Полит.взгляды Г. В. Ф. Гегеля.



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (18-19 вв.) родился в Германии, объективный идеалист, основная категория его философия - абсолютная идея. Она означает первичную реальность, т.е. то, что вечно. Она проходит в своём развитии три этапа:

1) раскрытие абсолютной идеи - развитие понятий, от общих к конкретным;

2) самодвижение абсолютной идеи - её воплощение в природе, раскрывает в природе своё содержание.

3) раскрытие самой абсолютной идеи, её возвращение к себе самой через природу.

На превый взгляд эта система сложна и необычна, но на самом деле Гегель воспроизводит основы христианства (первая стадия - существование Бога до сотворения мира, затем Бог создаёт природу, но этот мир стремтся через сознание человека обратно к Богу).

Его философия имеет систему и метод.                                                                                                            

Система Диалектика - как метод и как теория

1) наука логики Метод познания основан на тезис-антитезис-синтез.                         

2) философия природы Теория - онтология бытия.

3) философия духа:

А. Субъективный дух (индивидуальная душа)

- антропология (душа как чувствующая субстанция тела)

- феноменология (превращение души в сознание)

- психология (теоретические и практические способности души)

Б. Объективный дух - к нему относятся право и государство.

- абстрактное право- это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан; сфера возможного проявления свободной воли человека. В триаду, объединяемую этим названием Гегель включает собственность (право осущ. волей одного), договор (согласование воли двух или несколбких лиц) и неправо (здесь не согласие, а противоречие). Второе звено триады- мораль (область должного, а не возможного, оценка поедения человека, его поступков). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (это сфера общественная). В сфере нравственности человек является субъектом объединения, которых три: семья, гражданское общество и государство. Они и входят в триаду, раскрывающие нравственность. Семья - естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи, ей противостоит гражданское общество, где отрицается принцип единства, на котором строится семья, это сфера обособленности, противоречий и конфликтов. Отсюда необходимость высшей власти государства, призванного обеспечить подлинную свободу индивидов взамен войны всех против всех.

В. Абсолютный дух

- религия

- эстетика

- философия.

Идеальная форма правления - конституционная монархия. Наследственная монархия предпочтительней выборной, она предаёт государству индивидуальную форму. В процессе законодательства участвуют король, правительство и представительные органы. Представительные органы формируются по сословному признаку. Верхняя палата формируется из земельной аристократии. Нижняя палата представляет три сословия гражданского общества (субстациональное, промышленное и всеобщее). Депутаты делигируются общинами, корпорациями. Гегелевская "Конституция" не дотягивает до уровня конституционной монархии. Это приспособление парламентских форм к жёсткой структуре просвещённого абсолютизма и и деализация прусских порядков. Высшая форма развития для Гегеля - национальное государство, поэтому он считал международное право не действительным, а лишь долженствованием. Гегель видит в войне нравственное начало, которое не позволяет считать её абсолютным злом. Он считает, что война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки.

Представление Гегеля о всемирной истории также проникнуто националистическим духом. Он делит всё прошлое на 4 фазы: восточное, греческое, римское и германское. Каждая эпоха отмечена лидерством одного народа.Работы: "Философия права", "Наука логики".

Т.Джефферсон

Томас Джефферсон (1743 – 1826). Произведения: "Заметки о штате Виргиния", проект Декларации независимости США (1776)

