Учения Аристотеля о государстве и праве.



Аристотель (4 век до н. э.) родился в Стагирите.

Ученик Платона, увлекался его критикой. Платон обращён к идеалу, поглащён религиозно-метафизическими проблемами, Аристотель не отрицает высших сил, но они его не слишком занимают. Он земной, а людская жизнь для него реальна. Решающее средство познания он видит в опыте.

Работы: "Политика", "Афинская полития" и "Этика".

Под этикой тогда понимали весь свод традиций. Политику Аристотель понмал шире, чем сейчас, он включал в неё и этику, и экономику. Политика - высшее благо человека и государства. Государство же - творение природы, в его основе потребности людей. Человека Аристотель определял как "политическое животное" и  выделял три ступени объединения людей:

- семья;

- деревня;

- полис - органическое целое, стоит выше семьи и индивида; высшая форма объединения (черты: территория и объединение людей).

Рабство неизбежно и естественно, т.к. одни по своей природе рабы, а другие - свободны.

Аристотель критикует коммунистический проект Платона. Частная собственность представляет результат себялюбия, т.е человек трудиться для себя а что выгодно гражданину, то выгодно и полису, она естественна. Общая собственность противоестественна, т.к. общий интерес ничейный.

Аристотель осуждал чрезмерное богатство и выделял две формы накопления: 1) своим трудом, что выгодно полису и 2) посредством спекуляции.

Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а её плоды использовались для общего блага. Упразднение семьи (платоновское) также уничтожает стимул к труду.

Право - нормы, которые регулируют общественную жизнь, придают её определённую форму и стабильность:

- естественное право (всеми признано и не нуждается в законодательном оформлении);

- условное (нормы в форме соглашений и законов).

Сраведливость, аспекты: общее благо - служит общей пользе, равенство - справедливо для равных. Виды:

1) уравнивающая

2) распределяющая

Важный показатель справедливости - отстутствие крайностей между бедными и богатыми.

Этический принцип- ничего чрезмерного.

Совершенная форма правления - полития.

Форма правления и их смена. Классификация форм государства в «Политике» проводится по двум критериям: по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства) и по достигаемой цели. В правильных государствах верховная власть преследует цели общего блага граждан, в неправильных правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает 6 видов государственного устройства: правильные – монархия, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия и демократия.

Монархия – реальное сосредоточение в руках правителя власти.

Тирания – неправильная монархия – худшая из всех форм правления.

Аристократия – власть ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц – предпочтительнее монархии.

Олигархия – это господство богатых.

Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Необходима полития - смешанная форма, возникающая из сочетания лучших свойств олигархии и демократии. Полития представляет собой строй с преобладанием собственников средних размеров, что гарантирует "самодостаточность" семей и ослабляет противоречие между богатством и бедностью.

Демократия – неустойчивая форма правления.

Политико-правовая концепция ислама.

Ислам - самая молодая из религий, возникшая в 7 веке н. э. на Аравийском полуострове; монотеистическая. Основатель - Мухаммед.

Источники: Коран (чтение, декламация) и Сунна (собрание текстов). Эти источники не знают термина "государство". Имамат - руководство, халифат - преемство.

Мухамммеда выгнали из Меки, но в Ястрибе ему удалось свергнуть правящую верхушку и стать не только религиозным лидером, но и правителем.

Первым вождём был Мухаммед, потом были Абу-Бекра, Омар, Осман, Али, но родственник Османа Муавия начал войну против Али, вследствии чего ислам раскололся. Сторонники Муавия                                                                                                                   Сторонники Али сунниты шииты.Община от имени Аллаха осуществляет власть, законы могут                                                                 Имам подчинён только Аллаху, т.е. он не

быть приняты только, если их нет в Коране и Сунне. Община не избирается религиозной общиной.

передаёт прав халифу, только функции.

 

 

Г. Гроций.

Гуго Гроций (16-17 вв.), Голландия.

Труды: "Свободное море", "О праве войны".

