Социологическая школа права (Е.Эрлих, Р.Паунд, «реалисты»).



Социологическая школа права. Право здесь изучается как прикладной, функциональный институт, тесно связанный с др социальными явлениями(экономикой, политикой,….). В Европе социологич позитивизм проявл в школе свободного права. Представители: Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени.

1. Евгений Эрлих (19-20 вв.), предст-ль как Германии, так и Австро-Венгрии, т.к. жил он в А-В, а почти все его работы изданы в Германии. Осн сочинение- «Основы социологии права».

Осн цель его теории- на основании эмпирических исследований показать непосредственную связь права с обществом, доказать, что помимо законодательства существует подлинное право, коренящееся в самих общественных отношениях.

Он выделяет:

1 Общественное право(состоит из норм, устанавливающих права и обязанности). Оно является ядром права, формируется в общественном союзе(семья, род, церковь, полит партии,..). Право понимается не именно как система норм, а как структура социальных связей, т.е. это качественное состояние общества в целом. Т.е право = социальные отношения.

2 Право юристов(нормы регулирующие рассмотрение вопросов, они вторичны по отношению к нормам общественного права) возник как практика по защите правопорядка. Основная его задача- быть связующим звеном между общественным правом и правом государства.

3 Право государства(также «нормы решения» регулирующие рассмотрение вопросов)-законы, которые наиболее удалены от реальной жизни.

В результате взаимодействия этих форм права возникает «живое право»- совокупность таких норм, которые отвечают потребностям людей и не отторгаются ни одним правом. «Живое право» представляет собой стержень, объединяющий вокруг себя все обществ институты, устанавливающий порядок в обществе. Главная трудность здесь- наличие значительных противоречий между обществ правом и правом государства, а значит между обществом и государством. Государство, монополизируя власть, заставляет все общественные институты согласовывать свои интересы со всем обществом, но Эрлих верит, что это переходный период, и в конце в обществе установится сбалансированность интересов всех общественных институтов и государство станем равным им. Для этого он предлагает отделить суд от государства для того, чтобы дать возможность юристам более эффективно работать над формированием живого права. Он говорит, что нормы «живого права» не отличаются от других социальных норм, т.к. они реализуются не в силу принуждения, а в силу привычки. Важную роль играет именно общественное мнение, которое и устанавливает баланс интересов. Источник «живого права»- правовой факт, т.е. факт жизни с которым связывается возникновение юридических(в его теории- социальных) отношений. Прав факты бывают: 1) обычай(устан порядок в общественных союзах); 2) господство(отношения работодателя и работника); 3) владение(имущ права); 4) волеизъявление(правовые сделки). Т.е. он подчеркивает волевой аспект права, его независимость от воли государства. Основная роль нахождения норм «живого права» отводится судьям в процессе решения конкретного дела(он призывает отказаться от общих принципов права как вечных схем и взглянуть на них сквозь призму общественных нужд), т.о. судья, чтобы принять правильное решение должен найти норму «живого права». Вместе с тем он говорит. Что судья не может создавать нормы, которых нет в самой жизни. Т.о. судья должен понимать суть общественных явлений и социально-историческую обусловленность права.

Государство- общественный союз, возникающий как институт, строящийся на силе, предназанченный для ведения войны и не имеющий никакого отношения к праву. Сначала гос-во издавало лишь военные приказы, которые со временем стали приобретать свойства права, т.о. объясняется ограниченность права государства. Воля государства едина, поэтому она не может отразить все многообразие общественных явлений, т.е. воля государства не является источником всего права.

2. В США главою социологической школы является Роско Паунд (19-20 вв.). Осн труд- «Юриспруденция».

Основа его воззрений- субъективно-идеалистическая философия прагматизма(научная истина сводится к индивидуальному опыту и проверяется только практической полезностью). Следуя чему Паунд полагает, что право всегда- это субъективный опыт. Задачи права непознаваемы, а различные ценности содержащиеся в НПА противоречивы. Единственный объективный критерий права- его полезность, практическая значимость. Т.о. Паунд изучает лишь реальный правопорядок(судебный и административный процесс).

По нему важн задачей теории права является создание «социальной инженерии», т.е. системы средств, с помощью которых устанавливается баланс и контроль в обществе. В человеке есть 2 инстинкта- агрессивный и социальный, и чтобы их борьба не уничтожила цивилизацию необходим контроль, который возлагается на право(не религию, мораль). В связи с постоянно усложняющейся жизнью лишь право способно поспеть за постоянно изменяющимися социальными отношениями.

