Политико-правовые взгляды М.А.Бакунина.



Михаил Александрович Бакунин (19 век). Произведения: "Государственность и анархия", "Кнуто-германская империя", "Революционный катехизис".

Происхождение государства Б. рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие её черты и инстинкты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие – основа для возникновения государства. На дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей замешано государство. Государство исторически возникает во всех странах от союза насилия, опустошения, грабежа. Государство без рабства и насилия бессмысленно.

Вместо государсва Бакунин помышляет создать после социальной революции новый строй, основанный на «идее свободы». Свобода индивидов и ассоциаций – это априорный принцип, сочетаемы с принципом равенства, справедливости, солидарности. Государство должно быть разрушено, а также любой авторитет, опирающийся на принуждение. Гос-во заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона.

Свобода индивида – это "отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных". Бакунин стремится к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, кот-е во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности. Только так можно достичь свободы каждого. Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих спсобностей и полного пользования ими путём воспитания, научного образования и материального благополучия. Свобода – не самоцель, а то обязательное условие, наличие которого обеспечивает реализацию идеалов будущего. Свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому всё властно, построенное на принуждении, отвергается. Всякое государство – это противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. Поэтому нет разницы между полуварварской всероссийской империи и самым цивилизованным государством Европы. Бакунинский пафос отрицания гос-ти во многом основывался на анализе действительных противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества. Вред гос-ва проистекает из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности.

Правовые взгляды. Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотическими установлениями. Они порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному человеческому праву. В «Революционном катехизисе» в кач-ве устава для революционной организации Б. выдвинул требование об отмене всех действующих в европейских странах гражда. и уголовных кодексов, на том основании, что они противоречат общечеловеческому праву. Праву политическому, официальному Б. противился. В не меньшей степени, чем скажем навязыванию догматов религии и церкви, оправданию привилегий и богатства. Правовая программа Б. была расплывчатой и лишённой концептуальной завершённости. В основу правовых отношений положил труд. Лишь свободным, разумным трудов человек творит цивилизованный мир.

Переход к анархистской федерации надеялся осуществить посредством народного бунта, носящего массовый и в немалой мере стихийный характер. Отрицал идею лавристской программы – о необходимости пропаганды социализма «в народе». Исторический облик народов проявляется в их отношении к соц. рев-ции (народы «способные» к ней и «неспособные». Русский народ способен к соц. рев-ции, он «бунтарь по натуре». Идея Бакунина о рев. избранности русского народа импонировала многим народникам. Для революции необходимо соединить революционный инстинкт мужика с идейностью интеллигенции, кот-я сможет поднять вдруг все деревни. Задача интеллигенции – вызывать все эти бунты.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!