Политико-правовые взгляды П.А.Кропоткина.



Пётр Алексеевич Кропоткин (19-29 вв.). Произведения: "Речи бунтовщика", "В русских и французских тюрьмах", "Хлеб и воля", "Взаимопомощь как фактор эволюции", "Записки революционера", "Идеалы и дейстивтельность в русской литературе», "Великая французская революция 1789-1793", "Современная наука и анархия". Выдвинул идею общего для животного мира и человека закона взаимной помощи, который определяет процесс эволюции. Суть его в следующем. Обстоятельства жизни иборьба за существование вынуждают все виды живых существ объединяться во имя общих интересов. Тот вид, который способен организовать свою жизнь на максимально солидарных началах, оказывается в более благоприятных условиях для выживания. Прогресс прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимной помощи. Но формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи, некоторые учреждения, особенно гос-во , препятствовали развитию начал солидарности, тем самым противодействуя движению человечества вперёд.

Историю Кропоткин рассматривал как цикличное и прерывистое развитие. Каждый цикл проходит строго определённые фазы развития: от первобытного племени – через сельскую общину и вольный город – к государству. Государствово выступает как стадия цикличности, повторяющаяся форма организации финального периода развития любой цивилизации перед её гибелью. Вслед за гибелью общества наступает новый виток развития, который также через определённый промежуток времени себя изживает. Гос. стадия общества является нарушением принципа взаимопомощи и разрушением солидарности людей. Государствово – это "бесконечно-длинный ряд преступлений". Проихождение государстваКропоткин объяснял рядом причин. Первая из них экономическая и классовая. "Само историческое развитие гос-ва было вызвано не чем иным, как возникновением земельной собственности и желанием сохранить её в руках одного класса, кот-й таким образом стал бы господствующим". Важное место в генезисе гос-ва отводилось правосудию. Суд. власть рассматривалась как первоначальная по отношению к другим ветвям власти. Другие факторы возникновения государства: психологическое желание господствовать над массами со стороны меньшинства воинов, законоведов, учёных и священников; "необходимость обезопасить себя против насилия чужестранцев; церковь, кот-я требовала повиновения власти; римское право, т.е. византийское право, кот-е в свою очередь происходит от восточных деспотий". Смысл существования гос-ва заключается в том, чтобы мешать всякому естественно складывающемуся союзу людей, душить уже существующие вольности, и всё это для того, чтобы подчинить народные массы ничтожному меньшинству. К.отрицательно относился к любой форме гос-ва, поскольку все они имеют эксплуататорскую сущность. Парламентаризм – не способен осуществлять возложенные на него функции, иллюзорное представительство народа. Столь же отрицательно его отношение к идее диктатуры про­летариата. Государство как причина всех общественных зол устраняет­ся социальной революцией. Только она может вывести человечество из безнравственного царства насилия, со­зданного государством, и привести его в царство свободы. В по­нятие социальной революции, которая имеет закономерный, неизбежный характер, он включал не только момент разруше­ния, насилия, но и момент созидательный, прежде всего духов­но-нравственный. Идеал Кропоткина—анархия, где все отношения между людьми регулируются «взаимными соглашениями, свободно со­стоявшимися, равно как и привычками и обычаями, так же сво­бодно признанными». В этом обществе не должно быть ника­кого владычества человека над человеком, обеспечены условия для развития личности, для реализации всеобщего равенства в правах. Анархия, по Кропоткину, установится не сразу, а после свое­образного переходного периода. На этой стадии допускалось временное существование государственного федерализма как несовершенного проявления универсальной закономерности есте­ственного федерализма в природе и обществе. Федерализм — форма, соответствующая закону взаимной помощи. Кропоткин различал несколько видов федерализма: федерации и конфедера­ции родов и племен у дикарей и варваров, федерации вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные ему го­сударственные федерации и будущие безгосударственные феде­рации. В признании федеративных гос-в после социальной революции проявляется реализм К. и умение считаться с историческими фактами. Революционный народ при помощи федеративного государ­ства уничтожает частную собственность во всех сферах, проводя экспроприацию, "возврат обществу того, что ему принадлежит по праву". После краткого переходного периода общество вступит в ста­дию анархии, где все вопросы организации будут решаться путем свободного соглашения. Это будет коммуна, состоящая из ряда самоуправляющихся общин, которые добровольно объединяют­ся в свободные федерации, так как "стремление к децентрализа­ции" для анархо-коммуниста — социальная закономерность. Анархия понималась как общество, где существуют дисциплина, порядок и разумная организованность, но все это идет снизу, а не сверху. Гарантии против возможных злоупотреблений властью Кропоткин видел в социальных институтах (производственные и научные ассоциации, трудовые коллективы, рабочие союзы, коо­перация и др.), в общественных навыках и гражданской позиции каждого человека. «Коммунизм нельзя на­вязывать свыше». Отсюда критика государственного социализма, политики большевиков в первые годы советской власти. В правовых взглядах Кропоткина содержатся элементы есте­ственно-правового, исторического, психологического, биологи­ческого и социологического подходов. И все же основным мето­дом анализа правовых явлений стал в его творчестве биосоциоло­гический эволюционизм. Всеобщим законом органической эволюции Кропоткин счи­тал закрепление в поведении животных и человека цепи чувств, инстинктов: взаимопомощь - справедливость - нравствен­ность. Законы, установленные государством, мешают развитию вза­имной поддержки и равенства, неизбежно порождают злоупот­ребления. К. соглашается с формулой: «Много зако­нов – много преступлений». Законодательство как «форма проявления права» в теории Кропоткина — явление преходящее, классовое, причем неизбеж­но классово-эксплуататорское, а основы права- явление веч­ное, общечеловеческое, коренящееся в природной инстинктив­ной справедливости человека.

