Политико-правовые взгляды П.Ж.Прудона.



Н. Ж. Прудон (19 век), Франция.

Работы: "Что такое собственность?", "Система противоречий, или Философия нищеты", "Главная идея революции XIX века", "Война и мир".

Прудон считает государство прочным установлением, несущим в себе зло и возникает как порождение инстинкта, спонтанности, суеверия, невежества, а не разума и просвещения. Государсвто вырастает из худших патриархальных черт семьи. Его зло в том, что оно представляет собой власть одних над другими, а также его зло и в том, что оно враг свободы. По своей природе оно является эксплуататором по отношению как к личности, так и к обществу.

Анархия - это свободный общественный строй, где каждый управляет собой, т.е. самоуправление. Главное отличие анархии от государства в том, что она перестаёт быть деятельностью внешних сил и чуждых человеку, становится делом каждого, царит полная свободадля индивидов и групп всупать друг с другом в социально-экономические отношения. Добровольные, взаимовыгодные обязательства ("мютюэлизм") - основа социальной и экономической гармонии. Формой объединения свободных общин и коммун служит федерация. Этот союз полностью доброволен, и каждый участник может свободно входить в него и выходить.

Места парламентских ораторов и партийных вождей займут профессора и академики. "Наука управления должна быть сосредоточена в одной из секций академии, а постоянный секретарь является премьер-министром".

Собственность- это кража, которая служит средством эксплуатации и присвоения труда другого. Но Прудон осуждает только крупную собственность, а мелкая частная необходима для воспитания трудолюбия. Задача социального преобразования не в искоренении частной собственности, а в её распределении.

Прудон был противником коммунизма.

Ж.-Ж.Руссо

Жан-Жак Руссо (18 век) – французский радикал.

Основные произведения: "Об общественном договоре, или Принципы политического права", "Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми".

Естественное и гражданское состояние.

 Естественное и общественное неравенство. Естественное – неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии. Общественное неравенство – основано на социальных условиях. Традиционный взгляд: общественное неравенство – прямое следствие естественного: богаты и знатны трудолюбивые, сильные люди. Руссо не согласен: повсюду сильный подчинен слабому, мужественный – трусливому.

Стадии естественного состояния: 1) состояние дикости; Люди жили поодиночке, общались с природой, удовлетворяя свои потребности за счет нее. Не было основания завидовать другим. Для полного счастья человеку не хватало регулярного общения с себе подобными; 2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей - начинается вторая фаза. Появляются зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям) и одновременно первые конфликты.

Роль частной собственности в образовании государства. С обработкой земли возникла частная собственность, которая привела к разладу в обществе. Появление частной собственности и социального неравенства привели к несправедливым захватам богатых, зависти и мести бедных. Началась война всех против всех.

Особенности понимания общественного договора. Выход был придуман богатыми: выработать соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны все подчиняться. Но такое соглашение обман. Правила, благоприятные для богатых, были возведены в ранг закона. Потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Действительный выход – создание гражданского состояния как подлинного договора между народом и правителем.

Концепция народного суверенитета. Объединившись в государство, люди отказались от своей естественной свободы в пользу «общей воли». «Общая воля» не тождественна «воли всех». Общая воля имеет в виду общие интересы, воля всех – частные, сумму изъявленных воль частных лиц. Частные партии, группы и объединения вступают в конкуренцию с сувереном (народом). Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Поэтому Руссо отвергает осуществление высшей власти через представителей. Суверенитет, т.е. право законодательствать, пребывает только в народе. Народный суверенитет неотчуждаем и неделим. Обеспечение: нарушение общественного договора приводит к возвращению в естественное состояние, допускается восстание народа. 

Народный суверенитет и права человека. Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, диктатуре общей воли.

Формы правления. Формы государство – законодательная власть. Формы правительства – исполнительная власть. Форма управления зависит от воли народа. На выбор формы влияет территория, население, климат.

Демократия; невозможно держать народ постоянно в сборе для ведения управленческих дел (противник представительной демократии). К тому же законодатель не должен занимать исполнением законов.

Монархия; одобренная всем народом и выборная, представляется Руссо законной (как форма правительства) - республиканская монархия. Монархическое правительство самое сильное, но легче всего поддается частным желаниям.

Аристократия; сильные и умные управляют народом, а народ выбирает их, демонстрируя при этом свою мудрость.

Идеал для Руссо: форма государства – демократическая, форма правительства – аристократическая.

К.А.де Сен-Симона

Клод Анри де Сен-Симон (18-19 вв.) родился во Франции, представитель утопического социализма.

Произведения: "Очерк науки о человеке", "Промышленная система", "Новое христианство".

История по Сен-Симону проходит 3 этап в развитии:

- теологический (период господства религии, рабовладельчесоке и феодальное общества);

- метафизический (период крушения феодальных и теологических систем);

- позитивный (будущий общественный строй, основанный на науке).

Концепция Сен-Симона позвоялала обосновать необходимость установления нового общественного строя, рассматриваемого как закономерный результат предшествующей истории.

Для Сен-Симона "ассоциация" есть прежде всего объединение промышленности, достигаемое путём максимальной централизации производства. Поэтому и политика как наука об обществе должна превратиться в науку о производстве, т.е. науку, ставящую себе цель установление порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства. Иными словами политика превращается в науку об организации промышленности.

Сен-Симон выделяет три класса: 1) учёных, 2) собственников, 3) неимущих.

Проект справедливого общественного устройства предполагает, что всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества. При этом сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическим процессами.

В пректах политической организации будущего промышленного строя Сен-Симон сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатную парламентскую систему. Но между королём и палатами создаются две новые инстанции: 1) Совет учёных - разрабатывает план социальный преобразований, 2) Совет промышленников - составление проекта бюджета и проверка его исполнения.

Осуществление реформы должно было произойти сверху. Сен-Симон полагался на королевские волю и власть.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 915; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!