Учение Ж.. Бодена о гос-ве и праве.



Политико-правовые учения Древней Индии.

В первой половине II тысячелетия до н. э. в Индию приходят арийские племена - ведийская эпоха.

Веды - священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение; первые источники политической мысли. Наибольший интерес представляли "Ригведа" (сборник гимнов) и "Атхарваведа" (сборник заговоров и заклинаний).

Брахманизм - политеистическая религия, но среди богов выделяется один.

Исходный пункт ведийского мировоззрения - мысль о божественном создании мира и общественного строя.

С "Ригведы" берёт начало концепция всемогущего космического или божественного закона - риты (порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определённого поведения). Наряду с ритой в ведах употребляется дхарма (весь круг обязанностей и ответственности человека).

"Закон кармы" - жизнь человека определяется не слепой судьбой, а поведением человека.

"Данда" - символ царской власти, наказание.

В ведах и комментариях к ним выдвигалось два решения происхождения кшатры (царская власть):

- создание правителей богами;

- избрание их людьми;

Впоследствии они получили более подробную разработку; история общества до возникновения политической власти делилась на два этапа:

1) счастливая жизнь, когда все соблюдали дхарму;

2) анархия, возникновение которой сделало необходимым установление царской власти для защиты слабых и для создания условий, в которых будут соблюдать дхарму.

Ведийская эпоха заканчивается в середине I тысячелетия до н. э. Наступление нового этапа позволяет судить о возникновении крупных территориальных объединений, находившихся под властью монарха. Существовало 16 "великих стран", соперничество между которыми привело к возвышению государства Магадхи, апогей могущества которого пришёлся на годы правления династии Маурьев (4-3 вв. до н. э.).

Царь Ашоки объединил почти всю территорию.

Буддизм - учение, которое проповедовал Сиддхартхи Гаутама (5-4 вв. до н. э.).

Артхашастра (памятник политической мысли Др. Индии) - наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, наставление по искусству правителя. Автор - Каутинья.

Последний источник индийской политической мысли - "Законы Ману".

 

Политико-правовые учения Конфуция.

Конфуций (6-5 вв. до н. э.) родился в Китае, труд: "Беседы и высказывания".

Конфуция не слишком занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо и загробная жизнь.

Основу его политичского учения составляют принципы:

Дэ- принцип добродетели, распространяющийся на всех, кто управляет государством. При управлении государством люди должны следовать ритуалам, должны быть идеальными, у них них должны быть чувства долга, гуманности.

 Дао- благородный чиновник всегда следует справедливости, готов к отставке.

Конфуций стремился возродить ритуалы, поэтому отвергал новые законы. Если управлять посредством законов и прибегать к насилию и суровым наказаниям, люди будут стараться избегать наказаний, но стыда они не почевствуют. Если же управлять с помощью дэ, у людей появится стыд. Но нравственности чиновников мало. Основа стабильности - чёткая организация и формализация общественной деятельности. Каждый должен соблюдать свои обязанности и находиться на своём месте. "Принцип исправления имён" - социальный статус должен соответствовать поступкам.

Государство Конфуций уподобляет гигантской семье, где царь - отец и должен заботиться о народе, его обязанность - накормить народ; патриархальная концепциявласти.

Он симпатизировал феодально-удельной аристократии, но хотел чтобы люди были благородные не по происхождению, а по нравственности.

Итог: стремился восстановить нравственные принципы, побудить государя служить общему интересу, но это нереалистично.

Учение Платона о государстве и праве.

Платон (5-4 вв до н. э.) родился в Греции, объективный идеалист.

"Государство".

Оющество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворитб совместно на основании разделения труда. Каждый должен заниматься своим делом. По отдельности представители всякого рода занятий нежизнеспособны. Полис - органическое целое со своей структурой и функциями. Интересы целого выше частных. В душе каждого человека три начала (разумное, яростное и вожделеющее). Справедливость в том, что каждое сословие занимается своими делом. Платон осуждает крайности бедности и богатства, они подрывают единство государства и общих интересов. В этих двух партиях складываются группы, защищающие свои интересы. Частная собственность (корень всех противоречий) приводит к расколу на бедных и богатых. У первых сословий её не должно быть, а также семей. Диалог "Гоударство" называют коммунистическим трактатом, но это коммунизм для двух сословий и потребительский. Лучшая форма правления - аристократия.

"Законы".

  - большая роль отводится установленному законом порядку;

- гражданам разрешается жить семьями;

- иметь дом и участок;

- нет сословий, но есть классы и разрешён переход по имущественному признаку.

Жизнь по-прежнему контролируется. Есть граждане и неграждане.

Идеал государства - смешение принципов монархии и демократии.

Учение Ж.. Бодена о гос-ве и праве.

Жан Боден (16 век) - идеолог абсолютизма во Франции.

 "Метод лёгкого изучения истории","Шесть книг о государстве".

Государство - правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, при суверенной власти. Только главы государств являются гражданами общества. Главный признак государства - суверенитет, т.е. постоянная и абсолютная власть. Суверенитет един. Абсолютная власть означает, что суверен стоит выше законов. Единство и неделимость суверенитета Боден связывает с принадлежностью власти одному лицу или органу. Суверенитет реализуется в издании законов, в их изменнении.

В зависимости от того, в чьих руках суверенитет, Боден выделяет три формы государства:

- демократия

- аристократия

- монархия

Формы правления те же. Симпатии Бодена на стороне наследственной монархии, способной во время смут навести порядок. Монархия прямо отвечает природе суверенной власти, её неделимости. Лучшей формой государства во Франции Боден считает королевскую монархию. Верховная власть целиком принадлежит монарху. Право - выражение разума, включает как нормы так и прнципы. Боден внёс важный вклад в политическую теорию - концепция суверенитета.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!