Кропоткин стремился избежать крайностей анархической доктрины, придать ей научный характер, сделать ее более гибкой и реалистичной. Удалось это лишь частично. Готовность к компромиссу не избавила учение Кропоткина от утопизма, свой­ственного всей школе анархистов.

В.И.Ленин

Ленин — крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной осно­вы этого движения — ленинизма, который сам Ленин рассматри­вал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала.

ОП: «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция».Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его тео­ретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей право­те, твердость в отстаивании намеченного курса.

Вслед за Плехановым Ульянов доказы­вает неизбежность становления капитализма в России, наи­вность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80—90-х гг. с револю­ционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» — 1894, «Развитие капитализма в России» — 1899 и др.).

К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталис­тическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60—70-е гг.) была упущена.

Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.

Ситуация, породившая ленинизм,—российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодаль­ной стране, которая страдала больше от недостаточности капита­листического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация ти­пична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с фе­одализмом, соответствовала марксизму?

Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погиб­нет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину — в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не ут­вердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической ре­волюции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеха­нов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канона­ми марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу — пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы. Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство на­селения России, а пролетариат — меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин все­гда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская те­ория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к россий­ским условиям очевидны.Свои представления о революции Ленин осуществлял с ред­кой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX — начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, орга­низовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особен­ность ленинизма, его действенный, практический характер.

Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа»)как главного средства подготовки и осу­ществления революции. Мысли Ленина о партии в системати­ческой форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией. Взгляды Ленина на перспективы револю­ции в России изложены во многих статьях 1905—1907 гг., а в сис­тематической форме — в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).Государство — продукт непримиримости классовых противоречий, орудие клас­сового господства. Буржуазное государство — диктатура буржуа­зии. Оно должно быть уничтожено.

 В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти. Каковы основные положения большевизма?На II съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образова­лось два (впоследствии далеко разошедшихся) течения - большевизм и меньшевизм Большевиков возглавил Владимир ИлъичЛенин (1870-1924). Основное внимание в теории большевизма было уделено разработке по­ложений о классовой природе государства как официальной политико-организационной формы диктатуры господствующего класса, об ущербности буржуазной демократии и парламентаризма, о сломе буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства с развитием социализма. Ленин опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам государства и права, среди которых «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммуниз­ме» (1920) и др.

Взгляды В. И. Ленина на государствоЦентральное место в многочисленных работах В.И. Ленина (1870-1924) занимала проблема государства - его прошлое, насто­ящее и будущее, сущность и формы, роль государства в жизни об­щества. Особое внимание было уделено обоснованию следующих положений.

Классовая природа государства.Классовость - врожденная, не­отъемлемая и все определяющая черта государства, присущая ему в силу нескольких причин: 1) в государстве воплощен антагонизм клас­сов, расколовший общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономиче­скими интересами; 2) аппарат государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) формируется из представителей господствующего класса, хотя бюрократия (в особенности занятое от­правлением исполнительских функций чиновничество) может рекру­тироваться также из других социальных слоев; 3) государственная машина осуществляет политику, выгодную главным образом господствующему классу, отвечающую его коренным экономическим, поли? тическим и идеологическим интересам.

Диктатура пролетариата.Диктатура определенного класса это власть, осуществляемая им как господство над всеми остальными соци­альными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам действий всех членов общества. Это опора власти господствующего класса непосредственно на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия выделяется в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. Непременным признаком диктатуры класса яв­ляется ее полная свобода от соблюдения каких бы то ни было законов.

