Новая юриспруденция» и учение о суверенитете.



До половины ХVI столетия монархический режим во Франции развивался наиболее успешно. Симпатии к монархии росли по мере ее успехов. Во время разгара борьбы между католиками и протестантами во Франции образовалась партия «политиков», которая стремилась к достижению миру в государстве путем признания свободы вероисповедания. Эта партия окончательно восторжествовала с восшествием на престол Генриха IV. С этих пор монархия, возвышаясь над противоположными партиями, стала ориентироваться на чисто светское развитие.

Шассоне, Ферроль и Грасье высоко оценили суверени­тет и обосновали исключительные полномочия королевской власти, особенно в выведен­ной ими формуле, что власть французского короля «не может проявляться ни в одной из ограниченных вещей», и, наконец, в утверждении, что super omnes reges. Среди королев­ских прерогатив, не присущих императору, Ферроль насчитывал двадцать, Грасье - со­рок, Шассоне – пятьдесят.

«Практикующие мыслители» (Франсуа Канно, Франсуа Отман, Жан де Кора Луи де Леруа и Жан Боден) стали мно­го внимания уделять вопросу о совпадении правовой теории с судебной практикой и нуждами государствен­ной власти. Отношение королевской власти к рим­скому праву было двойственным: а) для укрепления своей власти (что проявлялось в огра­ничении самостоятельности городов, подчинении сеньориальных судов и т. д.) короли ссылались на многие нормы римского права, использовали для организации работы го­сударственного аппарата легистов; б) когда королевской власти было выгодно, она прибегала к кутюмам (например, в претворении в жизнь налого­вой политики).

Узаконение примене­ния римского права могло быть понято как признание верховенства «Римской империи германской нации». Поэтому французский король Филипп II Август даже запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя оно изуча­лось в других университетах королевского домена. Преподавание римского права в Па­рижском университете было разрешено только в 1679 г. Людовиком XIV. Признав доктринальное значение римского права, французские короли по мере возможного ограни­чивали его практическое применение. Эта политическая традиция шла еще со времен Людовика Святого, который постановил, что римское право не является обязательным для выполнения на территории Французского королевства. Недействительным римское право было признано во Франции только при На­полеоне I.

В XVI в. в период обострения межгосударственного конфликта Габс­бурги – Валуа юристы-роялисты подвергли критике формулы римского права. Основная идея состояла в том, что универ­сум не может быть представлен адекватно – целостно и гармонично (в соответствии с гармонической пропорцией) в отдельном. Закон (и римское право) является ограниченно существующим продуктом конкретной истории. «Мы имеем бесчисленное множе­ство авторов, которые, например, пренебрегая другими дисциплинами, в своих ком­ментариях превозносят законы римлян... Тем не менее, люди, которые на практике проверяют его предмет, видят, что это законодательство лишь одного народа... и что оно изменялось даже в рамках краткого периода... Я открыто выступаю против всех нелепых попыток обосновать принципы всеобщего права на основе исключи­тельно римских законов, которые подвергались изменениям в соответствии с изменениями государственности» – так писал Жан Бо­ден в работе «Метод легкого познания исто­рии» (1566 г.).

В их работах исследовались различные законодательства с целью сконструировать правовую систему, которая включала бы в себя все лучшее, наи­более совершенное из истории государственно-правовых отношений: «Мудрый человек соберет вместе и сравнит законы всех или наиболее известных госу­дарств и выделит из них наиболее ценное». (Боден). Таким образом, выдвигалась идея историко-сравнительного анализа правовых систем различных государств с целью создания на­циональной школы юриспруденции, которая могла бы стать основой нового универсаль­ного права, действие которого могло бы быть реализовано в мировом государстве.

Жан Бодэн (1530–1596)[2] обосновывал способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей.

По определению Бодэна, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву".

Семья есть соединение нескольких лиц, связанных общностью, под справедливою властью главы семейства. Родительская власть включает права на жизнь и смерть своих детей, а также полную завещательная свобода, чтобы страх лишиться наследства сделал бы детей особенно послушными в отношении родителей.

Главный признак государства – суверенитет. "Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить" Переход суверенитета от народа к государю производится без остатка. Поэтому власть государя не ограничена.

Из суверенитета монарха вытекают следующие его прерогативы: право издавать законы, не стесняясь никакими обычаями, право объявлять войну и заключать мир, право назначать высших должностных лиц, право высшего суда, право помилования, право чеканить монету, право устанавливать меры и весы, право налагать подати и другие. Эти права неотчуждаемы, неизменны и не подлежат давности.

Абсолютная власть монарха ограничена: а) божескими и естественными законами, б) требованиями морали, с) частным правом. Но верховная власть бессильна против частной собственности и семейных прав. Вследствие естественного закона неприкосновенности частной собственности монарх может предписать все, кроме произвольного установления налогов и податей; ничего не решают, но без согласия Генеральных штатов король не должен взимать подати и налоги. [Иначе: тиран].

Соблюдение законности лежит исключительно на совести и благоразумии монарха. Если государь отдает приказ, противоречащий изданному им закону, должностные лица обязаны сделать указания монарху, и не раз, а два или три, но, если государь подтвердит, приказ должен быть исполнен. Должностному лицу, обязанному исполнить незаконное распоряжение, остается одно - оставить службу.

Теория революций – государственных переворотов, перемещающих суверенитет. Чем меньше государство, тем легче революция и, наоборот, с ростом государства увеличивается трудность переворота. Революции неизбежны и если противодействие им тщетно, то возможно облегчение переходных состояний. Мудрость государственного человека и состоит в том, чтобы предвидеть приближение переворота и облегчить необходимый процесс.

Боден ставил вопрос о сложных государствах. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве — такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена Бодена сохранял суверенитет.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!