Если соблюдение поста затруднительно для (женщины), кормящей грудью, дозволено ли ей не поститься?



Ответ:

Да, ей дозволено не соблюдать пост, если его соблюдение затруднительно для нее. Также, если она опасается что (по причине поста) ее ребенок не получит достаточно молока, она может не соблюдать пост, а затем (должна) возместить пост тех дней, в которые она не постилась.

 

 

Намерение.

Достаточно ли вознамериться на соблюдение поста (в начале месяца) Рамадан, или же необходимо намереваться каждый день по отдельности?

Ответ:

Известно, что каждый, кто просыпается в конце ночи для принятия предрассветной пищи (сухур), желает поститься (в этот день), и в этом нет сомнения. Ведь каждый разумный человек, совершающий что-либо по своему выбору, делает это исходя из желания, а желание – это и есть намерение.

 

Человек не станет есть в конце ночи, кроме как желая поститься (в этот день). А если бы он желал лишь поесть, то его привычкой не было бы есть в такое время. Это и есть намерение. Однако этот вопрос важен в следующей ситуации: если предположить, что человек уснул до заката солнца (в один из дней) Рамадана, и никто не разбудил его до рассвета (фаджра) следующего дня, из-за чего он не вознамерился соблюдать пост с ночи. Скажем ли мы, что его пост в этот день является действительным, на основании предшествовавшего намерения? Или скажем, что его пост недействителен, т.к. он не вознамерился на соблюдение поста с (предшествующей этому дню) ночи? Мы скажем, что его пост действителен! Ведь более верное мнение заключается в том, что достаточно намерения в начале (месяца) Рамадан, и нет нужды в обновлении намерения каждый день. Исключение является ситуация, в которой появляется причина, дозволяющая разговение посреди месяца (Например, болезнь или отправление в путь), в таком случае необходимо заново вознамериться при возобновлении поста.

 

 

Начало и конец поста.

Некоторые люди говорят, что невозможно узнать начало и конец всех месяцев с помощью наблюдения (молодого месяца), соответственно необходимо довести счет до тридцати дней в месяце Шабан, и так же поступить в Рамадан. Как нужно рассматривать подобные слова с точки зрения шариата?

 

Ответ:

Слова о том, что невозможно узнать начало и конец всех месяцев с помощью наблюдения, неправильны. Напротив, видение молодых месяцев каждый месяц возможно. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы увидите его (молодой месяц), то начинайте поститься, и когда увидите его (снова), прекращайте пост» (Аль-Бухари 1900, Муслим 2471).

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не связал бы что-либо (в данном случае наступление месяца) с чем-либо невозможным (в данном случае видение молодого месяца). И если представляется возможным увидеть молодой месяц Рамадана, то это возможно и в другие месяцы.

 

А что касается второй части вопроса, в которой говорится, что необходимо довести счет месяца Шабан и Рамадан до тридцати дней, то более правильно, что если будет облачно и не представляется возможным увидеть молодой месяц, по причине туч, пыли и т.п., то в таком случае необходимо довести счет месяца Шабан до тридцати (дней), а затем начать пост.

 

Так же (нужно поступить) и в месяц Рамадан – довести счет до тридцати, и затем завершить пост. Именно так сказано в хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поститесь, когда увидите его (молодой месяц) и завершайте пост, когда его увидите, а если же будет облачно, то отсчитайте тридцать дней», а в другом хадисе (сказано): «доведите счет до тридцати».(Аль-Бухари 1909, Муслим 2481).

 

Основываясь на это, если в тридцатую ночь Шабана люди начали наблюдать за (появлением) молодого месяца, и не увидели его, то они доводят Шабан до тридцати дней. (И также) если в тридцатую ночь Рамадана люди начали наблюдать за (появлением) молодого месяца, и не увидели его, то они доводят Рамадан до тридцати дней.

 

______________________________

Какой метод утверждения начала месяца является правильным с точки зрения шариата? Дозволено ли опираться на вычисления астрономических обсерваторий для утверждения начала или конца месяца? И дозволено ли мусульманину пользоваться биноклем при наблюдении молодого месяца?