Право- высшая форма социального контроля, особенностью которой является принудительность. Оно должно защищать «основные ценности и вечные начала цивилизации», т.е. принципы, нормы и институты либерального порядка(либерализм = свобода рын экономики + правовое государство). Для этого Паунд выделяет интересы по их социальной ценности и пределы их удовлетворения: публичные(государство), общественные(поддержание режима безопасности общества, охрана жизни и прогресса) и индивидуальные(права и свободы человека). Он выделяет 3 значения права: 1) законодательство; 2) правопорядок, поддерживаемый принуждением; 3) судебный и админ процесс. 2) и 3) наиболее предпочтительны, т.к. они составляют ядро социального контроля, представляют собой реальные средства «социальной инженерии».

Он разграничивает «право в книгах»(законодательство) и «право в действии»(правопорядок, суд и адм процесс), т.к. всегда сущ различия между текстом закона и его применением. При реализации норм права учитываются особенности конкретного дела, т.о. он склоняется именно к реализации(применению) норм права. Он предлагает ввести «юстицию без права», т.е. судопроизводство, не жестко привязанное к законодательству(т.к. в других странах процесс не способен реагировать на меняющиеся социальные условия). Для чего он делит отрасли права на 2 группы: отрасли, нормами которых следует руководствоваться безусловно(Граж право, коммерческое право), и отрасли, нормы которых имеет относительное значение(Уг право, Адм право), т.к. отрасли УП и АдмП плохо приспособлены к юридической квалификации индивид человеч поступков. Для осуществления таких полномочий необходимо расширить полномочия правоприменительных органов, основой чего должны стать правосознание, интуиция и опыт судей.

3. Продолжением воззрений Паунда стала школа «реалистов». Осн предст-ли: Карл Ллевеллин (1893-1962) и Джером Фрэнк (1889-1957). Эта школа существовала до 1950-60ых годов, когда умерли её основные представители. ОП: «Юриспруденция. Реализм в теории и практике» (Ллевеллин), «Право и современное сознание» (Фрэнк), «Суды в судебном процессе» (Фрэнк).

«Реалисты» довели до пределов традицию отрицания юридического позитивизма, они отождествляли право и юр практику, ценность права зависит от эффективности правоприменительной деятельности. Методология- прагматизм и бихевиоризм( влиятельное направление в психологии, согласно которому поведение человека есть совокупность реакций организма на раздражители внешней среды).Т.к. для них право прежде всего процесс, то важнейшими факторами, влияющими на вынесение решения являются не правовые нормы, а сами участники процесса, особенности и мотивы их поведения. Основной субъект права- судья, который творит «реальное» право.

Ллевеллин в своей работе «Юриспруденция. Реализм в теории и практике» заявляет, что есть нормы бумажные и реальные(возникающие в ходе правоприменительной практики). Только реальное право способно соответствовать разнообразным и изменчивым жизненным случаям, т.к. сам жизненный случай, ставший рассмотрением в суде, задает рамки «реальной нормы». Бумажные нормы рассматриваются как фактор, который судья может принимать во внимание, а может игнорировать.

Работы Фрэнка «Право и современное сознание», «Суды в судебном процессе» весьма радикальны. Право представляется как нечто неопределенное, в чем и проявляется его социальная ценность, т.к. оно не ограничивает рамками развития общества. Подлинным судьей м.б. только опытный юрист, критично оценивающий закон, кто способен самостоятельно творить право. Правовые нормы изначально являются неопределенными, что предопределяет далекое от истины судебное решение, т.о. Фрэнк отрицал существование правовых норм и не видел реальной возможности установить истину по делу, в отличие от Левеллера.

Т.о. социологическая школа показала ограниченность формально-догматического метода, некоторый субъективизм при принятии судебных решений, важность учета всех факторов(юридических, социальных, психологических) для выяснения истины по делу.

40. Л.И.Петражицкий

Эта школа складывается в 20 веке. Основной представитель - Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Россия.

Произведения: «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии", "Теория права и государства в связи с теорией нравственности".

