VI. Пьеса «Утро» - прослушивание



(Педагог просит угадать знакомую мелодию и исполняет на­чало пьесы «Утро» Э. Грига.)

— Как называется это произведение?

— Что изображает музыка этой пьесы?

— Какой композитор сочинил пьесу «Утро»?

— Спойте главный мотив пьесы на гласный звук «а». (Пропевание лейтмотива на гласный звук «а».)

На одном из занятий вы сочиняли свои импровизации на та­кой текст:

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло.

(Класс повторяет текст. Затем поет на мелодию пьесы «Утро».)

Вы вспомнили это произведение, осталось его прослушать. Как и на прошлом уроке, выполните задание: закройте глаза, опу­стите голову и поднимите ее в тот момент, когда музыка нарисует восход солнца. (Прослушивание произведения.)

Особенность музыки заключается в том, что это вид искус­ства, который может показать развитие события во времени. На­пример, картина способна показать только то, что происходит в какой-то один момент. Посмотрите на картины, размещенные на доске: на них время словно остановилось, замерло на мгно­вение. А музыка может показать, как событие или явление раз­вивается, становится другим. Это очень хорошо прослеживается в пьесе Э. Грига «Утро». Запомните: музыка показывает развитие события во времени.

— С каким русским композитором Э. Григ был в дружеских отношениях? (С Петром Ильичом Чайковским.)

Что роднит музыку этих двух композиторов? (Мелодичность, песенность, напевность.)

VII. Повторение пройденного материала

— Какие «музыкальные пейзажи» композитора П.И. Чайков­ского вы слушали на уроках музыки?

Поясните слова П.И. Чайковского: «Я еще не встречал чело­века, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Послушайте романс «Благословляю вас, леса» и отметьте его художественные особенности. (Прослушивание романса и разбор его выразительных средств.)

Послушайте начало романса другого русского композитора, вспомните название романса и фамилию его автора. (Педагог исполняет вступление и начало мелодии романса М.И. Глинки «Жаворонок». После того как учащиеся отгадывают, проводится прослушивание произведения.)

— Можно ли романс «Жаворонок» отнести к «музыкальным пейзажам»?

— Что рисует вступление этого романса?

— Что такое солист? (Один исполнитель.)

— Что такое ансамбль? (Это группа исполнителей, выступаю­щая как единый коллектив.)

— Что такое пейзаж? (Картина, изображающая природу.)

VIII. Знакомство с термином «лирика»

В искусстве есть такое слово — лирика. Этим словом обычно характеризуют произведения — музыкальные или литературные, в которых автор передает свои личные чувства и переживания. Запишите в тетради определение: «Лирика - чувства автора, ко­торые он передал в своем сочинении».

Очень часто картины природы созвучны личным пересыпани­ям автора. Вот писатель рассказывает о чем-то грустном, и при­рода это подчеркивает:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

А.Н. Плещеев

Какое здесь настроение у автора? (Скучное, унылое.) И природу он рисует грустную, унылую. А вот другое настроение и совсем другое описание природы:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

А.С. Пушкин

Здесь настроение совсем другое — бодрое, радостное, человек  приветствует приход красавицы-зимы.

— Вспомните известные примеры лирических стихов с разным настроением.

(Школьники вспоминают стихотворения.) В музыке настроение автора также присутствует почти в каждом произведении.

— Скажите, какие чувства композитор передает в пьеce «Утро»? (Ожидание рассвета, тревогу, радость от восхода солнца.)

Какие чувства автор передает в романсе «Благословляю вас, леса»?

— Какие чувства автор передает в романсе «Звонче жаворонка пенье»?

— С помощью чего композиторы передали свои лирические переживания? (С помощью средств музыкальной выразитель­ности.)

IX. Вокальная импровизация

Сегодня вы должны вспомнить разные приемы исполнения фраз — вопросительную, когда задаете вопрос, и спокойную, утвердительную. Весёлое  стихотворение, которые вы начнете разучивать, называется «Считалка».

(Педагог читает текст, который школьники повторяют и за­учивают с нужными интонациями.)

— Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!

— Чики-брики, ты зачем?

— Чики-брики, за овсом!

Закройте на миг глаза ладонями и придумайте свои интонации для вопросов и ответов. (Школьники сосредоточиваются, после чего показывают свои варианты импровизаций.)

Теперь попробуем спеть ваши сочинения по парам - так, как вы сидите за партами. Один из вас споет вопрос, второй ему от­ветит. (Вокальная импровизация в парах.)

Окончание этой считалки вы разучите на следующем уроке.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!