Политико-правовые взгляды Сунь Ятсена.



Сунь Ятсен (19-20 вв.) родился в Китае.

Его политическая концепция представляет триаду:

1) принцип нации(до свержения династии Цинь имел внутреннюю направленность, после падения династии отпал, но гражданские войны наделили его новым содержанием: борьба китайцев с узурпаторами).

2) принцип народовластия(установление республиканской формы правления и демократического режима).

3) принцип народного благоденствия

Китай в это время(рубеж 19-20 вв) в результате неудачных войн в Россией, Англией, Францией и др. находился в унизительном положении, т.к. вынужден был заключить ряд неблагоприятных договоров, устанавливающих множество привилегий для этих стран. К тому же часть его была отторгнута в виде колоний. Все это вызывало недовольство народа, доходившего до восстаний. В такой ситуации выразителем воли народа стал

Сунь Ятсен(1866-1925), который в результате успеха поднятого им восстания был избран временным президентом Китая.

Источники его учения м. подраз. на:

· Традиционные для Китая учения, прежде всего конфуцианство, что проявляется в вере Суня во всемогущество идеологии, в идеализации китайской культуры и истории.

· Достижения европейской полит мысли(сначала либерализм, затем социализм).

Его полит концепция выражена в 3 принципах:

· Принцип нации: это связано со свержением династии Цинь. Народ свергнул это правительство и установил суверенитет. Китай- государство самих китайцев(династия Цинь была маньчжурской). В манифесте 1 съезда национальной партии этот принцип излагается во внешнем аспекте(поставлена цель борьбы с колонизаторами) и во внутреннем аспекте(устанавливался принцип равенства всех наций Китая вплоть до самоопределения; это недооценка принципа федерализма в столь многонациональном государстве)

· Принцип народовластия(«демократия»). Он понимался им как установление республики и как утверждение демократического режима. Для тысячелетней монархии- это новелла. Республика обосновывалась следующим: равенство граждан, идеал республиканизма соответствует времени и только республика может преодолеть междоусобицы. Демократия рассматривалась как условие существования свободы и равенства, т.к. без демократии они- «пустые звуки». Изучив Западные государства он решил, что парламентаризм и даже представительная демократия западного типа неприемлемы для Китая. Выход- китайская модель, которой стала «Конституция пяти властей»: законодательная, исп, суд, контрольная и экзаменационная. Каждая ветвь представлена высшим органом- юанем; в провинциях они объединялись в провинциальной управе. Главный- Национальное собрание(по 1 представителю от уезда). З, И, С – как и на Западе. К и Н осущ контроль народа через своих представителей за З, И, С. Также народ обладал «прямой» властью- четыре права народа(избирать, отзывать, право инициативы и референдума). Сунь полагал, что преобразования д. начинаться снизу, т.к. местное сам-ние есть фундамент демократии. Процесс полит переустройства дел на 3 периода: «период военной власти»- уничтожение противника, «период политической опеки»-развитие местного сам-ния, «период конституционного правления»-создаются органы гос власти. 2ой период затянулся.

· Принцип народного благоденствия. Методы его достижения он видел в «уравнении прав на землю»(фактически национализация) и «ограничении капитала»(сюда входили национализация крупн монополий, т.к. часный капитал на может держать в своих руках жизнь народа, и план индустриализации, с целью выведения Китая на Зап уровень).

Классовую борьбу он считал присущей лишь бурж строю, а Китай из-за своей отсталости еще не вступил в борьбу между трудом и капиталом. Горе Китая виделось в бедности, а не в соц неравенстве.

В 40-50ые годы три принципа и разделение на 5 властей в КНР уступили коммунистической идеологии.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!