Право понимается как психический феномен (понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств), также как состояние психики, при котором лицо осознает свой долг и свое правомочие на исполнение обязанности. Оно не вписывается в традиционную систему психических явлений(сознание, чувство, воля). Он подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные(сознание и чувство), односторонне-активные(воля) и двусторонние, пассивно-активные(эмоции), содержащие элементы и чувства и воли. Эмоциям приписывалась исключительная роль, т.к. они управляют человеком, вызывая определенные действия. Эмоции подразделяются на первичные (голод, сон, страх), которые автономны от социальной среды. Это своеобразные инстинкты. И бланкетные, связанные с поведением человека в обществе, и они направлены во вне (на людей, само общество). На их основе начинают действовать если человек находится в общении. Бланкетные эмоции он называет этическими(вызывают определенные нравственные и правовые обязанности). Те обязанности по которым другим лицам ничего не причитается со стороны обязанных, являются нравственными. Те обязанности, которые закреплены за другими людьми, по которым то, к чему обязана одна сторона причитается другой стороне как нечто должное, являются правовыми.

Этические эмоции - база для формирования соответствующих социальных норм. Те нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, но не дают другим право притязания на исполнение называются императивными. Это нравственные нормы(пример: благотворительность). Те же которые дают право притязания - императивно-атрибутивные. Это правовые нормы(пример: уплата вознаграждения прислуге).

Право существовало задолго до появления законодательства - "интуитивное право" (не "естественное"), как регулятор, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без внешних специальных средств принуждения. Оно отражало состояние обязанности по отношению к другим, что позволяло сосуществовать друг с другом. Но обилие интуитивных прав чревато конфликтами, что приводит к позитивации права, т.е. определения прав и обязанностей по однообразным для всех признакам (это и нормы, установленные государством, и нормы, действующие в социальных группах, и различные правила игр, этикета). Когда интуитивное право опирается на эти нормы, оно превращается в позитивное право, как двустороннее эмоциональное состояние, вытекающее из требований к-л социальной нормы. Нормы позитивного права заменяют собой автономность эмоций личности. В качестве одного из видов позитивного права выделяется право официальное, т.е. нормы, созданные государством (законы, суд решения). Его Петражицкий считал более эффективным. Однако все виды позитивного права представляют собой лишь мелкую частицу в сравнении с множеством житейских ситуаций, регулируемых интуитивным правом ("действовать по справедливости", "по совести"). Его роль в жизни возрастает. Позитивное право наоборот консервативно, оно постоянно отстает от потребностей эпохи. Позитивное право, нарушающее "аксиомы" интуитивного права подлежит отмене. Этот взгляд выразился в отношении к праву России, для преобразования которого он предлагал создать «политику права», задачами кто являлись бы совершенствование человеческой психики, очищение её от антисоциальных наклонностей. Совершенством является господство чистой любви в человечестве.

Петражицкий содействовал обновлению правовой теории, критиковал юридический позитивизм за его догматизм. Заслуга его в том, что он привлек внимание к правосознанию, к его важности в правовой теории.

  Государство- факт правовой императивно-атрибутивной психики, содержанием которой является сознание лицом своего долга и правомочия на исполнение обязанности(Жуков). Право -психический феномен сопереживания людей между собой (Жуков).

Государственная власть строится лишь на сознании зависимости населения от этой власти.

41. Г.Кельзен

"Чистая" теория права Г. Кельзена.

Эта школа выражает идеи нормативизма.

Основной представитель Ганс Кельзен (19-20 вв.) - австрийский юрист.

Основные произведения: "Основные проблемы государственно-правовой науки, развитые с точки зрения учения о принципе права", "Чистое учение о праве", "Право объединенных наций"(проблема соотношения международного и национального права), "Коммунистическая теория права".

О праве: по Кельзену из смежных гуманитарных наук в теорию права привносится идеология, что не позволяет юриспруденции стать наукой в прямом смысле слова, т.е. она становится субъективной и ложно отражает правовые явления. Основным должен стать формально-догматический подход при изучении права. Он находит собственные закономерности права изучая объективное право. В основе подхода лежит позитивизм (направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного знания эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философских исследований). Абсолютизация формально-догматического подхода вела к деидеологизации юриспруденции. На основании такого "чистого подхода" формулируется понятие права - совокупность нормативно-правовых актов, норм права(исходный пункт - только юридические нормы, и никакой идеологии.) Право и идеология несовместимы.