До учреждения государства люди находились в естественном состоянии, у них не было частной собственности. Но по мере развития искусств и ремёсел каждый стал считать себя собственником. Исчезло равенство, появились конфликты. Чувство безопасности было утрачено, и люди по своей воли заключают общественный договор, т.е. объединяются в государство. Народ был когда-то суверенным, но добровольно передал свой суверенитет.

Гроция считают отцом международного права. Он отрицает мнение, что в сила решает всё, по его мнению в основе международных отношений должны лежать, право и справедливость.

Гроций считал, что война должна быть запрещена. Он противопоставляет справедливые (оборонительные) и несправедливые войны (носят грабительский характер). Гроций призывал вести войны так, чтобы не страдало мирное население.

Он немного внимания уделял формам правления. Главное в том, чтобы та или иная форма отвечала потребностым человека. Тем не менее его симпатии склоняются к аристократическому или монархическому правлению.

 

 

Раннее христианство

Религия – одна из форм общественного сознания, характеризующаяся стремлением человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, верой в Бога. Основные (мировые) религии:

1) иудаизм (евреи) 3-2 тыс. до н.э. – первая последовательно монотеистическая религия; представлял собой религию одного народа, считавшим себя избранным на том основании, что Бог через Моисея дал ему закон. Христианство зародилось в иудейской религии, но вскоре откололось от него, оно космополитично.

2)           буддизм – сер. 1 тыс. до н.э.;

3)                христианство – 1 век н.э.;

4)                ислам – 7 век н.э.

Христианство возникло в восточной провинции Римской империи (в среде евреев) как способ удержаться в хаосе. Акт распятия Иисуса Христа – отправная черта. В 4 веке н.э. христианство стала государственной религией.

Источники христианства:

1) Библия – 66 книг, состоит из 2 частей Ветхий (для иудеев) и Новый завет (не признаваемый евреями). Новый завет состоит из 4 Евангелий («благая весть», от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), книги Деяний апостолов, 21-го соборного послания апостолов и Откровения апостола Иоанна Богослова, более известного под название Апокалипсис («откровение»).

Учения святых отцов церкви, постановления самой церкви.

Конфессия – религиозное объединение в рамках вероучения (католичество, православие, протестантизм).

Учение христианства дает новую картину мира. Античность - круговорот, цикличность. А христианство – линейное направление развития (идея конца мира).

Источник идеологии раннего христианства – Новый завет.

Основные идеи: 1) идеи свободы (религиозная свобода); 2) идеи равенства; 3) анархизм (отрицание земной власти); 4) революционность (эсхатология – учение о конце мира); 5) коммунизм (общность имуществ, всеобщая обязанность трудиться, распределение по труду или по потребностям); 6) непротивление злу насилием; 7) приоритет религиозной нормы перед правовой. Первые христиане осуждают богатство, связывая его с угнетением бедных. Христианские общины поддерживали связи друг с другом и по мере их распространения становились как бы государством в государстве (Риме). Стремились отгородится от государства, решать свои дела без государственного вмешательства. Преследование христиан со стороны государства (обвиняли в анархизме, в подрыве империи) не сломили их дух, а лишь подогрели рвение. Со временем общины обрастали хозяйством, святых заменяли чиновники, складывалась иерархизированная и централизованная организация, у которой появились мирские интересы. Главной целью церкви становится расширение своего влияния, ранее отгораживавшаяся от государства, теперь налаживает с ним отношения. Константин был первым христианским императором. Гонимая церковь стала господствующей. Христианство доминировало в европейской политической мысли более тысячелетия. Эпоха феодализма прошла под его знаменем. Итог: христианство выдвинуло идею об отделении духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит всецело государству, которое поглощает человека. У человека появилось первое неотъемлемое право на бессмертие. В разделении властей заложена основа сопротивления. Христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитало ее идеями нравственной ответственности (призывы к милосердию, любви к ближнему). Провозглашение равенства всех народов и социальных групп, уважение к физическому труду также связывают с христианством. Но христианству было свойственно пренебрежение к проблемам этого мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!