 

Ответ:

Метод утверждения начала месяца, согласно шариату, заключается в том, чтобы люди наблюдали за появлением молодого месяца. И необходимо, чтобы это были те люди, в религии и хорошем зрении которых, можно быть уверенным.

 

Если они увидят (молодой месяц), то становится обязательным действовать в соответствии с тем, что это за собой влечет, а именно – начать пост, если это – молодой месяц Рамадана; или – завершить пост, если это – молодой месяц Шавваля. И недопустимо опираться на вычисления астрономических обсерваторий, если нет возможности увидеть (молодой месяц). А если можно наблюдать (молодой месяц) хотя бы из этих обсерваторий, то опираться (на это видение) дозволено, согласно обобщенности слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вы увидите его (молодой месяц), то начинайте поститься, и когда увидите его (снова), прекращайте пост» (Аль-Бухари 1900, Муслим 2471), а что касается лишь вычислений (без наблюдения за месяцем), то недопустимо действовать в соответствии с ними, либо опираться на них.

 

Что касается использования бинокля, который представляет собой инструмент для наблюдения, приближающий видение молодого месяца, то нет в этом проблем, однако это не является обязательным, так как из внешнего смысла Сунны понимается то, что опираться нужно на наблюдение, которое является обыкновенным (или известным), а не на какое-либо другое. Однако если человек, которому можно доверять, использовал (этот инструмент) и увидел (молодой месяц), то необходимо поступать в соответствии с этим видением. И люди в старину пользовались (подобными методами), забираясь на минареты в тридцатую ночь Шабана или Рамадана, и наблюдая (за молодым месяцем) при помощи подзорных труб.

 

В любом случае, когда бы и каким способом ни был увиден (молодой месяц), становится обязательным действовать в соответствии с тем, что влечет за собой это видение, согласно обобщенности слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вы увидите его (молодой месяц), то начинайте поститься, и когда увидите его (снова), прекращайте пост» (Аль-Бухари 1900, Муслим 2471).

 

 

______________________________

Обязаны ли все мусульмане, во всех странах, начать пост при одном видении (молодого месяца)? И как поступать мусульманам в некоторых странах неверующих, в которых нет соответствующего шариату наблюдения (молодого месяца)?

 

Ответ:

Среди обладателей знания имеется разногласие относительно этого вопроса, т.е.: если молодой месяц был замечен в одной из стран мусульман, и его видение было утверждено методом, соответствующим шариату, то обязаны ли остальные мусульмане поступать в соответствии с тем, что за собой влечет это видение? Среди обладателей знания есть такие, кто говорит, что (все остальные мусульмане) обязаны поступать в соответствии с тем, что за собой влечет это видение, согласно обобщенности слов Всевышнего Аллаха: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Сура «Аль-Бакара», аят 185), а также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы увидите его (молодой месяц), то начинайте поститься»(Аль-Бухари 1900, Муслим 2471).

 

Сказали (ученые), что обращение в данном случае общее для всех мусульман. Известно, что (в хадисе) не имеется ввиду то, что каждый должен наблюдать (молодой месяц) сам, так как это затруднительно. Однако подразумевается видение (месяца) тем, чьим видением утверждается наступление месяца (Т.е., тот, в добропорядочности и хорошем зрении которого, можно быть уверенным).

 

И это (положение) общее во всех местностях. Остальные же обладатели знания придерживаются мнения о том, что если появление (молодого месяца в разных местностях) не совпадает астрономически, то каждая местность наблюдает (месяц) самостоятельно.

 

А если появление (молодого месяца в нескольких местностях) совпадает астрономически, и если в одной из этих местностей был замечен (молодой месяц) то люди (в остальных местностях, в которых появление месяца совпадает с первой местностью), и которые лично его не наблюдали, также обязаны поступать в соответствии с тем, что за собой влечет это видение (а именно – начать пост).

 

Довод (этой группы ученых) тот же, что и у первых – Всевышний Аллах сказал:«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»(Сура «Аль-Бакара», аят 185), и известно, что в аяте не идет речь о том, чтобы каждый человек лично наблюдал за (молодым месяцем).