За исключением раннего периода своей жизни, Т. Джеффер­сон сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право. То, что мы зна­ем о его идеях, почерпнуто из Декларации независимости и ог­ромного эпистолярного наследия. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложе­ны в Декларации независимости Соединенных Штатов.В преамбуле Декларации Джефферсон решительно отказыва­ется от распространенной тогда доктрины «божественного права королей» и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека. Затем идёт список злоупотреблений Георга III, который занимает добрых две трети доку­мента, хотя, как полагали многие критики Джефферсона, хва­тило бы и одной фразы. За ним в основной части Декларации идет перечень попыток воззвать к совести монарха. Тем самым Джефферсон добился композиционного контраста: агрессивно­му узурпатору противостоит робкая жертва. Вывод автора Дек­ларации категоричен: народ имеет право на независимость от тирана. На фундаменте естественных прав человека Джефферсон вы­строил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Учредив государство, народ остается един­ственным носителем суверенитета. Из идеи народного суверени­тета выводилось право народа на смену власти. Но в конечном счете симпатии Джефферсона склонились к регуляр­ным и весьма глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового по­коления американцев. По форме правленияДжефферсон видел США только респуб­ликой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш.Л. Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства. В конце XVIII в., когда вплоть до буржу­азной революции во Франции Европа не знала ни одной сколько-нибудь крупной республики, идеи Джефферсона по этому воп­росу представляли собой новое слово в политической науке и способствовали развитию антимонархических и антифеодальных процессов. В качестве формы государственного устройстваДжефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центра. Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и зако­на—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Что касается разделения властей, идеи в то время от­нюдь не новой, Джефферсон видел в нем скорее некий общий принцип, нежели инструмент для достижения подлинного наро­довластия. Вся власть д. исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не уре­зать, а расширять. Будущие Соединенные Штаты виделись Джефферсону аграрной республикой с сильны­ми демократическими традициями, поставщиком сельскохозяй­ственной продукции на европейские рынки. Всячески пытался закрепить принцип мирного решения международных проблем.

 

 

Полит.взгляды декабристов.

Декабритсы.

Павел Иванович Пестель и Никита Михайлович Муравьёв (оба жили в 18-19 вв.)

Политико-правовые идеи радикльного крыла (Южное общество) изложены в работе Пестеля "Русская правда". Происхождение общества и государства Пестель связывает с естественными законами человеческого бытия, которые определяют обязанности людей по отношению к друг другу. Согласование целей и средств достигается при помощи общественного договора в гражданском обществе, где все должны быть равны перед законом. Цель общественного договора - благоденствие всего общества вообще и каждого из его членов. Пестель предлагает проект аграрной реформы с частичным обобществлением земли. 

Правительство должно создаваться не для ограничени ясвободы, а для содействия ей. Революция является радикальным средством прекратить злоупотребления и восстановить свободу. Общество страдает не от революции, а от её отсутствия. Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного управления, которое продлиться 10-15 лет после победы революции. Его сочинение призвано послужить временному правительству. Самодержавие по его проекту решительно уничтожалось, весь царствующий физически истреблялся в самом начале революции и провозглашалась республика, базирующаяся на принципе народного суверенитета. Объявлялось равенство всех перед законом.

Республика Пестеля - унитарное государство и состоит из губерний, областей. В каждой области ежегодно избиралось общее собрание жителей, котрое выбирало своих депутатов в местные органы власти - наместные собрания, которые выбирали представителей в высший законодательный орган власти - Народное вече (депутаты избирались на 5 лет, только оно имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир). Исполнительная власть вручалась Державной думе (состоит из 5 членов, выбранных Народным вече на 5 лет, председателем был тот, кто заседает последний год). Наряду с исполнительной и законодательной властями Пестель выделял блюстительную власть (контроль за первыми двумя). Ей центральным органом был Верховный собор (состоял из 120 членов). Вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан. Пестель настаивал на освобождении крестьян с землёй, а в каждой волости хотел разделить землю на две части: общественную землю и ту, которая держится на праве собственности.

Умеренное направление декабристов представлял член Северного общества Муравьёв.

Россия - федерация (из 13 держав). Законодательная, исполнительная и судебная власти разделены в его Конституции. Орган законодательной власти - Народное вече (верхняя палата - Верховная дума, нижняя - Палата народных представителей). Исполнительная власть принадлежит императору. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - Палаты выборных и державной думы. Вводился суд присяжный и полиция. Конституция характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала был полноправным гражданином.

 

И.Бетман.

Иеремия Бентам (18 век), Англия, либералист.

Произведения: "Фрагмент о правительстве", "Анархические софизмы".

 Общественный договор - фикция, которая ведёт к смуте. Государство возникает путём насилия. Бентам стремится поставить право на научную основу, главный принцип - утилитарность, полезность, критерием которого является обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей. Более подробное обнородование принципа полезности дано в "Введении к принципам нравственности и законодательства". Бентам анализирует механизм человеческого поведения, в основе которого эгоизм. Также поведение человека может определяться и общественными санкциями - моральными, религиозными.

Бентам видит в государстве конгломерат граждан, индивидов. Сначала он хотел довести здравые мысли до правящих кругов (предлагал проект преобразования тюрем, больниц), но король не понял этого, что убедило его в том, что власть преследует только свои цели. Бентам хотел провести реформу права. С той поры его деятельность была направлена на обеспечение парламентской реформы.