Система права: иерархия различных норм образует правопорядок, юрид основанием которого является основная норма(высшая)- априорное гипотетическое понятие, сходное категорическому императиву, но отличается от него тем, что отсутствует какая-либо определенность(каковы происхождение, природа, содержание основной нормы). Таким образом основная норма - это своеобразный стержень "чистой теории права". В отличие от нее другие компоненты системы права(совокупность всех норм, на базе их единства и субординации) реальны. Основная норма рассматривается как база Конституции. Общие нормы (вытекают из обычаев, устанавливаются законодателем- правотворчество) - это нижестоящий уровень системы. Они подлежат применению компетентными органами. Нижней ступенью являются индивидуальные нормы(судебные решения и распоряжения администрации по отдельным делам). Таким образом он утверждает принцип ступенчатости права с целью представления любой нормы права как непререкаемый вывод из конституции, а значит из «основной нормы». Он отождествляет общие нормы и применение права: создание правовой нормы есть применение высшей нормы, регулирующей её создание, а применение высшей нормы есть создание низшей нормы, определенное высшей нормой, т.е. законодательство есть результат правотворчества, но если принимать в расчет конституцию, оно является применением конституции. Т.к. источником права является само право, то субъект права представляется как совокупность юридических норм, устанавливающих его права и обязанности, а также последствия его поведения в виде санкций. Таким образом преодолевается понимание права с точки зрения его полезности/вредности конкретному индивиду.

Государство: понимается как совокупность конституционных актов о государстве, т.е. он смотрит только на соответствие НПА один другому. Также отождествляются государство с правопорядком, т.е. с реальными отношениями, что является отступлением от его идеологии (такое рассмотрение государства характерно для социологической школы права). Утверждается государственное право, отрицается дуализм публичного и частного права, которые являются лишь продолжением государственной воли, где происходит индивидуализация общей нормы. Лишь нормативный смысл государства составляет его сущность.

Международное и национальное право: возможно двоичное их соотношение: подчинение МП НП и наоборот. Однако, он понимал, что такое допущение является нарушением его правовой теории, т.о. он прищел к выводу, что возможно лишь подчинение национального права международному, чтобы обеспечить юрид равенство государств, правопорядок на международной арене. Следовательно МП ставится выше НП, и их конфликт рассматривается лишь как противоречия высшей и низшей норм. С этих позиция Кельзен считает, что государство есть орган «международно-правовой общности», отсюда и отрицание гос суверенитета, под которым понимается независимость одной правовой системы норм от другой.

Критика марксизма:он пишет, что ошибочно думать, будто государственный механизм имеет своей целью лишь подчинение одной группы другой, тогда как он может служить для самых разл целей, применение - охрана общей собственности на средства производства.

 

 

Махатма Ганди

Махатма Ганди (19-20 вв.) родился в Индии.

Сущность гандизма в стремлении связать религиозную нравственность с политикой. Именно попытка пропитать политику религиозными нормами ненасилия и любви составляла смысл учения Ганди. Существовало как бы два гандизма:

1) чистый теоретический;

2) гандизм на практике, т.е. политическая линия.

Ненасилие для Ганди - не только метод сопротивления, но и и главный принцип целостного мировоззрения. Конечная цель нравственных поисков Ганди - спасение души.

Путь индустриализации представляется Ганди ошибочным. Он считает, что такая цивилизация основана на насилии. Надо жить в гармонии с природой.

Гандистская теория опеки - помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся.

Сарводайя - федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма. В такой федерации не нужна армия и не нужна полиция. Ганди называет такую политическую систему "ненасильственным государством", но осознавая нереальность осуществления такого идеала предусматривает в качестве переходной "преимущесвенно ненасильственное государство". В нём сохраняются вооруженные силы, государство регулирует вознаграждение опекунам или конфискует имущество, если они не выполняют опекунских функций. Ганди даже готов допустить законодательную и принудительную деятельность государства при необходимости.

Идеал Ганди представляет собой один из вариантов утопического социализма.

Также он стремился реформировать индуизм, он не признавал каст.

Ненасильственное сопротивление - некая пассивность.

В понятие "ненасилия" (ахимса) Ганди включает два содержания:

1) позитивное - любовь к человеку и животным;

2) негативное - неприменение силы.

Ганди подводит под тактику ненасилия этическую основу. Цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту. Надо быть покорным, чтобы враг сжалился над тобой.

Для мобиизации участников движения Ганди использует: листовки, несотрудничество с властями, гражданское неповиновение.

 

 

 

 

Теория солидализма Л.Дюги

Леон Дюги (19-20 вв.) - Франция, декан юр факультета.

Прозведения: "Государство, объективное право и позитивный закон", "Курс конституционного права".

Он порывает с юридическим позитивизмом и ставит цель внедрить в юриспруденуию «истинную» науку, т.е. позитивистскую социологию, согласно которой познание имеет своим объектом только внешние проявления фактов и отношений, т.е. "явления", т.к. только они доступны опыту и доказыванию.

