Иеремия Бентам (1748—1832) о новых началах законодательства



Его имя постепенно стало символом эпохи (первой половины XIX вв.). А. В. Дайси назвал период 1825-1870 гг. в Англии временем бентамизма, имея в виду то обстоятельство, что английские судьи того времени (которые во многом направляли развитие национальной правовой системы) были воспитаны на идеях бентамовского либерализма. Его называли «Ньютоном законодательства», «законодателем мира», с одной стороны, и «гением буржуазной тупости», «потенциальным фашистом», с другой.

Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие "общественный договор", так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. "Право", противопоставляемое закону, "является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства". Бентам, как и Гоббс, считал право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Так называемые "естественные права", — писал Бентам, — это "анархические софизмы", произвольные оценки закона и его действия.

Французская Декларация прав человека и гражданина, согласно Бентаму, «метафизическое произведение», части (статьи) которого возможно разделить на три класса-а) невразумительные, б) ложные, в) одновременно и невразумительные и ложные. Он утверждает, будто «эти естественные неотчуждаемые и священные права никогда не существовали ' они несовместны с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...».

Бентам был сторонником ясного и доступного законодательства. Английскую систему "общего права", основанную на судебных прецедентах, он порицал как "капризную и непонятную властительницу наших судеб". Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. "Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте".

В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма. Принцип полезности формулируется в двух вариантах: в виде требования «наибольшего счастья наибольшего числа» (к этому должен стремиться законодатель в своей деятельности) и в виде аксиомы о страдании и удовольствии как основных двигателях поведения индивида (этой особенностью человеческой природы законодатель должен пользоваться как стимулом к желаемому поведению людей). Наибольшее счастье наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство. Индивидуум тем счастливее, чем легче и малочисленнее его страдания, чем сильнее и многочисленнее его наслаждения.

Счастье как общая цель слагается из четырех второстепенных целей: средства к существованию, довольство, равенство и безопасность

С точки зрения полезности:

– часто законы, сохранившиеся с незапамятных времён, налагают бесполезные, а порой и вредные для общества ограничения.

– прецедентное право несовершенно потому, что у большинства людей нет никакой возможности узнать хотя бы малую часть его норм (это «собачье право» – сравнение судебные прецеденты с созданием хозяином законов для своей собаки). прецедентное право действует ex post facto, его нормы фактически имеют обратную силу. Невозможность узнать требования правовых норм приводит к их повсеместному нарушению, а также порождает пренебрежение к праву в целом. Поэтому философ предлагает последовать французскому опыту и установить приоритет парламента в сфере правотворчества. «Спаси, Господи, парламент. Нет собачьему праву! Да здравствует парламент»

«Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определённой ситуации поведения лица или группы лиц, подчинённых (или считающихся подчинёнными) его власти. Это воление нацелено по своей сути на ожидание конкретных последствий, наступление которых оно подразумевает. Такое провозглашение в данной ситуации станет средством для осуществления этого воления, а последствия, которые оно имеет в виду, выступят мотивом для тех, о чьём поведении идёт речь» «A law is a command»

Закон сам по себе — зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. "Каждый закон есть нарушение свободы". Тем не менее закон — зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. Общим правилом должно служить: оставлять людям самую широкую свободу во всем, в чем они могут вредить только самим себе, так как они лучшие судьи своих интересов. Законы должны ограничивать свободу человека лишь в целях предотвращения вреда другим.

Права суть сами по себе блага, выгоды для тех, кто ими пользуется: обязанности же, напротив, суть невыгоды, бремя для тех, кто должен их выполнять. Права и обязанности хотя различны и противоположны друг другу по самой их природе, но возникают одновременно и не могут существовать одни без других. Такой непреложный естественный порядок вещей, что закон не может наделить одних членов общества какой-либо выгодой, не наложив в то же время на других какой-либо тяжести, – другими словами: создавая права для одних, он в то же время неизбежно создает обязанности для других.