 

Однако речь в аяте идет о местности, в которой (молодой месяц) был замечен, а также о каждой местности, появление молодого месяца в которой, совпадает астрономически (с местностью, где месяц был замечен). А что касается тех (местностей), появление молодого месяца в которых, не совпадает астрономически (с той местностью, где месяц был замечен), то они в действительности не видели (месяц) и не находятся в положении тех, кто его видел.

 

Также (ученые, придерживающиеся этого мнения) сказали относительно слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вы увидите его (т.е. молодой месяц), то начинайте поститься, и когда увидите его (снова), прекращайте пост»(Аль-Бухари 1900, Муслим 2471).

 

Т.е. – те, кто находятся в местности, появление месяца в которой астрономически не совпадает с той местностью, в которой луна была замечена, тот не видел (молодой месяц) в действительности, и не находится в положении тех, (кто его видел). Также (ученые, придерживающиеся этого мнения) сказали, что месячное расписание схоже с ежедневным расписанием, т.е., так же как и время начала и конца поста каждый день различается (в разных местностях), так же различается и время начала и конца поста (в начале и конце) месяца; и известно, что различие ежедневных расписаний имеет влияние (на начало и конец поста) согласно единогласному мнению мусульман, ведь жители востока воздерживаются от пищи прежде жителей запада, так же как и завершают пост раньше них. И если мы скажем, что астрономическое положение луны различается (в разных местностях) когда речь идет о ежедневном расписании, то так же мы говорим и когда речь идет о месячном расписании.

 

Также, что касается слов Всевышнего Аллаха: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Сура «Аль-Бакара», аят 187).

Атакже слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если наступит ночь с той стороны (с востока), и уйдет день в ту сторону (на запад), и зашло солнце, то (настало время) разговения для постящегося» (Аль-Бухари 1954, Муслим 2526), – то никто не сможет сказать, что это положение общее для всех мусульман во всех странах.

 

Также мы скажем и относительно общих слов Всевышнего Аллаха: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Сура «Аль-Бакара», аят 185), и слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вы увидите его (т.е. молодой месяц), то начинайте поститься, и когда увидите его (снова), прекращайте пост» (Аль-Бухари 1900, Муслим 2471).

 

В этом мнении, как вы могли заметить, есть сильная сторона, согласно смыслу (религиозных) текстов, их правильному рассмотрению и суждению по аналогии, а именно – аналогии между ежедневным и месячным расписаниями.

 

Некоторые, из числа обладателей знания, склонились к мнению о том, что постановление (о начале или конце месяца) зависит от решения правителя. Когда он посчитает обязательным начать пост, или завершить его, опираясь при этом на шариатский источник, тогда и необходимо поступать в соответствии с тем, что за собой это влечет, чтобы люди не разделялись, находясь при этом в подчинении у одного правителя.

 

Доводом (этой группы ученых) является обобщенность смысла хадиса: «Поститься (нужно тогда), когда постятся люди, и завершить пост – когда завершают пост люди»(Ат-Тирмизи (697), назвал достоверным Аль-Альбани).

 

Также существуют и иные мнения по поводу этого вопроса, которые были упомянуты обладателями знания, передающими разногласия в этой теме. А что касается второй части вопроса, которая заключалась в следующем: «как поститься мусульманам в странах неверующих, в которых нет соответствующего шариату наблюдения (молодого месяца)?», то эти люди могут (и сами) увидеть молодой месяц, соответствующим шариату способом - наблюдая за ним, если у них есть такая возможность.

 

Если такой возможности нет, и если мы скажем о правильности первого мнения в этом вопросе, то в данной ситуации, когда утвердят видение молодого месяца в исламской стране – они (живущие в странах не мусульман) поступают в соответствии с тем, что за собой влечет это видение (начинают соблюдение поста) и все равно, видели ли они (сами молодой месяц) или нет.

 

Если же мы скажем о правильности второго мнения, которое заключается в том, что каждая местность наблюдает за появлением месяца, в том случае если его появление астрономически не совпадает с другими местностями; то согласно этому мнению, те, кто не смог наблюдать месяц в своей местности, следуют за ближайшей исламской страной, ведь это наибольшее, что они могут сделать.