Идея социальной солидарности - центральная категория, это "основополагающий факт всякого человеческого общества", заключающийся в том, что люди не жили и не могут жить изолированно друг от друга, в так называемом "естественном состоянии". Этот факт общности отражается в сознании и формирует чувство солидарности. Выдел 2 вида солидарности: 1) "солидарность по сходству" вызвана совпадением интересов людей; 2) солидарность, вытекающая из разделения труда (в соврем обществах становится основным видом, т.к. они различаются высоким уровнем разделения труда. Соц солидарность порождает определнную норму поведения - "социальная норма". Сначала соц норма требовала от любого индивида уважать всякий индивидуальный акт, затем она стала требовать еще и воздерживаться от любого действия, противоречащего солидарности. Соцальная норма включает в себя:

Социальная экономическая норма (низшая): регулирует действия по производству, обмену и потреблению богатств.

Социальная моральная нормас (средняя): регулирует внешнее поведение людей в обществе в соответствии с требованиями нравов.

Социальная юридическая норма: является самой высокой ступенью социальной нормы. Она не имеет собственного содержания, и является по своему содержанию или экономической или моральной. Ей сопутствует сильная социальная реакция в случае её нарушения, т.е. социальное принуждение. Таким образом норма становится юридической, когда для её обеспечения группой индивидов применяется сила. Следовательно право не связывается с государством, и даже ему предшествует, т.к. применяется сила в данном случае самой группой. Чтобы сила не выглядела источником объективного права Дюги указывает еще на одно его основание- чувство справедливости, т.к. именно состояние сознания, формирующегося на основании чувства социальности и справедливости, является созидательным источником права. Справедливость понимается как меняющееся в зависимости от времени и обстоятельств чувство.

Право:понималось как то, что рождается в обществе, вне государства. Тем не менее основываясь на реальной жизни Дюги признавал позитивный закон, но подчиненный объективному праву. С этим связано деление норм права на нормативные: это и есть сами нормы права; Такая норма предписывает каждому человеку, живущему в обществе, определенное действие или воздержание от действия. Если индивид не соотносит свое поведение с такой нормой, то к нему применяются нормы конструктивные: устанавливаются для обеспечения уважения и применения нормативного правила (нормы). В отличие от нормативных правил, которые формируются спонтанно, конструктивные создаются сознательно. Они предполагают существование государства, присущи политическому обществу, т.к. соц реакция в неполитических обществах спонтанна и не урегулирована. Конструктивная норма получает силу не от государства, а от юридической нормы. Она не всегда формируется государстовом, например обычай. Нормативные правила ("объективное право") существуют независимо от конструктивных норм, т.к. именно они заставляют законодателя, действуя через сознание большинства людей (т.е нормы формируются не законодателем, а обществом), придать им форму закона и обеспечить их конструктивными правилами. Объективное право - это совокупность множества конкретных нормативных правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей, охраняемых конструктивными (техническими) нормами, издаваемыми государством. Дюги не забывал и об обязанностях: как говорил Конт "каждый имеет долг и при том по отношению ко всем".

Собственность не является субъективным правом. Она есть социальная функция обладателя имущества, т.е. собственность связывается с выполнением обязанностей индивида, она представляется не как право, а как основание для осуществления лицом определенных социальных обязанностей.

Личность: индивид - не цель, а только средство, т.е. человек предстает как часть огромного социального механизма. Целью существования человека является лишь выполнение своих обязанностей.

Государство:он не соглашается с концепцией правового государства. Власть есть социальный факт, но не право. Она становится правом лишь в меру соответствия норме солидарности. Он уверен, что к управлению можно привлечь все соц группы, для чего нужно привлечь синдикаты, которые будут представлять интересы рабочих и капиталистов. Утверждается окончание классового господства. Результатом всего этого станет окончание существования государства как политического института, за властвующими останутся функции управления, надзора и контроля в едином корпоративном обществе. Место государства традиционного займет государство корпоративное, которое будет строится на базе синдикатов и социальной нормы. В этих целях он предлагал изменить строй Франции: палата депутатов должна избираться на основе пропорционального представительства, чтобы были более полно представлены все слои, Сенат должен стать собранием синдикатов. Отношения между классами регулируются договорами. Все законы должны соответствовать норме социальной справедливости.

Революция:стоял за реформы; отрицательно относился к разжиганию борьбы между классами и считал это преступлением, т.к. верил, что мы идем к режиму координации и иерархии классов.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!