Ещё в 1780 г. Бентам выделил три признака преступления (общественная опасность, противоправность, наказуемость). Классификация правонарушений (а правонарушение является основополагающей категорией бентамовской теории права) была построена по аналогии с классификациями, господствовавшими в ботанике (особое влияние на учение английского правоведа оказали труды такого выдающегося ботаника, как Линней). Мыслитель называет существовавшие в его время классификации правонарушений техническими и противопоставляет им свою – естественную. А в ботанике, начиная с XVI столетия, классификация считалась естественной, когда основывалась на множестве свойств объекта, и искусственной, если в её основе лежало одно или лишь некоторые свойства объекта.

Преступление есть все то, что законодатель запрещает. Самая близкая классификация преступления должна проистекать из классификации лиц, которые могут быть их предметом. Мы делим их на четыре класса: 1. Частные преступления – те, которые вредят тем или другим индивидуумам, которые могут быть указаны, кроме самого правонарушителя. 2. Личные преступления или направленные против самого себя – те, которыми правонарушитель вредит только себе; или если вредит другим, то только вследствие зла, которое он наносит самому себе. 3. Полупубличные преступления – те, которые затрагивают часть общества, округ, частную корпорацию, религиозную секту, торговую компанию; наконец, ассоциацию людей, связанных каким-нибудь общим интересом, но составляющих круг людей менее обширный, чем государство. 4. Публичные преступления – те, которые производят какую-нибудь опасность, общую для всех челнов государства или для неопределенного числа индивидуумов, не могущих быть указанными, – хотя бы и не казалось, что один из них в частности больше рискует потерпеть от преступления, чем другой.

Имейте перед собой две таблицы, одну – изображающую зло преступления, другую – зло наказания.

Правосудие должно быть скорым. Поэтому как минимум один судья должен дежурить в суде круглосуточно

В своих воззрениях на систему права английский правовед, следуя тра­диции, заложенной Т. Гоббсом, придерживается мнения о единстве граждан­ского и уголовного права и истолковывает соотношение этих отраслей сле­дующим образом: полагает возможным отнести любой закон государства одно­временно и к гражданскому, и к уголовному праву. Гражданское право занима­ется детализацией случаев, к которым применяется наказание, а уголовное - детализацией самого наказания. Норма права, таким образом, оказывается рас­щеплённой на следующие частя: гипотеза и диспозиция оказываются отнесён­ными к гражданскому праву, а санкция принадлежит сфере уголовного права. При таком подходе каждая норма права является бланкетной. Такое истолкова­ние соотношения гражданского и уголовного права можно объяснить влиянием англосаксонской правовой традиции: развитием английского гражданского права от процессуального к материальному, сложностью разграничения пре­ступлений и деликтов.

Бентам подготовил полный кодекс законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право. Написанный Бентамом "Конституционный кодекс" представлял собой, по существу, проект демократической конституции Англии. Он разрабатывал проекты международных организаций для предупреждения войн, мирного решения конфликтов между государствами. Таковы "План всеобщего и вечного мира" (1789 г.), Набросок Кодекса международного права (1827 г.). Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, России, Испании, США и других стран. Его называли Ньютоном законодательства.

Реформы права, проведённые в Англии в XIX в., отразили многие из идей основоположника утилитаризма. Исследователи отмечают, что Закон о реформе 1832 г. и Закон о муниципальной реформе 1836 г. основывались на бентамовских идеях. Под влиянием его учения было изменено гражданское законодательство. Скупка и удержание товаров, ростовщичество перестали быть преступлениями. По закону «О женитьбе» 1835 г. брак стал рассматриваться как договор, в котором церковь не имела особого участия, а по закону «О разводе» 1857 г. был признан, подобно другим договорам, расторжимым на законных основаниях. Под влиянием отстаиваемого философом принципа свободы дого- вора в 1824-1825 гг. была проведена реформа законодательства о юридических лицах.

Прогрессивные идеи, отстаиваемые Бентамом в области уголовного права, привели к изменениям последнего. В 1816 г. в Англии был отменён такой вид наказания, как позорный столб, в 1837 - наказание кнутом для женщин, в 1820 - повешение в кандалах, в период 1827-1861 гг. смертная казнь стала применяться фактически только за убийство, публичное истязание убийц было запрещено в 1868 г. Бентамовская критика вдохновила статутные реформы доказательственного права 1843, 1851 и 1898 гг., которые, по словам юристов, заставших эти перемены, «приравнивались к юридической революции».

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!