"Конституционный кодекс".Его содержание распадается на 4 части:

1) теоретические вопросы (политические принципы); целью правительства в любом государстве должно быть наибольшее счастье наибольшего числа людей. КП призвано превратить правительство в опекуна своих подданых. Два понятия суверенитета: а) учредительная власть принадлежит народу и б) действующая власть, которая делится на законодательную и исполнительную.

2) формы государвства; он отвергает монархию, аристократия также основана на ложных принципах. Единственная возможность осуществить принципы утилитаризма - демократия.

3) плохое управление; своекорыстные власти удерживают народ в повиновении посредством коррупции, сомволов (трон, корона...).

4) организация, компетенция и деятнльность новых политических учреждений; правительство служит общему благу, только если учреждения строятся так, что правители, чиновники, стремясь к собственному счастью, не смогут в то же время не служить общему счастью. Высший законодательный орган - однопалатный парламент формируется на один год на основе равного всеобщего избирательного права. Премьер-министр избирается парламентом на 4 года.

Средства обеспечения хорошего аппарата управления: контроль общественного мнения, экзамены для кандидатов.

Всякое государственное регулирование экономики является покушением на свободу. Он сторонник либерализма в экономике.

Право - воля суверена. Квалификационный признак права -санкция, правом может быть только то, что наказуемо. Закон должен быть ясным и общедоступным. Это он видел в системе кодификации.

Международные отношения. Государство имеет право на сопротивление внешней агрессии. Бентамовский план состоял в создании конфедерации.

 

 

Дж.Ст.Милль

Джон Стюарт Милль(1806-1873). Сын Джеймса Милля, сподвижника Бентама.

Произведения: "Принципы политической экономии" (1848), "Утилитаризм", "Автобиография" (1870), важнейшие политические сочинения: "О свободе", "Мысли о парламентскойреформе" (1859), "Представительное правление".

  Отходит от атомизма Бентама, для которого существовали только индивид и государство или общество, понимаемое как конгломерат индивидов. По мнению Милля в обществе не только сущ. классы, но и господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса. Принцип равенства не сводил к формальному равноправию. Милль – противник классового понимания социализма. Рабочие и наниматели должны обладать примерно равным представительством в парламенте. Его путь – пропаганда социалистических принципов, нравственное воспитание, реформы, постепенность, смягчение неравенства. Предлагал ограничить право наследования.

Первым привлёк внимание к возможным отрицательным последствиям демократии. Озабочен соотношением свободы и демократии. Индивидуальную свободу определяет как право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер. 3 компонента личной свободы: свобода совести (мысли, чувства, мнения); свобода выбора в преследовании той или иной цели (свобода действовать); свобода объединения с другими индивидами. Стремится уберечь личность от тирании не только государства, но и общества. Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам. Предостерегает от опасностей представителей правления: снижение качества власти и тирания большинства. Для того, чтобы этого избежать предлагает проект реформы избирательной системы, выдвинутый в 1855 году Герром. Суть: делением числа избирателей на число мест в парламенте получают норму представительства. Кандидат должен получить минимальную норму. Голосовать можно за кандидатов, выдвинутых в любом округе. Избиратель может указывать несколько кандидатов, чётко обозначая порядок предпочтения. Если кандидат, указанный первым уже набрал необходимый минимум, то голос переходит ко второому кандидату. Считал разумным, когда люди по своим интеллектуальным качествам более пригодные для руководства, обладали не одним голосом.

Считал, что следует упразднить палату лордов. Как и Бентам, он видел в сочетании демократии с эффективной и подлежащей контролю представит. органов и общественного мнения бюрократией основу разумного гос. строя. Судьи чиновники подбираются на основе конкурсных экзаменов.

Разделение властей – существенный признак правильно функционирующего государства, качества государственного механизма.

  Милль внёс существенный вклад в развитие западной либеральной демократии. Его стремление к компромиссу, сближению противоположных тенденций свидетельствует об умеренности, терпимости. Хотя они и нереалистичны во времена Милля. Он хотел создать учение, которое объединило бы рабочих и капиталистов, консерваторов и либералов. Милль стремился выйти за рамки либерализма в социальном плане.   


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!