НЕ СОВЕРШАЙТЕ НАМАЗ АВТОМАТИЧЕСКИ, НАПОКАЗ ИЛИ ПОВЕРХНОСТНО
П одобн о то м у как во В селенной , котору ю назы ва ю т « В елики м человеком» , проявля ю тс я и отра ж а ю тс я различн ы е И м ен а А ллаха , показыва ющ и е различн ы е Его А трибут ы , в человеке м ы так ж е видим отра ж ени е разн ы х Е г о И м ен .
Ре зультато м эти х проявлени й явля ю тс я бес численн ы е добр ы е деяния , отра ж а ющ и е М илост ь А ллаха , и множ еств о плохих поступков , отражаю щ и х Е го Гнев . Ч исл о способов , ф ор м и варианто в испытани й дл я человек а боль ш е , че м числ о л ю дей, может, да ж е в ка ж до м поступк е человек а ест ь испы та ни е дл я не го .
Н екотор ы е провалива ю т «экза м е н нама зо м » , никогда его н е совер ш ая , а другие — совер ш а я без искренне й л ю бви , те м са мы м заслу жи ва я укора , указанног о в К оране : «Гор е молящим ся , котор ы е небрежн ы к свои м нама за м » . ( 104 : 4-5 )
К то-т о получае т н а это м экза м ен е неу д из-з а того , чт о н е читае т нама з ы вовре мя , а кто-т о полу чае т плоху ю оценку , потому чт о н е читае т нама з жама 'атом.
А экза м е н продолжается . Лю д и допуска ю т таки е распространенн ы е о ш ибки , ка к «пре небрежени е
214
спокойствие м в совер ш ени и столпо в нама за» , «от- сутсвие покорност и в сердце» , « нама з второпях» . М ы н е мож е м спаст и себя , всег о ли ш ь поверхностно совер ш и в нама з , на м над о собрат ь вс е сво и сил ы , как в о вре м я хаджжа, сосредоточитьс я н а на ш е й цел и И дол жны м образо м исполнит ь сво й долг. Э кзаме н продолжаетс я ка ж д ы й день , да ж е 5 ра з в день , о н начинаетс я со вре м ене м очередног о нама з а и за канчиваетс я с нас тупле ние м вре м ен и следу ющ ег о намаза.
|
|
Д а ж е дл я те х благочестивы х л ю дей , кт о регу лярн о совер ш ае т нама з и е щ е други х приводи т к этому, то ж е ест ь испытани я и экза м ен ы , связанн ы е с нама зо м .
О дн о и з таки х испытани й — эт о опасност ь
«совер ш ени я нама з а рад и других , напоказ , поверх
нос т но » .
Таки х л ю де й мно ги е и з на с сотни ра з встречал и в свое м окру ж ении . Ар гу м ентаци я л ю дей , которы е наспе х вознося т моли тв ы , торопятся , когда совер ш а ю т нама з , вполн е ясна . Либ о у ни х ест ь «боле е ва жны е » дела , либ о он и дол жн ы в ып олнит ь неки е други е « необходимые » религиозн ы е слу ж б ы (зыкры, вирды и т. п .).
О ставим други х л ю дей , луч ш е заду м ае м с я о себе . Ра зв е м ы н е сталкивае м с я с похожими ситуация ми ? Ра зв е на м н е приходитс я пренебрегат ь суннами ил и торопитьс я пр и в ып олнени и фарда, аргу м ентиру я
|
|
эт о те м , чт о на м над о совер ш ит ь други е вид ы
215
религиозног о поклонени я ил и духовног о слу ж ения , сво и вирды и зикры! П риходится . И мно г о раз .
К огда м ы заду мы вае м с я о то м , чт о тако е пове дени е неправильно , вспо мин а ю тс я слов а одног о и з су фий ски х нас тав нико в п о это м у поводу :
М ури д н е дол ж е н заб ы ват ь о то м , чт о тпа- рикатп являетс я вспо мо гатель ны м средство м дл я дости ж ени я пут и П ророка , Ш ариата . Е сл и м ури д делае т тарикатп свое й единственно й истинно й цель ю , тогд а положени я религи и
и исполнени е е е столпо в превра щ а ю тс я в неч т о о фици ально е и безду ш ное , а сердц е переходи т н а другу ю сторону . Т о ест ь в м ес т о нама з а м ури д м ечтае т о кру ж ка х зикра; в м ест о фарда ег о притягива ю т будничн ы е
вирды; в м ест о тог о чтоб ы убегат ь о т греха , о н избегае т поступков , противореча щ и х правила м ег о тпариката. М е ж д у те м нель з я противопоставлят ь зикры и вирды тпарика т а никаком у фарду, явля ющ е м ус я одно й и з осно в религии . Вирды и зикры дол жн ы б ы т ь причино й дл я дости ж ени я наслаждени я в о вре м я фарда, а н е б ы т ь источнико м наслаж дения . Т о ест ь ска ж е м так , четк и дол жн ы б ы т ь средство м дл я дости ж ени я удовольстви я
|
|
о т нама з а в м ечети ; инач е м урид , безду ш н о и поверхностн о совер ш а я в м ечет и нама з и думая , чт о нас тоя щ е е удовольстви е и
216
совер ш енств о поклонени я закл ю чаетс я в четках , отдаляетс я о т истины .
С раз у можн о заду м атьс я о б о ш ибка х неко тор ы х м уридов , описанн ы х в ыш е . О чен ь показателе н при м е р «безду ш но го , поверхностног о нама за» . П отому чт о нама з — са м а я ва жн ая , сокровенная , возвыш ен ная , всеобъе млющ а я молитва . Здес ь присутствую т вс е вид ы поклонени я в религии , благодарност и
Б о г у , мы сле й о Творце , упо мин ани й А ллаха . Н е т никако й логик и в то м , чтоб ы предпочест ь нама з у ину ю молитву.
П оверхностно , безду ш н о совер ш ат ь нама з — боль ш о й изъян , н е восполни мы й никаким и до полнительно совер ш ае мым и вирдами и зикрами. Н икако е дополнительно е поклонени е н е мож е т его за м енить .
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!