Негативное отношение к демократическим институтам. Демо­кратия, свобода, право, принципы гуманизма - в буржуазном обществе малозначащие компоненты общественно-политической жизни, способ­ные лишь прикрывать диктатуру класса внешне привлекательными атрибутами, скрывать угнетательский характер государства и тем са­мым вводить в заблуждение народные массы. Они достойны только ра­зоблачения и отрицания, но некоторые из них (парламентаризм) следу­ет использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Разрушение буржуазной государственности.Он видел в этом слом бюрократических и военных институтов государственной власти, лик­видацию репрессивного аппарата, замену на ключевых постах управ­ления государства чиновников представителями рабочего класса. Это также отказ от территориального принципа формирования представи­тельных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежно­сти) перед законом и от других начал демократического устройства.

Пролетарское социалистическое государство.Как орудие дикта­туры рабочего класса оно учреждается не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления противников. Диктату­ра пролетариата нуждается в собственном государстве также для ру­ководства социалистическим хозяйством.

Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов, сочетаю­щая черты государственной и общественной организации; соединяющая элементы представительной и непосредственной демократии, вовлека­ющая трудящихся в политическую жизнь. Советы законодательствуют, исполняют законы, контролируют их выполнение. Такая республика строится и функционирует на основе демократического централизма (выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и под­контрольность, сменяемость депутатов и т.д.).

Большевистская партияв системе диктатуры пролетариата самостоятельна, но ее персональный состав сращивается с государ­ством.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в осо­бенности на «технологию» осуществления политического господства, его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий междуна­родный резонанс.

Р.Иеринг.

Рудольф фон Иеринг (19 век). Произведения: "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Борьба за право", "Цель в праве".

Один из крупнейших немецких юристов XIX века. Исходит из философии позитивизма. Он полагает, что в природе действует щакон причинности, закон механического свойства, в обществе же действует целевой закон, закон психологического свойства, который гласит: «нет деяния без цели». Возводит стену между природой и обществом и отрицает, что в обществе, как и в природе, независимо от воли и сознания людей действуют определённые закономерности. Телеологический подход. Социальная деятельность обеспечивается двумя факторами – эгоизмом и самоотречением. Признавалосновным моитвом человеческой деятельности эгоизм, но достигая эгоистических целей индивид одновременно удовлетворяет некоторые потребности других членов общества и тем самым содействует достижению общественных целей. Для приведения действий эгоистического индивида в соответствие с целями общества Иеринг предлагает два старых средства: вознаграждение и принуждение (наказание). Вознаграждение осуществляет в сфере гражданского оборота, наказание – гос-вом.

Гос-во и право должны обеспечить спокойное существование общества. Учение И. о праве тесно связано с понятием интересов и их обеспечением посредством силы. Формирование права И. представлет соедующим образом. С того момента, когда природа перестала доставлять без всяких усилий со стороны человека достаточное количество средств для поддержания его существования, возникла первая причина для приобретения имущества с целью обеспечениясобственной жизни. А без права «нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества». Гарантом права первоначально выступает сила отдельного индивида, посредством которой он в случае столкновения с себе подобным решал борьбу в свою пользу благодаря физическому превосходству. И только на высших ступенях человеческого развития право, утверждал Иеринг, есть парвильно понятая политика власти, своего рода опыт, который учит адекватному применению силы и власти. И в этом случае право охраняется посредством силы, превосходящей силу каждого отдельного индивида, а именно государственной властью. Право имеет целью условия существования всего общества. Право осуществляет необходимое принуждение иобеспечивает выполнение обязаьельств в гражданском обороте. Оно позволяет ввести в осуществление эгоистических целей индивидов известный порядок, дать расчётливому эгоизму гарантию практического успеха и одновременно защитить интересы общества. В произведения И. содержится несколько определений права. 1) Право есть совокупность действующих в государстве принудительных норм. 2)Право есть система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечивамых внешним принуждением, т.е. государственной властью, или что право есть юридически защищённый интерес. Также И. пишет, что 2 элемента образуют понятие права: 1)субстанциональный, в котором заключается практическая цель права, а именно: польза, благо, ценность,которые д.б. защищены правом; и 2) формальный, который относится к цели, как к средство.

Цели гос-ва и права совпадают. Классовый подход к этим явлениям И. отвергает. Основной идеей гос-ва представляется обеспечение общих всем интересов против угрожающего им частного интереса. Важнейшее свойство гос-ва способность применять принуждение. Но гос-во должно самоограничиваться правом. Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её стремлениям создать сильное национальное гос-во, обеспечивающее условия для успешной экономической деятельности. Его теория называется: «реалистическая теория права».

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!