ ы вались ?  К ако е  в  не м  ест ь  превосходство,  чт о на ш  П роро к        постоянно совер ш а л  нама з  сооб щ а и на м  велел ?  Ч т о  эт о  з а  велика я  молитва , чтоб ы  стро­ ить  м ечет и  по д  стат ь  е е  величи ю ?

 

225


 

 

В  тако м  нама з е  мно г о  м удрости .  П ре ж д е  все­ г о  —  несравненно е  одухотворение ,  спокойствие , с мир енность , покорност ь в о  вре м я  нама за , соверша­

е мо г о  в  м ечет и  в м ест е  с  об щ иной .  П отом у  чт о  это м ест о  —  только  дл я  нама за ,  в  не м  вс е  о ф ормлен о дл я  нама за .  Н е т  никаки х  эле м ентов ,  отвлекающ и х человек а  н а  други е  ве щ и ,  будораж а щ и х  мо з г  и  на­ ру ш а ющ и х  покой .  Люб а я  соборна я  ил и  квартальна я м ечет ь  —  спокойное , у ю т но е  и  чисто е  м есто .

Ра зв е  одн о  эт о  н е  говорит  о  з начени и  об щ ины ? С равнит е  нама з , котор ы й  л ю д и  совер ш а ю т  сооб­

щ а  в  м ечетях  ил и  дома , с  нама зо м , совер ш ае мы м  в

одиночку !  Ра зв е  н е  су щ ествуе т  множ еств о  предме­ тов ,  отвлекающ и х  вни м ани е  в о  вре м я  нама за , нару­ ш а ющ и х  спокойствие  человека ,  как-то: запа х  еды , звуки  ради о  и  телевиде ния , разговоры окру ж а ющ и х ва с  л ю дей ?  Вообразит е  себ е  ти ш ин у  и  спокойствие во  вре м я  намаза,  которы й  совер ш а ю т плечо м  к  плечу в  м ечети !

Д руга я  ва жн а я  м удрост ь  —  ответственност ь  во вре м я  нама з а  ле жи т  н а  имаме . Так  чт о  м ы  можем спокойно  совер ш ат ь  нама з ,  доверив ш ис ь  е м у  в  та­ ки х  вопросах ,  ка к  правильно е  прочтение  молит в  и К орана ,  правильно е  совер ш ени е деяний .

П оскольк у  имам ы  —  эт о  л ю ди , получив ш и е специально е образование , соответственно,  он и пра­ вильне е  чита ю т  К оран,  че м  об щ ина ,  луч ш е  знают, как  двигатьс я  в о  вре м я  каких  столпов .  К ром е  того, поскольк у  он и  очен ь  вни м ательны  к  спокойно м у

 

226


 

 

совер ш ени ю  часте й  нама за ,  м ы  так ж е  совер ш ае м нама з  спокойно , размеренн о  и  правильно .  М ы  спа­ сен ы  о т о ш ибо к  и  недостатков намаза,  совер ш ае мо г о с  са мо г о  начал а  в  б ы стро м  те мп е .

Е сл и  м ы  буде м  совер ш ат ь  нама з  сооб щ а ,  м ы всегда  будем  совер ш ат ь  его  вовре мя .  Таким  образом, м ы  получае м  одобрени е П ророк а   сказав ш его , чт о

« нама з ,  котор ы й  вовре м я  совер ш ается , —  са мо е благостное  дело» .

См ен а  м ест а  действия ,  б ы вает ,  становитс я  при­ чино й  обновлени я  мы сле й  и  чувств .  П ок а  челове к находится  в  одно м  и  то м  ж е  м есте ,  духовн ы е  ощу­ щ ени я  человек а  притупля ю тся .  Когда  м ы  покидае м привычно е  м ест о рад и  нама за , а потом  снов а возвра­ щ ае м ся , м ы  чувствуе м  себя  так , словно  начинае м  вс е с  нуля .  Е сл и  м ы  читае м  нама з  та м , где  работаем,  м ы види м  польз у ли ш ь  о т  перемен ы  за ня ти я  и  вре м ени , а  польз у  о т  перемен ы  м ест а  н е  за м ечае м .  Тот,  кто совер ш ае т  нама з  в  одно м  м есте ,  иногд а  н е  мож е т извлечь  польз у  о т  нама за ,  поскольк у  продолжае т думат ь  о  свои х дела х  и  работ е  в  тот  мом ент .

В  конце  концов ,  сред и  тех ,  кто  совер ш ае т  нама з сооб щ а ,  завяз ы ваетс я  дру ж ба ,  взаи мопомощ ь ,  л ю д и очень  хоро ш о  узна ю т дру г друга ,  делятс я  радостями и печалями . И  эт о огромна я польз а И сла м а ,  которы й являетс я  социально й  религией ,  поддержива ющ е й единств о  л ю дей .

Господ ь    скоре е  ответит  н а  мольбу,  соверш ен­

ну ю  сооб щ а,  когда  множ еств о  м усульм ан  откры ва ю т

 

227


 

рук и  дл я  д у  'а.  П отому  чт о  вс е  говоря т дру г  за  друга :

« Амин ь ,  д а  будет  так» ,  поддерживаю т  дру г  друг а  в стре мл ениях .

Та к  вот,  эт и  и  е щ е  мно ги е  други е  достоинства , котор ы х  м ы  н е  з наем ,  дела ю т  нама з  сооб щ а  в  2 7 ра з  ценне е  нама за ,  совер ш ае мо г о  в  одиночку .  Зна я об о  все м  это м , ка к  м ы  мож е м  пренебрегат ь  намазом сооб щ а ?

Н икогд а  н е  отказ ы вайтес ь  о т  благодат и  и  польз ы нама за ,  котор ы й  совер ш аетс я  в м есте .   Е сл и  в ы  п о каким-либ о  причина м  н е  мож ет е  пойт и  в  м ечеть , читайт е  нама з  в м ест е  с  дома ш ними ,  супруга м и  и детьми .  Е сл и  в ы  сред и  друзей,  та к  читайт е  нама з с  ним и  и  н е  упускайт е   польз у  и  благодат ь  об щ е й моли тв ы .

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!