 

______________________________

Если человеку стало ясно о начале месяца (Рамадан) посредством видения молодого месяца, однако он не смог донести это известие до соответствующей инстанции (суда), обязательно ли ему в таком случае начать соблюдение поста?

Ответ:

В этом вопросе среди ученых есть разногласия. Среди них есть те, кто говорит, что он обязан поститься. Другие же говорят, что он не обязан этого делать. Основываются они на том, что молодой месяц (хиляль) – это то, известие о чем распространилось среди людей, или же молодой месяц – это то, видение чего было зафиксировано после захода солнца, и неважно распространилось это среди людей, или нет.

 

Мнение, которое кажется более правильным мне, заключается в том, что тот, кто увидит молодой месяц, после чего не будет у него сомнений в том, что он его увидел, при этом он находился в отдаленном месте, и никто вместе с ним его не видел и не наблюдал за ним, то он обязан поститься. Доводом этого является обобщенность слов Всевышнего Аллаха: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».(Сура «Аль-Бакара», аят 185).

И слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вы увидите его (т.е. молодой месяц), то начинайте поститься» (Аль-Бухари 1900, Муслим 2471).

 

Однако если он находился в местности (населенной людьми), и засвидетельствовал о зрительном фиксировании молодого месяца в суде, в ответ на что суд отверг его свидетельство, то в таком случае он должен поститься тайно, чтобы не показывать открыто о том, что он противоречит людям.

 

 

______________________________

Передается ли от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, определенные слова мольбы (дуа), которые желательно произнести тому, кто увидел молодой месяц? И дозволено ли тому, кто услышал весть о видении месяца, произнести эту мольбу, даже если сам он его не видел?

Ответ:

Да, ему (желательно) сказать:

/Аллаху акбар! Аллахумма ахилляху ‘алейна билль-амни уаль-имани уас-салямати уаль-ислями уат-тауфики лима тухиббуху уа тардаху. Рабби уа раббука-Ллах. Хилялю хейрин уа рушд/

«Аллах велик! О Аллах, вознеси его над нами с безопасностью, верой, благополучием, покорностью и помощью в совершении того, что Ты любишь, и чем Ты доволен. Мой Господь, и твой Господь – Аллах! Месяц блага и прямого пути».

 

Передается это в двух хадисах от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно (достоверности) которых есть незначительные высказывания. Внешний смысл хадиса указывает на то, что эту мольбу следует произносить лишь во время видения молодого месяца. Что касается того, кто услышал о нем и не видел его лично, то для него произнесение данной мольбы не является узаконенным.

 

 

______________________________

Если люди узнали о начале месяца (Рамадан) лишь после того, как прошла часть дня, обязательно ли им воздерживаться (от того, что нарушает пост) в течение оставшейся части дня, или его возмещение?

Ответ:

Если люди узнали о начале месяца Рамадан посреди дня, то они обязаны воздержаться (от того, что нарушает пост в течение оставшейся части дня), так как было установлено, что этот день – часть Рамадана, соответственно воздержание становится обязательным. Однако обязаны ли они, затем, возместить пост этого дня? В этом вопросе есть разногласия среди обладателей знания.

 

Большинство ученых придерживаются мнения о том, что возмещение для них обязательно, так как они не намеривались поститься с начала дня, напротив, часть их дня прошла без намерений (на соблюдение), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дела основываются на намерениях, и каждому достанется то, что он намеривался (получить)» (Аль-Бухари (1), Муслим 4962).

 

Другие обладатели знания склонились к тому, что эти люди не обязаны возмещать пост, так как они не соблюдали его, основываясь на своем незнании.

А незнающий человек оправдан по причине своего незнания. Однако возмещение более безопасно и лучше, с точки зрения избавления от ответственности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оттолкни то, в чем у тебя есть сомнения, к тому, в чем у тебя нет сомнений». (Аль-Бухари, книга «Торговли», глава об объяснении сомнительного).

 

В действительности, этот день лишь один, возмещение поста за который незначительно и не является затруднительным, и (возместив его, будут) спокойны душа и сердце.

 

 

______________________________


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!