Основные стоянки на суфийском пути.



 

1. Покаяние (тауба) – первая стоянка тариката. Тауба означает решимость порвать с обычным формальным отношением к шариату и желание посвятить свою жизнь самоусовершенствованию. Если в шариате тауба означает осознание греха, раскаяние и желание не повторять этого греха, то в тарикате это понятие углубляется и означает полное обращение человека к своему Творцу. Ведь все сущее есть Творец, а, следовательно, и грех сопричастен природе Творца. Поэтому размышление о своих грехах и желание больше не совершать их – это лишь полпути. Необходимо понять, что греховный человек – это клетка в теле Бога; клетка, в которой нуждается Бог, но клетка, которая поражена недугом и которая может победить этот недуг, при условии, что сможет пройти остальные шесть ступеней тариката.

2. Осмотрительность (вара) – это вторая ступень тариката, основной характеристикой которой является крайняя скрупулезность в различении дозволенного (халал) и запретного (харам). Халал и харам четко обозначены в Законе, который педантично прописан в Торе, Евангелиях и Коране.

3. Воздержанность (зухд) – третья стоянка тариката, к которой естественным образом приводит вара. Воздержанность – это состояние человека, когда он не использует в своей жизни всего того, что попало в категорию харам, т. е. все то, что в Законе именуется грехом. Зухд возводит человека на следующую ступень духовного роста – нищету.

4. Нищета (факр) – состояние незацепленности человеческого сознания за материальные блага и земные ценности. Когда Иисус утверждал, что блаженны нищие духом, он имел в виду именно это состояние души. Нищета духа – это отсутствие зацепок за земное. Зацепка – это наличие в человеческом сознании приоритета земных ценностей над небесными. Пророк Мухаммед говорил: «Нищета – моя гордость». Но хорошо известно, что после женитьбе на Хедидже, материальное положение Мухаммеда было весьма завидным для простого смертного. Пророческая же миссия Мухаммеда началась именно после женитьбы. Стало быть, его слова о нищете не относились к материальному положению, а к духовному. Осознание себя духовно нищим – это осознание того, что ничего, чем бы ни обладал человек (от материальных благ до уникальных психических способностей), не является его собственностью, т.к. все это происходит от благосклонности Творца и вменяется человеку как дар Бога.

5. Терпение (сабр) – пятая обязательная стоянка в тарикате. Терпение – основная добродетель суфия, суть которой сводится к покорному приятию всего, что трудно переносимо. Причем это касается как положительных (напр., деньги, слава, уважении и др.), так и отрицательных (напр., нужда, болезни и др.) сторон жизни, потому что положительные стороны жизни суфием воспринимаются как благодать Бога, а отрицательные – как испытания, которые посланы Творцом и которые человеку необходимо с достоинством пройти, дабы доказать Богу свою приверженность к Нему.

6. Упование на Бога (таваккул) – это шестая обязательная стоянка суфия. Чтобы правильно ее понять, необходимо вспомнить высказывания Иисуса о том, чтобы человек оставил свои заботы о завтрашнем дне и уподобился птицам небесным. Истинный суфий воспринимает время не как бесконечность, поделенную на прошлое, сейчас и будущее. Истинный суфий воспринимает время как вечное сейчас, потому что прошлое уже не существует, а будущее еще не наступило, и в этой связи они не являются чем-то реальным. Суфий остро ощущает свою вовлеченность в историю мира и в непрекращающийся диалог со своим Творцом. Поэтому для суфия не столь важно каким он был раньше или каким он будет в будущем, для него важно каков он здесь и сейчас. Поэтому во всех своих начинаниях суфий всегда уповает только на Бога.

7. Покорность (рида) – последняя обязательная стоянка в тарикате. Рида – это спокойствие сердца в отношении течения предопределения. У каждого человека имеется свое предопределение, которое дано ему Творцом. Это предопределение складывается в согласии с тем, как жил человек в прошлых жизнях. То есть человек в любом случае пожинает то, что посеял. Это никем и ничем неустранимый закон кармы. Поэтому все, что происходит с человеком в его сегодняшней жизни, есть результат всего опыта его души, прошедшей долгий путь бесчисленных инкарнаций. 

 

Таваккул и рида – это состояния, которые культивируются целым направлением в йоге – бхакти-йогой. В этой связи мы в очередной раз видим как много общего в разных эзотерических традициях и что суть их всегда одна и та же – передать человеку самое необходимое знание, которое поможет человеку обрести истинное счастье в слиянии со своим Творцом.

Последние две стоянки подводят путника к концу пути. Здесь начинается последняя стадия совершенствования. т.е. реальное, подлинное бытие. Достигнув ее, суфий именуется ариф - познавший. Он постигает интуитивно самую суть Истины.

Хакикат.

Наивысшая ступень духовного восхождения в суфизме – это Хакикат. На этой ступени человек поклоняется Богу так, как будто он видит Его, ведь если человек не видит Бога, то Бог все равно видит человека. Эта форма поклонения именуется «ихсан» («чистосердечие»). Внутреннее сосредоточение на Создателе, ощущение Его взора и наблюдения представляют собой суть хакиката. На этой ступени человек имеет непосредственное ощущение Творца, становится мистиком, имеющим знание о том, кто такой Творец.

 

На уровне хакиката человек достигает определенных психических состояний, именуемых термином «хал». Хал, в противоположность макаму, собственными усилиями путника достигнут быть не может, т.к. хал – это божественная милость, ниспосланная свыше и исчезающая также мгновенно, как возникла. По вопросу о длительности хала у теоретиков единого мнения не выработано, как нет его и по вопросу о классификации хала.

 

Вот основные разновидности хала:

1) курб («близость») – такое состояние, при котором человек ощущает себя как бы стоящим в непосредственной близости к Богу, ощущает устремленные на него взоры Божества;

2) махабба («любовь») – волна горячей любви к Богу, подателю всех благ;

3) хауф («страх») – припадок ужаса, сознания греховности и неспособности хотя бы в малейшей мере выполнять свои обязанности перед Богом;

4) раджа («надежда») – проблеск утешения при мысли о милосердии и всепрощении Бога;

5) шаук («страсть»);

6) унс («дружба»);

7) итманина («душевное спокойствие») – состояние блаженной уверенности в милости Бога;

8) мушахада («созерцание») – состояние, в котором человек не только ощущает близость Бога, но как бы и видит Его;

9) йакин («уверенность») – высшая степень сознания реальности духовного мира, ничем не поколебимая.

10) фана - ощущение вечности и бесконечности, нераздельной слиянности с Творцом.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 944; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!